» » » Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества


Авторские права

Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества

Здесь можно купить и скачать "Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества
Рейтинг:
Название:
Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-3293-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества"

Описание и краткое содержание "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена исследованию институциональных, социокультурных и функциональных характеристик ювенальной инвалидности в Российской Федерации как проблемы, обусловленной противоречием между потребностью в полноценной социализации, социальной интеграции и самореализации детей, подростков и молодых инвалидов, с одной стороны, и инститтшюнальным полем, призванным на практике обеспечить успешное осуществление указанных процессов, с другой. Книга предназначена для научных работников, специалистов социальной сферы, занимающихся проблемами инвалидности и разработкой программ по социальной интеграции детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, а также преподавателей, студентов и всех интересующихся данной проблемой. Ряд положений и выводов могут быть использованы в учебном процессе.






Становлению современной практической парадигмы способствовала теория культурных изменений М. Вебера. Основное отличие между концепциями культурных изменений у М. Вебера, К. Маркса и Э. Дюркгейма в том, что последние относятся к убеждениям и верованиям как последствиям действий социальных сил, в то время как М. Вебера, в основном, интересуют происхождение и трансформирующая роль духовной жизни. Согласно М. Веберу, люди придают форму социальной жизни посредством своих верований, ценностей или убеждений.

Современное развитие теории практик сегодня больше связывается с философскими концепциями Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера, «являясь удобной территорией для междисциплинарных исследований».79 У Л. Витгенштейна практика или «форма жизни» задает условия осмысленности повседневного языка, язык лишь функционирует на фоне всей совокупности практик, принятых в культуре. Он подчеркивает инструментальное использование языка в контекстах практической деятельности. В своей работе «Логико-философский трактат», посвященной проблемам логической формы и логических связей, Л. Витгенштейн обосновывает закон индукции реальными ситуациями, действиями, которые постоянно присутствуют в практической деятельности индивида. Конечное оправдание индуктивных методов находит своё оправдание в действиях индивида, т. е. в практике.80

В социологической концепции понятие практики символизирует попытки найти компромисс между объективизмом системно-структуралистского подхода и субъективизмом феноменологии, предложив выход из сложившейся ситуации через категориальный синтез в виде теории «структурации» Э. Гидденса или с помощью концепции «габитуса» П. Бурдье.

Теория структурации Э. Гидденса изучает механизмы социальных изменений в обществе. Социальная жизнь, общество созданы социальными акторами и постоянно воспроизводится ими теми же самыми средствами, которыми они реализуют себя как акторы. При этом Э. Гидденс говорит о «творческом» подходе акторов к социальным практикам, когда каждый актор вносит что-то свое в уже существующие образцы и модели поведения, одновременно видоизменяя их и себя. Поэтому целесообразно говорить о непрерывном постоянном потоке поведения как отдельного взятого социального актора (индивида), так и целых поколений. В отношении лиц с инвалидностью данный момент просматривается в сложившихся стереотипах, системе социальной помощи и поддержки, действующих на протяжении значительного времени.

Действующая личность по Э. Гидденсу обладает процессуальной характеристикой – «интенциональностью», являющейся одной из составляющих человеческого поведения. Интенциональностью Э. Гидденс и объясняет человеческое действие и взаимодействие. Э. Гидденс пишет: «именно благодаря постоянному взаимодействию индивидуума с окружающей действительностью (социальным миром) устанавливается связь между миром личного и миром общественного».81

П. Бурдье внес новую интерпретацию данного термина. Практика у П. Бурдье всегда единична и экстериорна, и когда агент с ней сталкивается, тогда это практика становится практикой «другого», либо «овнешняет» ее, и тогда она становится собственной практикой агента.82 Таким образом, практика имеет социальный характер, так как включает в себя всё то, что социальный агент делает сам и с чем он встречается в социальном мире. По мнению П. Бурдье, «габитус» – «это системы устойчивых и переносимых диспозиций, структурированные структуры, принципы, порождающие и организующие практики и представления, которые могут быть объективно адаптированными к их цели, но не предполагают осознанную направленность на неё и непременное овладение необходимыми операциями по её достижению».83 «Габитус», по П. Бурдье, порождается средой, путем их интериоризации индивидом и является результатом индивидуального социального опыта индивида. Отсюда, «габитус» – принцип практик индивида, «социальное чувство», т. е. нечто спонтанное и нерациональное, продукт интериоризации объективных предпосылок».84

Принципиальным моментом является то, что «габитус» целостен и не может быть разложен на отдельные составляющие его диспозиции. Следовательно, практики членов группы координированы сходством «габитуса», и выступают основой для сплоченности и солидарности. Благодаря введению концепции габитуса, наука о практике у П. Бурдье не только не преодолевает противоречия «объективизм-субъективизм», но делает их необходимыми, хотя и недостаточными стадиями его диалектического метода (диалектики объективизации и инкорпорации). Это противоречие рассматривается между структурным окружением и унаследованными структурными диспозициями (габитус), которые заставляют их воспроизводить окружение, пусть даже и в трансформированной форме.

Понятие практики поясняет теория фреймов, предложенная Ирвингом Гофманом. Английское слово «фрейм» обозначает широкий круг понятий, связанных со структурированием реальности, в широком смысле это – «форма». И. Гофман имеет в виду перспективу восприятия, создающую формальные определения ситуации. Лексические эквиваленты фрейма – рамка, схема, план, шаблон, сценарий и др. Как замечает В. Вахштайн, фрейм – это одновременно и «матрица возможных событий», которую таковой делает расстановка ролей, и схема интерпретации событий субъектами, в них участвующими. Фрейм и «внутри» и «снаружи», и воспринимаемое и средство интерпретации воспринятого.85 По И. Гофману, происходит постоянное «фреймирование» реальности. Фреймы преобразуют рассыпанную на отрезки, или фрагменты (strips), эмпирическую реальность в определении ситуаций. На этой основе становится возможным и социальное взаимодействие, связанное с пониманием. И. Гофман говорит о «ключах» (keys) и «переключениях» (keyings) фреймов – соотнесении воспринимаемого события с его идеальным смысловым образцом. Key – это ключ, обозначающий тональность межличностного общения. Keying – транспозиция темы из одной тональности в другую. Keying означает также настройку распознавания ситуации. Хотя мы видим одни события, мы имеем основания («ключи») говорить, что на самом деле они означают совсем иное: мы создаем нереальный мир, чтобы понимать мир реальный, и настраиваем эту процедуру так, как настраивается музыкальный инструмент.86

В повседневной практике индивиды, вовлекаясь в ту или иную деятельность, могут по-своему интерпретировать социальную реальность, дезорганизуя в конечном итоге социальную ситуацию. И. Гофман обратился к специфической форме искажений в повседневном опыте, связанных с определением способностей человека. Когда о человеке судят исключительно на основе оценки его способностей, как сложилось в медицинской модели в случае с инвалидами, и при этом не учитывается его собственное мнение, возникает систематическое продолжительное смещение фрейма, приводящее к изменениям в самой личности. Исследователь приводит ситуацию, произошедшую винтернате для умственно отсталых штата Айдахо, где был обнаружен мужчина с коэффициентом интеллектуального развития (IQ) 135 баллов. Его взяли в интернат в детстве по настоянию родителей, которые считали его умственно неполноценным, но лишь тридцать лет спустя выяснилось, что он был лишь глуховат. В результате, несмотря на высокий IQ, тридцать лет пребывания в закрытом заведении сделали этого пациента социально неадекватным. «Подобные роковые ошибки происходят практически везде, где организационная машина, действующая как сортировочное устройство, оценивает человека и решает, какова будет его дальнейшая жизнь», – заключает И. Гофман.87 Таким образом, общество, отмечая отсутствия некоторых способностей у индивидов, лишает их в конечном итоге «нормальной» жизни и принуждает их к определенному типу поведения. Чаще всего это происходит в результате недостатка информации, как показано в приведенном примере.

Итак, социальные практики – это постоянные, типичные индивидуальные или коллективные социальные действия и взаимодействия людей, основанные на традиционных правилах, нормах и принципах общества. Они понятны, привычны и содержательны для всех, существуют для удовлетворения потребностей, реализации целей и решения задач индивидов. С одной стороны практики подчеркивают привычки, стереотипы, привязанности, склонности, увлечения и интересы индивидов, с другой – обусловливают целенаправленность, целесообразность и рациональность такого поведения.

Процесс установления и воспроизводства нормативных границ в отношении инвалидов сегодня реализуется в совокупности разнообразных практик исключения, социальной маркировки и типизации социальными институтами.

Концептуализация практик социального исключения осуществляется в контексте концепции культурных изменений М. Вебера, концепции практик Л. Витгенштейна и М. Хайдеггера, а также разработок отечественных социологов В.В. Волкова и Л. Г. Ионина. Исключение попадает в центр общественного дискурса равенства из сферы социологического анализа власти, стратификации и классовой структуры. Фокусирование на практиках социального исключения является, по мнению ряда авторов, продуктивным подходом, ибо рассматривает исключение как процесс выработки и реализации стратегий, при помощи которых осуществляется вытеснение одних социальных групп или индивидов из сферы доступа к престижным ценностям, власти и другим ресурсам за счет других, а также при помощи которых социальные группы заявляют и отстаивают свои права на ресурсы и вознаграждения.88


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества"

Книги похожие на "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Жигунова

Галина Жигунова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества"

Отзывы читателей о книге "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.