» » » » Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник


Авторские права

Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Флинта, Наука, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник
Рейтинг:
Название:
Социология физической культуры и спорта. Учебник
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-89349-910-7, 5-02-034049-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Описание и краткое содержание "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать бесплатно онлайн.



С учетом достижений современной социологии физической культуры и спорта в учебнике раскрываются объектная область и предмет исследования этой науки, ее понятийный аппарат, история становления и развития, место в системе социологических дисциплин и спортивной науки, значение.

Учебник подготовлен в соответствии с программой «Социология физической культуры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных вузов по направлению 032101 – Физическая культура и специальностям: 0321101 – Физическая культура и спорт, 350400 – Связи с общественностью. Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии физической культуры и спорта может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта.






Повторные социологические исследования при соответствующей организационной работе обеспечивают новую форму получения социальной информации – социальный мониторинг, который представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе процессов на основе сбора, хранения и обработки информации через определенные промежутки времени.

/75/ В конкретно-социологическом исследовании выделяют три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:

• подготовительный (разработка программы исследования);

• основной (проведение эмпирического исследования);

• завершающий (обработка и анализ данных, формулирование выводов и рекомендаций).

Программа конкретно-социологического исследования – это теоретико-методическая основа процедур, осуществляемых на всех этапах исследования: сбора, обработки и анализа информации. Обычно она включает в себя следующие разделы:

1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);

2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);

3) организационный (план исследования, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).

Теоретический раздел – это характеристика цели, задач, предмета и объекта исследования, а также определение понятий.

Методический раздел программы – описание методики и организации исследования. Центральное место в этом разделе занимает определение обследуемой совокупности. Социолог должен решить, будет ли изучаться весь изучаемый массив или его часть. В первом случае исследование будет сплошным, во втором – выборочным. Если объект исследования небольшой (например 200–500 человек), то его изучение может быть сплошным, а если он достаточно велик (более 500 человек), то чаще всего применяется выборочное исследование. Оно предусматривает определение необходимой части изучаемой совокупности, которая называется «выборочной совокупностью» или «выборкой». В этом случае весь объект называется «генеральной совокупностью».

Наиболее строгие требования к выборкам предъявляются в аналитическом исследовании. Главное из них – репрезентативность: свойство выборочной совокупности правильно отражать основные характеристики генеральной совокупности. Ошибкой репрезентативности называются расхождения между двумя совокупностями – генеральной и выборочной. Разница в показаниях генеральной и выборочной совокупностей не должна превышать 5 %.

/76/ В социологии разработана система методов формирования выборочной совокупности: метод типичных случаев или монографическое исследование; статистические методы (квотные), методы случайной (вероятностной) выборки и т. д.

7.2. Методы сбора социологической информации

Основными и чаще всего применяемыми методами сбора социологической информации являются следующие:

1) Изучение документов:

а) традиционный метод;

б) контент-анализ;

в) комбинированный метод.

2) Социологический опрос:

а) анкетный опрос;

б) интервьюирование;

в) экспертный опрос;

г) социометрический опрос.

3) Социологическое наблюдение.

4) Социологический эксперимент.

Сбор информации обычно начинают с анализа документов.

Документом можно назвать любой предмет, специально созданный человеком или группой людей в целях хранения и передачи информации. В документах используются различные способы закрепления информации: с помощью слов, цифр, символов, рисунков. Анализ документов – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет: быстро и при минимальных затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования; узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.

/77/ В социологии применяют следующие методы изучения документов:

• традиционный (классический);

• формализованный, количественный (контент-анализ);

• комбинированный (синтез двух предыдущих).

Каждый из этих методов имеет свои достоинства и недостатки.

Традиционный метод анализа документов предполагает привычный способ осмысления содержания документа путем его прочтения, прослушивания, просматривания. Достоинством этого метода является его относительная простота. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов, трудностями использования технических средств. Эти недостатки преодолеваются с помощью количественных приемов исследования, характерных для контент-анализа. Контент-анализ – это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений. На практике контент-анализ лучше сочетать с традиционным методом.

Большая часть эмпирической информации добывается в социологии с помощью методов опроса. Назначение опроса – сбор сведений о состоянии общественного (коллективного) мнения больших или малых социальных групп через получение и последующее обобщение индивидуальных оценок (высказываний, суждений), сделанных отдельными респондентами в процессе личных контактов (бесед) с социологом.

Опрос является важнейшим, а в некоторых случаях единственным способом изучения субъективных взглядов людей. Но выводы из данных, полученных методом опроса, не всегда соответствуют объективному положению вещей, иногда отражают лишь оценочные мнения опрашиваемых. Поэтому надежность информации, полученной с помощью опроса, следует дополнительно уточнять и проверять другими методами: анализом документов, наблюдением, экспериментами, а также специальными приемами верификации.

Среди основных видов опросов, применяемых в прикладном социологическом исследовании, выделяют:

– анкетные опросы;

– интервьюирование;

– экспертные опросы;

– социометрические опросы;

– тестирование.

/78/ Две основные разновидности опроса: анкетирование (опрашиваемый заполняет вопросник сам, это может происходить как в присутствии анкетера, так и без него) и интервьюирование (при его проведении происходит личное общение интервьюера с респондентом; интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фиксирует полученные ответы).

Из всех видов опросов особенно часто в социологическом исследовании используются анкетные опросы. Он предполагает сбор данных с помощью бланка анкеты (опросного листа, вопросника), включающего в себя набор вопросов, определенным образом организованных и адресованных респонденту. Предметом опроса выступают субъективно-оценочные мнения опрошенных по поводу мотивов их поведения, ценностных ориентации, фактов повседневной деятельности, отношения к внешней обстановке (окружающей среде).

Основные части анкеты:

1. Вводная часть, в которой указывается: кем и с какой целью проводится анкетирование, какова цель опроса, как заполняется и как возвращается заполненная анкета.

2. Целевые вопросы, которые по своему назначению, в свою очередь, можно подразделить на три категории:

а) контактные вопросы; их цель – привлечь внимание респондентов к опросу;

б) основные вопросы – получение главной информации, соответствующей задачам исследования;

в) заключительные вопросы – снимают психологическое напряжение у респондента, формируют удовлетворение и уверенность в полезности проведенного опроса.

3. Паспортичка – содержит вопросы, ориентированные на выяснение социально-демографической структуры опрощенных (пол, возраст, образование и т. д.).

В практике конкретно-социологического исследования используются различные виды анкетных опросов.

Различают две организационные формы проведения опроса: по месту работы (занятий) и по месту жительства, а в зависимости от источника информации – массовые и специализированные опросы. /79/ Основной источник информации при массовом опросе – представители различных групп населения, чья профессиональная деятельность не связана непосредственно с предметом анализа, а специализированного опроса – компетентные люди, профессиональная деятельность которых или накопленный жизненный опыт дают возможность делать авторитетные заключения. Часто такой вид опроса носит название экспертного опроса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Книги похожие на "Социология физической культуры и спорта. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Учебник"

Отзывы читателей о книге "Социология физической культуры и спорта. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.