» » » » Сейед Хосейнизаде - Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий


Авторские права

Сейед Хосейнизаде - Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий

Здесь можно купить и скачать "Сейед Хосейнизаде - Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство ЛитагентСадраa5cd683a-31ad-11e3-bfee-002590591ea6, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сейед Хосейнизаде - Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий
Рейтинг:
Название:
Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-906016-51-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий"

Описание и краткое содержание "Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой пособие по исламской педагогике, в котором проблема воспитания молодежи рассматривается с нестандартной, новаторской точки зрения. За основу данной книги взяты религиозные тексты, в которых речь идет о воспитании и наставлении подрастающего поколения. Авторы тщательно проанализировали собранный ими богатый материал, применив для этого религиозно-правовой и хадисоведческий подход, и в результате предлагают читателю богатый спектр истолкований и смыслов, извлеченных из религиозных постулатов, связанных с молодежью. Нет сомнений, что формулирование идей исламской педагогики на основе религиозных источников окажется полезным для правильной ориентации программ и методов преподавания и будет способствовать разработке политики в сфере образования и культуры, способной обогатить духовный потенциал населения. Книга предназначена для преподавателей, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами исламской педагогики.






9. Стремление молодежи к независимости и участию в общих делах

Одной из особенностей молодости, на которой делают особый акцент психологи и которой они уделяют особенное внимание, является стремление молодежи к самостоятельности и участию в общих делах. В отличие от детства и юности, молодость является периодом ослабления зависимости от семьи, опоры на свои собственные силы и стремления к независимости. В детстве человек неосознанно погружен в свой собственный мир и считает себя повелителем и хозяином самому себе, хотя в физическом отношении сильно зависим от своей семьи. Затем, в подростковый период, он в определенной мере подчиняется семье, но с наступлением молодости и обретением тех особенностей, о которых мы говорили ранее, человек постепенно и осознанно формирует для себя новый мир, основная роль в котором принадлежит ему самому. Он рассматривает себя отдельно от семьи и наделяет себя правом на собственное мнение, голос и способность действовать. Он больше не может соглашаться с тем, чтобы другие руководили им, делали ему замечания и указывали, что он должен делать. В этом возрасте человек осознает себя как личность и желает, чтобы другие видели в нем того, кто может твердо стоять на ногах и вести свои дела. Чтобы продемонстрировать свою состоятельность, он стремится задействовать себя в общественной деятельности и даже пытается опередить на этом поприще взрослых и пожилых людей. По сути, стремление молодого человека принимать участие в общих делах лежит в русле желания самоутверждения, потому что означает передачу ему роли и признание за ним положения в структуре общественной, религиозной и политической деятельности. В исламских преданиях эта особенность, метафорически называемая «министр», также стала объектом внимания, хотя для нее и предусмотрены особые рамки. С точки зрения исламских текстов, молодость – это период «министров». Разумеется, независимость министра в делах не является абсолютной и полной, и сам он подчиняется главе правительства[93]. Хотя министр и самостоятелен в сфере своих полномочий, он должен действовать в рамках административных норм и правил. Точно так же и молодой человек, обладающий особыми интеллектуальными и физическими способностями, подвержен вспышкам страстей и инстинктивных влечений, а его неопытность и незрелость постоянно грозят лишить его «царских регалий»; поэтому он должен сохранять дух независимости, но подчиняться правилам и нормам.

10. Мягкосердечие и гибкость молодого человека

К характерным чертам молодежи, о которых говорится в религиозных текстах, относится «мягкосердечие» (риккат аль-кальб), означающее мягкость и гибкость. Поскольку молодой человек еще не прожил долгую жизнь, он имеет меньше привязанностей и зависимостей. Привязанность человека к мирским делам, как к материальным, так и нематериальным, относится к тем особым вопросам, которые придают человеческой личности особый характер, особенно, если эта привязанность будет выходить за рамки своего нормального состояния и сделается постоянной чертой характера. Итогом таких привязанностей и зависимостей является неуместное отстаивание своих позиций и истолкование явлений и событий на основе индивидуальных интересов человека, а следовательно, и противодействие всему, что не отвечает этому состоянию. Сколь многим людям их материальные привязанности помешали принять истину и признать ее, направив их на путь заблуждения! Иначе говоря, чем меньше у человека привязанностей и зависимостей, тем легче и быстрее ему принять истину. Молодой человек сполна наделен этим даром, а потому в нем намного больше склонности к раскаянию и самоосуждению, а также незлопамятности и отходчивости, чему взрослых людей. Именно эта душевная черта побуждает молодых людей к добродетели.

Мягкосердечие молодых относится к тем качествам, которые можно вывести из аятов Священного Корана. В истории о пророке Йусуфе (А) Коран повествует о том, что братья Йусуфа из зависти к нему совершили грех и бросили своего брата в колодец. Когда же они раскаялись в своем поступке, то пришли к своему отцу – пророку Йа’кубу (А). Отец сказал им:


سَوْفَ أَسْتَغْفِرُ لَكُمْ رَ بِّي إِنَّهُ هُوَ الْغَفُو رال رحِيمُ


«Я попрошу моего Господа простишь вас, ведь On – Прощающий, Милосердный» (сура «Йусуф», аят 98).


Когда же эти самые братья пришли к самому Йусуфу, он ответил им:


لَا تَثْرِ يبَ عَلَيْكُمُ الْيَوْمَ يَغْفِرُ اللَّهُ لَكُمْ وَهُوَ أَ رحَمُ ال راحِمِينَ


«Сегодня я не стану укорять вас. Да простит вас Аллах, ибо Он – Милосерднейший из милосердных» (сура «Йусуф, аят 92).


Разница между словами Йусуфа и его отца состоит в том, что Йусуф сразу же простил братьев, тогда как Йа’куб сказал, что скоро попросит своего Господа о прощении для них. Эти два варианта ответа говорят о различии жизненных взглядов молодого Йусуфа и пожилого Йа’куба. Исмаил б. Фадиль говорит: «Я спросил Имама Садика (А) о различии в словах Йусуфа и Йа’куба. Одним из его высказываний было следующее:


لأَِنَّ قَلبَ الحَدَثِ أرَقُّ مِن قَلبِ الشَّيخِ


«Потому что сердце юноши мягче, чем сердце старика»[94].

11. Амбиции молодого человека

Молодежь и юношество живут в мире своих желаний, и это в некотором смысле естественно, потому что амбиции и желания дают молодым людям удовлетворение их внутренних склонностей, а поскольку, как говорят арабы, «описание жизни – это и есть половина жизни» (васф аль-’айш нисф аль-‘айш), обитание в мире своих мыслей, мечтаний и иллюзий может доставлять своего рода духовное наслаждение, пусть и быстротечное. Именно эти желания делают молодого человека идеалистом и мечтателем, а потому амбиции представляют собой необходимое условие развития человека и основу для его прогресса. Как сказал Пророк (С), «Желание является милостью для моей уммы. Если бы не было желания, ни одна мать не вскармливала бы свое дитя грудным молоком и ни один садовник не посадил бы ни единого дерева»[95]. Однако молодому человеку грозят опасностью излишне амбициозные, греховные или нереалистичные желания. Имам Али (А) говорит: «Тот, кто желает слишком многого, тратит впустую свои силы»[96]. Именно поэтому Пророк (С) говорит:


بئس لعمری الشاب ، المؤمل والكهل المؤمر


«Плох юноша, желающий несбыточного, и старик, который всем указывает».

Выводы

Отношение Ислама к молодежи и молодости основано на жизненной реальности. Это объективный взгляд, который предлагает полное отображение всех аспектов и граней бытия человека в молодом возрасте, не забывая ни о положительных качествах и моментах этого периода, ни о тех качествах, к которым мы обычно относимся негативно.

Целый ряд особенностей, о которых мы судим в отрицательном ключе, Ислам считает неизбежными и даже необходимыми проявлениями молодости, которые должны заботливо направляться и корректироваться. Эти особенности являются эпизодическими и акцидентальными и не сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

Помимо ценностных суждений о природе и сущности молодости, в религиозных текстах имеются рассуждения и другого типа, в которых молодежь сравнивается с людьми прочих возрастных категорий. Здесь молодой человек рассматривается как обладающий большей ценностью перед Аллахом, чем остальные люди. В исламских текстах молодой человек находится в центре внимания, и речь идет об особом почтении по отношению к молодости в сравнении с другими человеческими достоинствами.

Еще раз подчеркнем, что как ценностный взгляд Ислама на период молодости, так и предлагаемая им оценка физических и психических особенностей молодого человека имеют положительную окраску. Поэтому молодость, достоинства которой не получили признания, хотя и являются весьма значимыми, должна быть использована во благо, чтобы ее ценность стала очевидной. Эта непознанная ценность называется в исламских текстах сокровищем. Следует стремиться к тому, чтобы молодые люди имели возможность открыть это сокровище и извлечь из него пользу, что возможно лишь в том случае, если наделить их ответственностью и молиться за них. В наиболее общем виде особенности молодости являются взаимосвязанными, взаимодополняющими и взаимообусловленными. В любом случае отношение Ислама к молодости и молодежи носит позитивный и реалистичный характер.

Глава 2

Принципы и методы воспитания молодежи и юношества

Введение

Обсуждение основ воспитания является одной из важнейших педагогических проблем, в рамках которых речь идет о нормах и принципах педагогического процесса, а потому включает в себя положения, определяющие цели, методы и программы. С другой стороны, принимая во внимание поэтапный характер развития человека и последовательность каждого этапа, можно говорить о представлениях, определяющих педагогический процесс, а иначе говоря, поделить принципы воспитания на общие, применимые ко всем периодам жизни человека, и особые, присущие тому или иному этапу развития индивидуума (детство, юность, молодость или зрелость). К тому же, учитывая, что естественный ход воспитания человека опирается на формирование положительных поступков и черт личности, тогда как девиантное поведение и особенности характера рассматриваются как патологическая ситуация, можно говорить о педагогических принципах, относящихся к каждому из этих двух положений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий"

Книги похожие на "Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сейед Хосейнизаде

Сейед Хосейнизаде - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сейед Хосейнизаде - Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий"

Отзывы читателей о книге "Педагогические проблемы молодежи в свете исламских преданий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.