» » » » Иван Кулясов - Источники экосоциологии. Серия «Экосоциология»


Авторские права

Иван Кулясов - Источники экосоциологии. Серия «Экосоциология»

Здесь можно купить и скачать "Иван Кулясов - Источники экосоциологии. Серия «Экосоциология»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Источники экосоциологии. Серия «Экосоциология»
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Источники экосоциологии. Серия «Экосоциология»"

Описание и краткое содержание "Источники экосоциологии. Серия «Экосоциология»" читать бесплатно онлайн.



В книге даны теоретические источники и пути развития экосоциологии. Охватывается широкий круг экологической проблематики. Предназначена для экосоциологов, аспирантов и студентов, экологов, экополитиков и экобизнесменов.






Интересным является то, что Данилевский, будучи причисленным к географической школе из-за используемых им исследовательских и аналитических методов, резко критиковал эволюционизм в своей работе «Дарвинизм»46. Правда, не столько самого Дарвина, сколько последователей социал-дарвинизма, которые также относились к географической школе, а заодно и последователей социального биологизма. Его позиция сводилась к тому, что социальное качественно отличается от биологического и не может быть изучаемо естественными науками.

То есть рыбаки изучаются социологами и общественными науками, а рыба – биологами и естественными науками. Такая позиция помогла обособиться социологии от других наук, а также авторов, писавших в междисциплинарном ключе. Также она способствовала уходу социологии в социологизм, где люди взаимодействуют только с людьми, и всё это происходит в нематериальном социальном пространстве (социальной среде).

Социальный эволюционизм критиковался Данилевским за убеждённость в существовании некоего общепланетарного человечества и его общего эволюционного развития. Он писал, что никакие географические, археологические, культурологические и антропологические исследования этого не подтверждают. Есть обособленные географически культурно-исторические типы обществ. Уже проявившихся старых типов десять: египетский, индийский, китайский, месопотамский, иранский, еврейский, аравийский, греческий, римский, европейский. Российский это новый культурно-исторический тип. Также в истории были два недоразвитых, насильственно уничтоженных типа – перуанский и американский. А статус Нового Света в Северной Америке остался под вопросом.

Лев Ильич Мечников (1838—1888) являлся представителем географической школы. В книге «Цивилизация и великие исторические реки» культуры разделяет на речные, морские и океанические. Привязывает древние цивилизации к большим рекам, античные – к морям, современные – к океанам. В основе такого разделения лежит общественное устройство, которое влияет на уровень освоения географической среды47.

Придерживался естественнонаучного материализма, поддерживал идею всеобщего развития мира от неорганической природы (механизмы) к органической (организмы) и далее к разумной (общество). Общественное устройство основано на солидарности, которая может быть подневольная, подчинённая и свободная. Эти три формы общественного устройства соответствуют трём видам цивилизаций и трём типам жизнедающих водных объектов. Солидарность это необходимость ради выживания в окружающих неблагоприятных условиях физико-географической среды. Она выражается в коллективном труде и ведёт к прогрессу. В результате прогресса появляются свободные люди (анархисты), жизнь которых связана с мировым океаном. Поэтому Мечникова называют основателем российской геополитики и одним из идеологов анархизма.

Российская специфика такова, что к началу 20-го века в плане развития энвайронментализма наиболее многообещающим направлением в социологии стало её срастание с медициной и статистикой. Умозрительные построения и выводы сменялись научным экспериментом. Важно было получить из области точных наук исчерпывающий ответ на вопросы: Кто такой человек? Как и почему он действует (взаимодействует с другими людьми и природой)?

Иван Михайлович Сеченов (1829—1905) превратил общественную науку о человеке в точную науку. На основе многочисленных экспериментов и данных дал рационалистическое объяснение всех нервно-психических проявлений, включая сознание и его проявление в виде волевых действий. Оставляя холистический подход к организму как целому, разделял действия на подсознательные и сознательные. Обосновал это и предположил, что все психические явления также физиологичны (рефлексивны). Действия и взаимодействия клеток, организмов (индивидов) и популяций (общества) с внешней и внутренней средой могут изучаться объективными методами48.

Разделял и развивал взгляды русских космистов. Вместе с женой первым перевёл на русский язык «Происхождение человека и половой отбор» Дарвина, был популяризатором учения об эволюции, аргументируя его состоятельность через призму физиологии и психологии. Основоположник синтетической теории эволюции, в настоящее время включающей данные палеонтологии, молекулярной биологии, генетики, систематики.

Иван Петрович Павлов (1849—1936) первым сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, правда, собак49. Стала ясна разница между безусловными и условными рефлексами, роль метода подкрепления в формировании условных рефлексов. Стало понятно, почему стимулы или наказания среди людей не формируют условные рефлексы (привычки), так как осуществляются через какое-то время, а не во время самого действия, как подкрепления.

Также интересно участие Павлова в дискуссии о наличии врождённых темпераментов и их влияния на поведение и состояние. Это скорее было опровергнуто, чем подтверждено. В ходе экспериментов Павлов определил и выделил три динамических свойства – силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения, преобладание и различные сочетания которых прямо сказывается на внутривидовом и внешнем взаимодействии. Эти свойства оказались приобретаемыми в процессе взаимодействия с различной окружающей средой, то есть не врождёнными, и влияющими на поведение (высшую нервную деятельность) после приобретения50. Однако до конца опровергнуть древнее знание не удаётся, потому что его сторонники используют пока трансцендентный аргумент, что собакам было уготовано судьбой попасть в те условия, которые и развили в них выявленные Павловым качества.

Наработками Павлова воспользовались практикующие психотерапевты и психиатры. Социологи экстраполировали экспериментальные результаты Павлова на человека и сообщества. Политики и бизнесмены получили лучшее понимание, как управлять и подчинять, заинтересовывать покупателя и сбывать продукцию. Западная наука о поведении (бихевиористический подход в социологии) и нейролингвистика получили импульс к развитию, переросший в настоящее время в изучение количественными и качественными методами практик и дискурсов, в том числе экологических.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927) углубил объективные знания о физиологии и патологии человеческой психики. Исследовал также некоторые формы группового поведения, например, массовой истерии, когда толпа ведёт себя глупее, чем индивид и перестаёт быть совокупностью разумных существ51. В 1907 году при поддержке коллег и благотворителей организовал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, где было создано первое в России социологическое научно-учебное учреждение – кафедра социологии.

Максим Максимович Ковалевский (1851—1916) и Евгений Валентинович Де Роберти (1843—1915) возглавляли эту кафедру социологии. Ими была разработана перспективная программа исследований, в основе которой лежали наработки в области физиологии и психологии, индивидуального и коллективного поведения52. Это учреждение имело прагматические задачи в области педагогики, юриспруденции и здравоохранения, а также задачу в рамках рефлексологии создать основы научного управления поведением живых существ, в том числе и людей.

В 1908 году на первый курс были приняты 900 студентов, более половины из них были женщины. Структурно институт состоял из основного факультета, занятия на котором были обязательны для всех в течение двух лет, и потом студентов ждала дальнейшая специализация. На первом курсе основного факультета, кроме социологии, читались физика, неорганическая химия, геология, общая биология, анатомия, физиология, общая и экспериментальная психология, логика, история философии, всеобщая история, история русской литературы и богословие. На втором курсе – высшая математика, статистика, общее землеведение, органическая химия, общая биология, анатомия и гистология нервной системы, физиология, психофизиология органов чувств, сравнительная психология, история философии, история экономических учений, всеобщая история, история всеобщей литературы, история искусств и история культуры.

Ковалевский и Де Роберти являются первыми в России профессиональными социологами. Их задачей было дать знания обо всех теориях, подходах и методах в социологии. Студенты находись в ситуации, когда преподаваемая социология опиралась на фактический материал, подкрепляемый со стороны физиологии и психологии, а также рождённой среди точных наук статистики, история которой начинается намного раньше, чем история российской социологии.

Первые переписи населения и добываемых природных ресурсов на Руси проводились с 10-го века Новгородом и Киевом с целью обложения податью. Иван Кириллович Кирилов (1689—1737) использовал данные подворной переписи 1710 года и первой ревизии 1718 года, которые легли в основу труда «Цветущее состояние Всероссийского государства…», опубликованного в 1727 году. Затем в 1734 году подготовил первое статистико-экономическое обозрение в виде исторического, этнографического и экономического атласа России53.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Источники экосоциологии. Серия «Экосоциология»"

Книги похожие на "Источники экосоциологии. Серия «Экосоциология»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Кулясов

Иван Кулясов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Кулясов - Источники экосоциологии. Серия «Экосоциология»"

Отзывы читателей о книге "Источники экосоциологии. Серия «Экосоциология»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.