» » » » Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи


Авторские права

Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи"

Описание и краткое содержание "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи" читать бесплатно онлайн.



Данная работа – второй выпуск новой тематической серии «Библиотека Спартианского Гуманистического Центра», которую издают Спартианский Гуманистический Центр РГУФК и АНО «Центр развития спартианской культуры». Издание научных трудов данной тематической серии имеет целью ознакомить читателей с основными идеями нового гуманистического движения «СПАРТ», которое зародилось в нашей стране в 1990 г., со спартианской гуманистической системой оздоровления, воспитания и организации досуга детей и молодежи, с программой использования спорта и спартианского движения для формирования и развития культуры мира, с положениями новой научной дисциплины под названием «гуманистическая теория соперничества», с другими инновационными гуманистическими теориями, проектами и программами XXI века. Новая тематическая серия трудов является логическим продолжением предыдущих серий: «Духовность. Спорт. Культура» (5 выпусков), «Спорт, духовные ценности, культура» (9 выпусков), «Гуманистическая теория и практика спорта» (3 сборника) и «Гуманистика соревнования: теория и практика гуманизации соперничества» (3 сборника), которые в 1996–2005 гг. издал Гуманитарный Центр «СпАрт» РГУФК. В предлагаемой вниманию читателей работе дается характеристика спартианских инновационных форм и методов воспитания и организации досуга детей и молодежи – Спартианских игр, клубов школ, игротек, спартианского движения и др. При этом автор опирается на многолетний (с 1991 года) опыт разработки и внедрения в практику этих форм и методов, вносит в их характеристику целый ряд существенных уточнений и дополнений. Особое внимание уделяется обоснованию положений о том, что разработка и реализация спартианских форм и методов обусловлены необходимостью решения важных современных социокультурных и педагогических проблем и что эти методы содействуют не только отдыху, развлечению, но также духовному и физическому оздоровлению, гуманистическому воспитанию, целостному развитию личности детей и молодежи. Дано подробное теоретическое обоснование спартианских форм и методов и показано их не только сходство, но и принципиальное отличие от других форм и методов воспитания и организации досуга детей и молодежи. Работа предназначена в первую очередь для специалистов, занимающихся воспитанием и организацией досуга детей и молодежи. Вместе с тем она представляет значительный интерес для ученых, разрабатывающих проблемы гуманизма, философские, социологические, культурологические, социально-педагогические проблемы воспитания, рекреации и развития личности, а также для всех, кого интересует и кто хотел бы ближе познакомиться со спартианской инновационной гуманистической системой воспитания и организации досуга.






Иногда такое развитие личности понимается как гармония физического и умственного развития [494, С. 7; 754, С. 274] или, напротив, более широко – как гармоничное соотношение телесного (физического), душевного (психического) и духовного (нравственного) в развитии личности [313, С. 8]. По-разному понимается и значимость этих качеств личности. В одних случаях они оцениваются как равноценные (принцип «душевно-духовного-телесного равновесия»). В других случаях приоритет отдается духовным качествам.

Будда по этому поводу выразился в следующей стихотворной форме:

Телесное лишь есть причина смерти,
Исходит сила только из ума,
Коль ум из поведенья удалим мы,
Телесное деянье есть лишь гниль…
Так должно упорядочить наш разум,
И тело будет правильно идти [Цит. по: 3, С. 8].

В ряде случаев, напротив, развитие телесно-физического в человеке рассматривается как основа формирования его духовности [см., например, 778].

Идея целостной личности как гармонично развитого человека возникает в культуре разных эпох и народов. Однако, по-видимому, наиболее ярко она представлена в лоне античной культуры [21, 61, 85, 292, 351, 525, 927, 951]. Эта идея лежит в основе концепции воспитания, которая была развита такими мыслителями, как Платон и Аристотель, и которая господствовала в Древней Греции – не только в Афинах, но даже в Спарте. Воспитание мальчиков в первую очередь предполагало здесь формирование физически здорового, сильного и выносливого воина, и в то же время физическое воспитание осуществлялось в единстве с интеллектуальным и эстетическим воспитанием. В Спарте в школах детей обучали «пиррическим танцам», приравнивая их к общей физической подготовке будущих воинов. В еще большей степени этот подход был характерен для системы воспитания в Афинах [подр. см. 782].

Древнегреческие мыслители сформулировали идеал калокагатии (греческое слово kalokagathia от kalos – прекрасный и agatos – добрый), который подразумевает у человека гармонию тела и души, сочетание внешних достоинств с внутренними, духовными, нравственными качествами. Этот идеал восходит к платоновской и аристотелевской триаде: музыка, философия и гимнастика, которые рассматриваются как фундаментальные элементы, затрагивающие все аспекты человеческого существования: чувственный, познающий и психологический. «Если человек занимается только гимнастикой, – писал Платон, – то становится жестоким, грубым и диким; душа его, если бы в ней и была какая любознательность, не наслаждалась ни учением, ни исследованием какого-либо предмета, не занимаясь ни словом, ни иною музыкою, становится слабой, глухой и слепою; потому что она не возбуждается и не питается, и не очищает чувств своих». Идея гармонии телесного и духовно-нравственного начал в человеке нашла отражение в практике образования и воспитания античности. Свидетельством направленности этого образования на данную идею, стремления гармонично объединить совершенное владение тела, умение владеть собой, соблюдение правил чести и т. п. является тот факт, что гимнасионы в Афинах возглавляли люди, которых именовали «софронисты», т. е. «заботящиеся о добродетели» [85, С. 9, 11].

Идея гармонии телесного (физического) и духовного (нравственного) в человеке обосновывается в многочисленных работах философов. Так, И. Кант в трактате «О педагогике» рассуждает о том, что следует воспитывать гармонично развитую личность, что духовное и внешнее начало должно быть сбалансировано. Культуру тела И. Кант связывает воедино с культурой души, которую тоже называет в определенной степени физической. Ф. Фурье писал о необходимости гармонического, а Г. Спенсер – умственного, нравственного и физического воспитания [см. 743]. В 20-х годах XX века возникло новое философское направление, которое получило название «холизм» («философия целостности»), В рамках этого направления человек рассматривается как целостная личность, в которой гармонируют внутреннее и внешнее начала.

Зародившаяся в Древней Греции олимпийская идея также базировалась на положении о гармонии телесности и духовности (нравственности) человека [21, 870, 895, 896, 899, 900, 930]. Важное значение идеалу гармонично развитой личности придается и в современном олимпийском движении. Основатель этого движения Пьер де Кубертен гармонию физических и духовных способностей человека чаще всего обозначал словом «эвритмия» («eurhythmy»). Для характеристики идеальной личности олимпийского атлета он использовал специально придуманный им и конкретизирующий его идею «эвритмии» девиз: "Mens fervida in corpore lacertoso!" («Возвышенный дух в развитом теле!») [813].

В официальных документах современного олимпийского движения также содержится положение о гармоничном развитии личности как важной цели этого движения. Это положение, как правило, указывается и в различных определениях олимпизма [см. 394]. Так, в

Олимпийской хартии олимпизм трактуется как философия жизни, «возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума» [431, С. 7]. При учреждении МОА президент МОК Эвери Брендедж направил послание, в котором, в частности, говорилось: «Основной целью олимпийского движения, как ее понимал барон де Кубертен, является широкое и всестороннее развитие человека, в котором спорт, исполненный красоты и высоких моральных качеств, является важным звеном, но только одним звеном… В равномерном и гармоничном развитии физических, умственных и духовных качеств человека они являются лишь эпизодами, одним из средств, а не целью» [цит. по: 730, С. 15]. Х.А. Самаранч, выступая на специальной 50-й сессии Генеральной Ассамблее ООН заявил: «Рассматривая спорт как часть образования и культуры, олимпийское движение стремится внедрить такой образ жизни, который основан на радости творчества и который гармонизирует умственное и физическое развитие личности» [494, С. 7].

Положение о необходимости гармонии телесного (физического) и духовного (нравственного) в человеке лежит практически во всех педагогических концепциях гуманистической ориентации в прошлом и в настоящее время [см.: 88, 131, 348, 349, 454, 558, 597, 687, 743].

Данное положение является исходным и в спартанском понимании целостного развития личности. При этом уточняются некоторые компоненты гармоничного развития личности, в понимании которых отсутствует единое мнение.

В частности, это касается понимания «полноценного развития у человека телесности» как элемента гармоничного развития личности. В спартианской концепции под этим подразумевается в первую очередь определенный элемент культуры, связанный с телесностью. Чаще всего его называют «физической», а иногда «телесной» («соматической») культурой, «культурой тела» [83, 84, 99, 294–296, 601, 603, 605, 608, 629, 642, 647, 666, 851 и др.]. Физическая культура как культура, а не просто как физическое состояние или процесс физического развития человека, включает в себя социально сформированные физические качества и двигательные способности, а также ряд явлений духовного мира знания, мотивы, нормы и образцы поведения и т. п. Человек с высоким уровнем развития культуры тела должен хорошо знать закономерности функционирования и развития организма, пути, механизмы и средства воздействия на него. У такого человека должна быть выработана потребность в систематическом воздействии на свое физическое состояние с целью изменения его в нужном направлении. Этот человек должен обладать умениями и навыками правильно, в соответствии с принятыми в обществе нормами и образцами использовать наиболее эффективные средства такого воздействия и применять эти умения и навыки в своем реальном поведении.

В связи с этим можно вспомнить Гегеля, который подчеркивал, что свою собственную природную форму человек «не оставляет такой, какой он ее находит, а намеренно изменяет. В этом причина всех украшений и уборов, всех мод, какими бы варварскими и безвкусными они ни были… как, например, крошечные ножки китаянок или прокалывание ушей и губ». Рассматривая разнообразные примеры сознательного изменения человеком своего тела, он указывал на то, что «у действительно культурных людей изменение фигуры, способа держать себя и всякого рода внешних проявлений имеет своим источником высокую духовную культуру».

Значит, основными показателями физической культуры как элемента гармоничного развития личности являются:

♦ отношение человека к своему телу как к ценности;

♦ характер этого отношения (только декларативное или также и реальное отношение, забота о своем физическом состоянии, предполагающая сознательную, целенаправленную деятельность с целью поддержания в норме и совершенствования различных его параметров – здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей);


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи"

Книги похожие на "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи"

Отзывы читателей о книге "Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.