» » » Клаус Фопель - Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе


Авторские права

Клаус Фопель - Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе

Здесь можно купить и скачать "Клаус Фопель - Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентТеревинфDRM39579a53-8d9d-11e3-9d2a-0025905a0812, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Клаус Фопель - Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе
Рейтинг:
Название:
Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-98563-418-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе"

Описание и краткое содержание "Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе" читать бесплатно онлайн.



Сочинение и рассказывание историй – отличное средство создания комфортной и творческой атмосферы в группе независимо от возраста участников. Упражнения, предложенные в книге, помогут сделать психологическую работу более глубокой, а саму группу более сплоченной. Они будут полезны всем, кто хочет научиться писать живее, рассказывать ярче, общаться свободнее. Процесс создания историй помогает «разбудить» в себе творческое начало, развивает интуицию и воображение, позволяет лучше узнать себя.

Книга будет интересна психотерапевтам, тренерам и психологам, ведущим групповые занятия, а также всем тем, кто стремится познать.






Клаус Фопель

Мастерская историй

Сочинение личных историй в групповой психологической работе

© Издательство «Генезис», 2002

* * *

Предисловие

Любовь к сказкам объединяет людей всех рас и национальностей. Даже народы, лишенные письменности, обладают своей собственной сокровищницей сказок, которые передаются из уст в уста, от поколения к поколению. Что же побуждает людей рассказывать и слушать? Одни истории воспитывают, передают жизненные ценности и мудрость. Другие сплачивают: слушая о битвах и победах, страданиях и счастье других людей, мы сближаемся с ними, и благодаря этому возникает ощущение, что мы уже не так одиноки перед лицом своих собственных проблем.

Чтобы удовлетворить нашу потребность в историях и сказках, ежегодно пишется огромное количество романов и рассказов, снимаются фильмы, рисуются комиксы. Телевидение тоже постоянно рассказывает нам истории, начиная с утреннего обзора дня и заканчивая криминальными новостями вечером. Даже сюжеты большинства компьютерных игр, которые так привлекают современных детей (например, «Супер Марио», «Стар Трек», «Расхитительница гробниц»), берут начало в сказках и мифах.

Во времена, когда не было ни кино, ни телевидения, люди собирались вместе, чтобы рассказывать друг другу истории. Часто представители разных поколений жили под одной крышей, и передача семейных анекдотов и историй происходила совершенно естественно, сама собой – вечерами за обеденным столом. Сейчас с этим сложнее, хотя большинство взрослых все-таки навещают родителей, бабушек и дедушек, чтобы наконец-то узнать что-нибудь об истории своей семьи. И многим очень тяжело рассказывать хоть что-нибудь о себе.

И тут за дело берется «Мастерская историй». Подростки и взрослые получают возможность «открыть» собственные голоса и быть услышанными. Это становится возможно в атмосфере безопасной группы, где нет страха быть осмеянным или раскритикованным. Истории, которые рассказывают наши участники, могут быть целительными – и эмоционально, и духовно. У всех нас есть доступ к «высшей мудрости», и бывает, мы обнаруживаем это только тогда, когда начинаем рассказывать наши истории другим.

Само слушание чужих историй может быть целительным. Когда мы слушаем истории других участников группы, мы можем увидеть, что не одиноки в своих поисках, тревогах, проблемах и вопросах. У нас есть спутники на этом пути.

Опыт «Мастерской историй» применим в любой обучающей или терапевтической группе. Рассказывание историй делает работу группы более глубокой, значительной, а саму группу более сплоченной. Помимо этого, истории помогут тем, кто хотел бы свободнее писать, живее рассказывать, кто хочет развить в себе креативность и интуицию. Они дают возможность ярче проживать свои чувства, лучше понимать свои эмоциональные проявления, а кроме того, развивают коммуникативные навыки и позволяют взглянуть на свою жизнь в новой перспективе. Кроме того, рассказывание историй помогает распознавать ограничивающие нас предрассудки и стереотипы, мешающие нам достигать своих целей.

Но самым главным является то, что когда мы записываем или спонтанно рассказываем свои истории, мы идем по пути шаманов, жрецов и поэтов. Да, мы уподобляемся Создателю. Мы открываем то творческое начало, что спрятано в глубине каждого из нас. И оно связывает нас с силами, которые дают нам жизнь.

Глава 1

Каждая жизнь – история

Краткая биография

Иногда у нас возникает потребность рассказать другим историю нашей жизни или по крайней мере некоторые моменты жизненной истории. Нам хочется, чтобы слушатель понял нас самих, наши эмоции, цели, нашу силу. Время от времени нам самим бывает необходимо взглянуть на собственную биографию: иногда – для того чтобы расположить к себе других или произвести на них впечатление, иногда – чтобы сделать важные выводы и поделиться ими с кем-то.

В течение жизни наше отношение к собственной истории меняется. В ранней юности мы испытываем повышенный интерес к чужим биографиям, поскольку в этом возрасте приходится решать, что именно мы хотим сделать со своей жизнью. И тогда мы вспоминаем то время, которое провели в школе, и истории своей семьи. Мы раздумываем, хотелось бы нам прожить жизнь, похожую на жизни родных, или же мы осознанно желаем идти иным путем?

В возрасте между 40 и 50 годами, то есть во второй половине жизни, собственная биография снова становится нам интересна. Мы подводим итоги и сравниваем старые цели с тем, чего мы достигли. Пришли ли мы туда, куда хотели? Шли ли мы правильным путем? Можем ли мы продолжать двигаться в выбранном направлении или должны резко изменить курс?

И в самом конце жизни мы вновь обращаемся к нашей биографии. Мы окидываем взглядом то, что уже прожито. В этот момент уже видна большая часть жизненного пути. Мы лучше видим и понимаем свои успехи и неудачи. Иной раз мы с сожалением вспоминаем о путях, которыми не пошли, и, вероятно, размышляем, как сложилась бы жизнь, если бы на каком-то этапе было принято другое решение. Мы ищем смысл бытия и надеемся, что сможем в конце концов сказать: «Это было неплохо». Если посчастливится, мы прощаем себе ошибки и готовы простить тех, кто нас ранил или разочаровал.

Кроме того, нам интересны биографии других людей, так как мы можем начать сравнивать свой жизненный путь с чьим-то еще и благодаря этому, возможно, находить ответы на важные вопросы.

Чем старше мы становимся, тем легче нам распознать те паттерны, то есть типичные образцы и шаблоны нашей культуры и среды, которые повторяются в нашей собственной жизненной истории. С другой стороны, мы все лучше начинаем осознавать уникальность своей биографии. Возможно, история жизни – самая важная составляющая личности.

Есть одна старая народная сказка с поэтическим названием «Дерево печали». В ней рассказывается, как люди постоянно жаловались Богу на все те заботы, что их одолевали. По их мнению, они заслуживали лучшей доли. Бог услышал их и предложил им вывесить все свои горести на дерево печалей. Каждый мог обменять свою заботу на чью-либо чужую. Люди ходили вокруг дерева, выбирая себе печаль полегче. Но после долгих поисков каждый решил, что лучше заберет себе свои заботы обратно.

Какой бы ни была история нашей жизни, мы должны быть с ней в ладу. Частично она создана нами, частично дарована нам судьбой. Наша личность – результат истории нашей жизни, а в конце пути жизненная история – это все, что у нас есть.

Выполняя следующее упражнение, участники группы смогут кратко рассказать истории своей жизни с точки зрения последних ее часов. Это позволит участникам сконцентрироваться на самом существенном и проверить, находятся ли они на верном пути, или же, напротив, пришла пора совершить новый поворот.

Инструкция

Время от времени мы рассказываем истории из собственной жизни. Устраиваясь на работу, мы сообщаем об основных вехах профессионального развития. На семейных встречах – другие истории: мы скорее всего говорим о том, насколько мы следовали негласным законам своей семьи, кому из близких мы благодарны за важные для нас вещи и каким образом психологическое «наследство» семьи нашло отражение в нашей жизни на сегодняшний момент.

Во всех историях о себе есть нечто общее: мы не можем рассказать историю целиком, ведь часть жизненного пути лежит в будущем. Сегодня вам предстоит рассказать историю вашей жизни совершенно по-новому, так, как вы, вероятно, еще никогда не делали.

Представьте себе, что сейчас вы уже находитесь в конце жизненного пути. Спонтанно, без долгих раздумий, запишите всю историю вашей жизни в пяти предложениях. (2–3 минуты.)


Если группа не слишком большая, каждый может зачитать свой короткий текст перед группой. Или же можно разделиться на небольшие подгруппы, в которых участники и зачитают свои истории.

Вопросы для заключительной дискуссии

• Сообщили ли вы в своей короткой биографии о чем-либо неожиданном даже для себя самого?

• Появилось ли у вас чувство, что этой биографией вы затронули более глубокие пласты жизни?

• Возникло ли у вас ощущение после прочтения своей истории, что вашей жизни необходимы перемены?

• Какая из услышанных историй произвела на вас впечатление?

• Какие вопросы возникли у вас сейчас?

• Как бы вы озаглавили свою краткую биографию?

Рассказывая историю

Существуют разные виды историй. Есть наши собственные, которые рассказывают, кто мы и что с нами случилось. Есть истории о других людях и о том, с чем столкнулись они. Порой в центре повествования – характер, порой – событие. Иногда история обнажает самую суть человека, иногда описывает настроение, а иногда исследует жизненные обстоятельства. Некоторые люди никогда не пишут о самих себе, желая сохранить приватность или думая, что нет ничего такого, о чем можно было бы написать. Другие же пишут только о себе, полагая, что невозможно постичь сущность другого человека.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе"

Книги похожие на "Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Клаус Фопель

Клаус Фопель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Клаус Фопель - Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе"

Отзывы читателей о книге "Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.