» » » » Виктор Руднев - Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России


Авторские права

Виктор Руднев - Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России

Здесь можно купить и скачать "Виктор Руднев - Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДашков и К016fe42b-d4b3-11e5-bb2a-0cc47a1952f2, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Руднев - Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России
Рейтинг:
Название:
Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-394-02467-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России"

Описание и краткое содержание "Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России" читать бесплатно онлайн.



В монографии раскрываются теоретические аспекты рынка рабочей силы, характеризуются основные тенденции его развития в России, показывается активная и пассивная роль государства в регулировании рынка рабочей силы. Особое внимание уделено вопросам совершенствования государственного регулирования рынка рабочей силы на современном этапе. Для научных работников и студентов экономических вузов.






Виктория Вишнякова, Виктор Руднев

Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России

Введение

Формирование нового класса наёмных работников проходило в условиях экономических кризисов 1992-1997 и 2008-2011 годов, финансового кризиса 1998 года, в сочетании с трансформационным кризисом, связанным с переходом от социализма к капитализма, что привело к образованию громадной резервной армии труда, низкому уровню оплаты, обнищанию населения, его вымиранию.

В высокоразвитых странах, в Китае, Кубе, Вьетнаме, и даже в ряде развивающихся стран особое внимание уделяется вложениям в человека за счет государства, а в России резко уменьшили эти вложения, а заработная плата не обеспечивает даже простое воспроизводство.

Национальный рынок рабочей силы превращается в транснациональный. Об этом свидетельствует усиление власти олигархического капитала, регистрация ими многих своих предприятий в оффшорах, увеличение в результате этого доли иностранного капитала, выезд высококвалифицированных работников в высокоразвитые страны, быстрый рост менее квалифицированной иностранной рабочей силы за счёт мигрантов.

Современный этап развития России характеризуется серьезными проблемами в сфере трудовых отношений, среди которых – неэффективная занятость, высокая скрытая безработица и завышенные данные о занятости, низкая производительность труда и заработной платы, высокий уровень неравенства заработной платы и доходов, углубление дифференциации основных показателей, характеризующих региональные рынки рабочей силы и др.

Сформировавшийся рынок рабочей силы требует усиления государственного регулирования и новых воспроизводственных отношений. Во время стагнации экономики, вопрос государственного регулирования рынка рабочей силы актуален, поскольку грамотные действия государства могут устранить многие негативные последствия российских кризисов.

Выход России из воспроизводственного тупика (кризис реального производства и в 2013 году не преодолен, вымирание населения в большинстве регионов продолжается, заработная плата не обеспечивает воспроизводства рабочей силы) требует перехода к новому государственному регулированию.

Для России, с её громадными просторами, суровым климатом проблема государственного регулирования всегда была крайне актуальной. К тому же за годы советской власти был накоплен громадный опыт государственного планирования, программирования, прогнозирования. В России была разработана и применена система балансов. Многое из этого опыта социализма использовали высокоразвитые и слаборазвитые капиталистические страны. Однако российские реформаторы положили в основу своих преобразований неоклассическую, либерально-монетаристическую теорию. Сама концепция таких преобразований при переходе от социализма к капитализму ( говорилось « к рынку») была разработана в США: «Вашингтонский консенсус» и предполагала использование только рыночных рычагов и почти полный уход государства из экономики. С таким подходом не были согласны даже многие американские ученые. Лауреаты Нобелевской премии Л.Клейн, Дж. Тобин, К.Д.Эрроу, а также В.Леонтьев, Д.Норт, вместе с российскими экономистами еще в 1996 г. выступили с критикой либерально-монетаристских реформ в России. Свою критику этих реформ дал Д.Ю.Стиглиц.

По проблемам государственного регулирования экономики, формирования рынка рабочей силы опубликовано множество работ, но современное состояние рынка рабочей силы изучено недостаточно. Прежде всего это касается, особенностей формирования российского рынка рабочей силы, необходимости его государственного регулирования, проблем фактической занятости и скрытой безработицы.

Цель монографии заключается в обосновании особенностей формирования современного российского рынка рабочей силы и разработке основ его государственного регулирования.

✓ В монографии раскрыты особые условия формирования рынка рабочей силы в России, Выявлены основные тенденции формирования и развития резервной армии труда в Российской Федерации. Скрытая безработица связана с закрытием единственного предприятия в моногородах и сельской местности, при этом реальное количество так называемых «неактивных » превышает официальные данные втрое. «Неактивные» не ищут работу не потому что не хотят, а потому, что знают, что у них в регионе её нет. Застойная безработица (свыше одного года) составляет более трети от общего числа безработных и характеризуется миллионами людей опустившихся на «социальное дно».

✓ Показано, что заработная плата в России не выполняет ее основную – воспроизводственную функцию, что является основной причиной бедности и вымирания населения. Заработная плата в 4-6 раз ниже стоимости рабочей силы. Минимальная заработная плата более, чем на 1/4 ниже прожиточного минимума, а она должна быть не менее двух прожиточных минимумов (работника и 1 ребенка) при 2х работающих.

✓ Деиндустриализации страны и деколлективизации сельского хозяйства, вместе с криминальной приватизацией и проведением либеральномонетариских реформ привели к значительной потере рабочих мест, росту незанятых и нерационально занятых в экономике, теневым и неформальным отношениям на рынке рабочей силы.

✓ Особенности формирования рынка рабочей силы России, его состояние, требуют обеспечения воспроизводственных отношений, которые могут быть созданы при его государственном регулировании. В монографии предложен комплекс мер по усилению государственного регулирования этого рынка: проведение неоиндустриализации и вертикальной интеграции, инновационного развития экономики, изменение курса реформ, отказа от «вашингтонского консенсуса», от хранения государственных резервов в иностранных банках, от оффшорной экономики, усилению социальной защиты безработных, восстановление фонда занятости, повышение социальных пособий, активному вовлечению бирж труда в регулирование рынка рабочей силы, повышение их посреднической роли между предпринимателями и наемными работниками.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования рынка рабочей силы

1.1. Рынок рабочей силы: теоретический аспект

Рынок рабочей силы представляет собой совокупность социально-экономических отношений по поводу найма и использования работников в общественном производстве, отношений двух главный классов современного общества – наемных работников и предпринимателей. Этот рынок является основным в системе рынков. Продав свою рабочую силу, наемные работники получают возможность соединить ее со средствами производства, произвести продукцию и создать новую стоимость, которая значительно больше, чем стоимость рабочей силы, и получить заработную плату в лучшем случае близкую к стоимости рабочей силы. Предпринимателей в свою очередь интересует прибавочная стоимость (прибыль), которую они присваивают безвозмездно. Для них это движущий мотив производства. Главная функция это рынка – извлечение предпринимателями прибавочной стоимости, ее превращенной формы – прибыли. Эксплуататорская сущность этого рынка маскируется заработной платой, которая выступает как оплата труда.

На этом рынке в XX веке произошли определенные положительные моменты. Усилилась роль профсоюзов, которые превращают наемных работников в организованную силу. Кроме индивидуальных трудовых контрактов заключаются коллективные договора (соглашения). На национальном уровне заключается генеральное трехстороннее соглашение (Правительство, профсоюзы, союзы предпринимателей). Ныне все они субъекты рынка рабочей силы. Государство выполняет также функции Верховного арбитража в трудовых спорах профсоюзов и предпринимателей. Конечно оно, как правило, поддерживает предпринимателей. Работают биржи труда, через которые государства осуществляет оплату пособий по безработице, ведет переподготовку работников, вносит элементы регулированности в этот рынок.

Сейчас к наемным работникам относятся не только рабочие физического труда, но и работники интеллектуального труда. Сам труд носит творческий характер. Государство стало работодателем значительной части занятого населения и в сфере материального и нематериального производства. Равновесие между спросом и предложением на рынке рабочей силы существует только в теоретических моделях. В реальной жизни существует постоянное превышение совокупного предложения рабочей силы, над совокупным спросом на нее, так как существует резервная армия труда, которая возрастает в периоды кризисов. Резервной армией труда предприниматели распоряжаются как своей собственностью. Благодаря ей наемные работники вынуждены соглашаться работать на условиях, которые предлагает предприниматель.

Нельзя говорить об эффективной занятости при существовании массовой открытой и скрытой безработицы. Это потери и для общества и для самих работников, потеря их доходов, потеря уверенности в себе, уверенности в завтрашнем дне. Рынок рабочей силы не может в полной мере согласовать интересы продавцов и покупателей, так как это классовые интересы. Еще классик буржуазной политической экономии Д. Рикардо вывел закон противоположности заработной платы и прибыли.1 Не устраняется эксплуататорская сущность капитализма и при социально-ориентированном рынке шведского типа.2


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России"

Книги похожие на "Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Руднев

Виктор Руднев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Руднев - Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России"

Отзывы читателей о книге "Формирование и государственное регулирование рынка рабочей силы в России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.