» » » » Константин Суриков - Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию (сборник)


Авторские права

Константин Суриков - Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию (сборник)

Здесь можно купить и скачать "Константин Суриков - Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию (сборник)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Товарищество научных изданий КМКae75b253-0fd8-11e7-9b47-0cc47a5203ba, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Суриков - Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию (сборник)
Рейтинг:
Название:
Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию (сборник)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-87317-526-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию (сборник)"

Описание и краткое содержание "Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию (сборник)" читать бесплатно онлайн.



Работы, собранные в данном сборнике, являются смысловой реконструкцией философских семинаров по теоретической и практической эпистемологии, проведенных специалистом в области эпистемологии, экзистенциальной философии и психотерапии К. А. Суриковым в 2002–2007 гг. (Саратов, Москва). Авторский метод практической философии опирается на осознании метафизических оснований индивидуальной "картины мира" как инструмента формирования реальности человека при условии их намеренного несгибаемого применения в практике повседневного существования. Читателям в процессе освоения текста предлагается осознать предельно возможные для них как уникальных индивидов смыслы, обладающие творческим потенциалом преобразовать их собственную реальность в том направлении, которое им укажет их собственный уникальный, ответственный выбор.

Сборник работ авторов предназначен философам, специалистам в области теории познания, когнитологии, практической психологии, а также тем, кто заинтересован в эволюции собственного разума и исследовании тех предельных возможностей мыслить реальность, которые содержит человеческое восприятие.






Мы считаем, что ученым чрезвычайно важно понять, что существует «священная земля», некая территория, по словам Гр. Бейтсона, на которую страшатся ступать ангелы. Это трансцендентная территория Единого принципа. С нашей точки зрения, будет полезно взять с ангелов пример и не пытаться использовать Единый принцип для описания и объяснения мира как эпистемологически неадекватный для этого инструмент. Всего двести лет понадобилось Единому принципу, чтобы разобраться с учеными. Они сидят в ловушке, запертые во времени («Большим взрывом») и пространстве (скоростью разбегания небесных тел, превышающей скорость света). Единый принцип – это джин, которого ученые выпустили из бутылки и который загнал в бутылку ученых.

Мир необходимо объяснять, исходя из его полиморфизма, какими угодно многочисленными способами. Это важно, так как наука оказывает влияние на мировоззрение людей. Попытка сузить человеческое восприятие, предпринимаемая наукой в течение последних ста лет, должна быть оставлена как бесперспективная. Ученым очень важно перестать навязывать людям единственный способ объяснения, обрезающий человеческие возможности бесконечного восприятия мира, и обратиться к множественности объяснений разнообразных явлений физической реальности.

Тем более что самими же учеными придуман прибор, служащий выражением бесконечности и работающий не с объектами, а исключительно с отношениями. Позволим здесь заметить, что последствия или, скорее, возможности этого изобретения ими пока не осознаны. По сути дела, компьютер как программное устройство может обрабатывать бесконечное количество данных, таков сам принцип компьютерной программы. Сейчас компьютер может в секунду совершать огромное количество операций, а то, что это количество не беспредельно, зависит от материальной части компьютера, от «железа», как говорят профессионалы.

Все приборы и механические средства, придуманные человеком, – это продолжение его органов чувств. Через компьютер человек получил средство напрямую работать с бесконечностью, а бесконечность получила способ быть воспринятой благодаря компьютеру как органу чувств человека. Другими словами, человек входит в бесконечность, а бесконечность входит в тело человека через компьютер как продолжение его органов чувств. Несмотря на это гениальное со многих точек зрения, концептуальное изобретение, ученые продолжают держаться за Единый принцип.

Аналогичный процесс происходит в социальном мире. Единый принцип выступает здесь как требование любой религии, ведущей себя нетерпимо по отношению к другим религиям, например к язычеству. Мы ни к коей мере не хотим критиковать требования нравственности, содержащиеся в каждой религии и являющиеся сильной стороной любой из них. Однако если человек, уверовавший в единого Бога, не обладает внутренней силой, то Единый принцип может «раздавить» его именно, как это ни парадоксально, в нравственном отношении, что и происходит с религиозными фанатиками.

Мы считаем, что в сфере социальной жизни нужно такое же разнообразие, как и в науке. Абсолютизм монотеизма может быть ограничен хотя бы из тех соображений, что сфера нравственного имеет свои естественные границы. Например, живая природа совершенно нравственно индифферентна и находится вне этого важного человеческого закона: звездное небо над головой, березовая роща безнравственны; роса, выпадающая утром на растения, безнравственна. Нравственность неприменима в мире великолепного разнообразия форм природы, которую великий поэт, видимо, поэтому назвал «равнодушной».

Люди нуждаются в таком же разнообразии способов описания процессов социального мира, как и мира физического; использование Единого принципа в социальной жизни делает ее унылой. Людям нужно «многобожие». Им необходимы домовые, лешие, русалки, черти, духи ручьев, духи деревьев, духи машин и гаражей, люди занимаются магией для разнообразия своей жизни. Летчик обживает самолет: он для летчика родной, а для пассажира – нет, это всего лишь машина. У людей должен быть выбор, во что верить и с кем (чем) взаимодействовать. Дерево под окном живое и имеет большое значение – для тех, чье это окно.

Чем больше информации поступает к Единому принципу из воплощенного мира, тем больше у него материала для порождения нового бесконечного разнообразия форм, для бесконечной, радостной игры жизни.

V. Этапы развития самоосознания человека

Развитие человека – это развитие его сознания, точнее, саморазвитие его самоосознания.

Нас интересует некое качество (мы не знаем точно, свойство ли это человека или самосознания), а именно – способность закреплять в именах (словах) достигнутый уровень развития. Поскольку, по сути, это напоминает волновую функцию, то это, скорее, свойство сознания.

В своем историческом развитии сознание проходит этапы. Первый этап – этап первобытного времени, когда человек чувствовал, ощущал («работало» его тело, кинестетика), что в мире вокруг него действуют безымянные силы, и, взаимодействуя с ними, он непосредственно реагировал на свои ощущения. Это был магический период. Описывая то далекое время, нельзя говорить о восприятии человеком мира как «мира», то есть в целом. Такая категория, с нашей точки зрения, неприменима: у человека было множество разнообразных восприятий, и мир для него представлял собой нечто похожее на лоскутное одеяло.

Второй этап соответствует эпохе языческих богов. Силы, действовавшие вокруг человека, были дифференцированы и получили имена – богов было огромное количество, каждый отвечал за что-то конкретное: дом, очаг, ремесло, охоту и т. д.

Следующий этап приходится на эпоху эллинизма. Человек избавился от богов язычества и пришел к трансцендентному Единому принципу, выраженному в многочисленных философских концепциях той эпохи; по сравнению с конкретно-образными, «живыми» и общающимися с людьми богами язычества, эллинистический способ мышления – это своеобразное проявление атеизма.

Потом наступила эпоха христианства, и вместе с нею следующий этап в развитии самоосознания – Бог. Заметим, что он транс-цендентен тварному миру и находится за его рамками.

Магия взаимодействия, языческие боги, Единый принцип, христианский Бог – это пределы, которое самоосознание ставит перед собой в разные эпохи как ориентиры своего развития. Смысл этих пределов – показывать направление развития. Другими словами, ненаправленное развитие невозможно. Со временем, достигая поставленных пределов, самоосознание устремляется к новым. Однако Бог – это такой предел для развития самоосознания человека, дальше которого человек не видит смысла заходить – такова человеческая природа. Поскольку Бог создал и мир, и все в мире, и человека, то человек христианской эпохи видит свою задачу в том, чтобы дойти до Бога, поскольку Бог – это абсолютный предел. Соединившемуся с Богом человеку дальше некуда идти, потому что он достиг Бога, который создал мир, то есть достиг всего. Поскольку человек является образом и подобием Бога, человек, по сути, является Богом.

Однако в эволюции самоосознания дальше сделан еще шаг, этот шаг называется «субъект».

История субъекта отражена в Новом Завете. Иисус – это субъект в единственном числе, это очень чистое состояние. Поскольку Бог воплотился в человеке, своем Сыне, то можно сказать, что Бог живет в субъекте. Говоря современным языком, между ними отношение тождества, что подтверждает христианство в догмате о единстве Бога. Итак, создав субъекта, Бог послал своего Сына в мир, а сам остался за гранью этого мира и стал действовать через него.

Раньше, до возникновения субъекта, Бог Ветхого Завета работал «на скотном дворе со знаками зодиака». Это был тяжелый, грубый, физический труд, Бог тратил огромное количество энергии. Действовать через субъекта оказалось гораздо легче, чем напрямую, поскольку у субъекта есть функция восприятия. Бог, получив субъекта, получил возможность работать, говоря современным языком, не с объектами физического мира, а с инструментом, который делает эти объекты, то есть с восприятием. Другими словами, Бог начал работать с «отношением».

Категория отношения является более фундаментальной, чем категории объекта или предмета, так как в человеческом восприятии отношение порождает объект (предмет). Об этом знали еще древние греки, например, у Платона категории «отношение» по функциям соответствуют его вечные «идеи». Среди наук есть такие, которые занимаются объектами, это эмпирические науки, однако, более развитые науки, представляющие следующий уровень рефлексии окружающего мира, занимаются отношением, и в первую очередь это информатика. Благодаря тому что она занимается отношением, а не объектами, современные люди получили компьютер и социотехническое развитие целой эпохи. Информатика доказала фундаментальность «отношения» и производный характер объекта, благодаря ей в когнитивной психологии и эпистемологии XX века прочно утвердилась мысль о том, что мы создаем объекты в своем восприятии: стул является стулом, поскольку мы к нему так относимся.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию (сборник)"

Книги похожие на "Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Суриков

Константин Суриков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Суриков - Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию (сборник)"

Отзывы читателей о книге "Человек в космосе мышления. Введение в эпистемологию (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.