Вероника Гиндер - Подвижники земли русской. Приенисейская Сибирь
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Подвижники земли русской. Приенисейская Сибирь"
Описание и краткое содержание "Подвижники земли русской. Приенисейская Сибирь" читать бесплатно онлайн.
В данном учебном пособии по Истории религии основное внимание уделяется православному христианству и евангельскому движению, а также передаче духа разных эпох. Дается характеристика религиозных объединений, показываются специфика миссионерской деятельности и условия подвижничества. Адресовано студентам и преподавателям светских и духовных учебных заведений, обучающимся по специальностям «история», «культурология», «религиоведение», «теология».
Архивные документы также свидетельствуют, что в Приенисейской Сибири уже в первое советское десятилетие местные евангельские служители подвергались преследованиям. И для этого были причины.
В числе пострадавших от голода регионов была Западная Сибирь, на границе с которой находилась Енисейская губерния. Евангельские верующие были связаны с организациями, оказывавшими реальную помощь голодающим и были благодарны им: «Враги Советской России старались удержать руку помощи распространяемыми слухами о том, что все пожертвования не дойдут по назначению, но будут употреблены на усиление Красной Армии и т. д. … отправляемые Вами пароходы с одеждой, продовольствие через Ара и Нансена поступили по назначению, ни у кого из нас ничего не отняли. Опасения не оправдались, но оправдал себя принцип – всегда и всем делать доброе и избегать злого. Имена, коими воплощалась эта братская бескорыстная помощь: Президента Гардинга, Гувера, баптистов, Ара, Нансена, квакеров, Шведского Красного Креста, связанные с христианской активностью, влиянием баптистов и иных близких к ним христианских групп, останутся в памяти русского народа горящими письменами»14.
Неудивительно, что после Гражданской войны в рядах евангельских христиан стали появляться бывшие красноармейцы и даже члены ВКП (б). Так, например, уроженка Самарской губернии, евангельская христианка Белкина Мария Васильевна (1898 г.р.), имела пятиклассное школьное образование и в 1921—1922 годах состояла в рядах ВКП (б). Вероятно, ее переезд в Сибирь был связан с голодом в родном Поволжье. В 1920-е годы она проживала в с. Шало Манского района Красноярского округа, где ее муж был казначеем религиозной группы, входившей во Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ)15 [Мартиролог]. Один из младших братьев председателя той же религиозной группы, Степан Васильевич Жоголев, был красноармейцем16.
Статистические данные подтверждают, евангельские верующие в большинстве своем были представителями крестьянской бедноты и середняков. Именно на эти категории крестьян рассчитывала опереться советская власть в проведении коллективизации и укреплении атеизма в деревне.
Диаграмма №2.1. Социальный состав христиан в Приенисейской Сибири (1925)
Причем большинство неправославных бедняков в губернии было старообрядцами (1482 чел. из 2476 бедняков); а по числу середняков старообрядцы (421 чел.) и баптисты (404 чел.) были близки. Среди евангельских христиан (293 чел.) при преобладающем бедняцко-середняцком составе было относительно много интеллигентов (6 чел.), кулаков (11 чел.) и рабочих (12 чел.). Среди ионитов доля кулачества была наибольшей (17 чел. из 131 члена)17.
К концу первого советского десятилетия «кулаком» было принято называть всякого, активно участвующего в общественных делах и возражающего против чего-то: «Председатель Сибревкома М. Лашевич на I съезде Советов Сибири (1925) говорил, что „кулак“ в деревне сейчас бранное слово. Кулаком часто называют того, кто критикует Советскую власть, партию и т. п. Такие же взгляды, основываясь на результатах специальных обследований, высказывали многие партийные работники на II Сибирской партконференции в ноябре 1925 года (С. В. Косиор и др.). Подобная позиция в отношении кулака в середине 1920-х годов получила широкое распространение как в директивных материалах, так и в литературе» [Гущин]. Это объясняет, почему в следующее десятилетие под раскулачивание подводили все социальные категории в деревне.
Руководитель ВСЕХ, И. С. Проханов, на Всемирном конгрессе баптистов в Стокгольме в 1923 году считал преобладание малообеспеченных людей в евангельском движении преимуществом: «Русские баптисты не спорят – они бедны материальными средствами. Наш социальный состав – рабочие и крестьяне. Но мы богаты духом. Мы переживаем эпоху энтузиазма. Движение наше растет и ширится потому, что в нас жив дух древне-апостольской церкви. И этим энтузиазмом восполняется недостаток материальных средств. У нас почти нет профессиональных проповедников, регулярно получающих жалование. Наши работники по примеру Апостола Павла собственными руками в большинстве случаев зарабатывают себе на хлеб и проповедуют Евангелие. Мы не спорим против того, что образованные и подготовленные проповедники могут много сделать, но мы боимся также оторвать их от масс и превращения в замкнутую касту, что мы видим в других церквах. Голодные, оборванные и часто босые, но влекомые и побуждаемые духом странствуют наши проповедники по обширной нашей земле, не всегда за неимением средств могут воспользоваться железной дорогой. Им известны все нужды и горе их братьев, они живут с ними одной жизнью.
Мы ниоткуда не получали пособие на пропаганду своих идей. Наш успех во внутренней силе, которую дает нам Бог. Поэтому мы не имеем нужды в приезжих из-за границы проповедниках, для проповеди в России мы обойдемся собственными силами.
У нас нет молитвенных помещений таких прекрасных, как у наших заграничных братьев. В деревнях мы собираемся чуть не в хлевах, в городах – в бывших торговых помещениях, приспособлениях кое-как для наших целей и эти помещения иногда приходится дорого оплачивать»18.
Подтверждают конкуренцию евангельских христиан с коммунистами и данные ГПУ. В ноябре 1922 года начальник Секретного отделения ГПУ Енисейской губернии констатировал полное неверие евангельских христиан Красноярского уезда в социализм и ожидание ими краха атеизма в связи с наступлением времени Божьего суда:
«5-го ноября на утреннем молении Евангельских Христиан, во время чтения проповеди о страдании Христа за народ, говорилось о скором Его пришествии вновь на землю для разбора верующих и неверующих. На вечерней молитве один из проповедников высказался, что ныне многие люди отрицают Бога и пророчества и учение Христа, считая Его человеком социалистом, но это ложь. Эти люди, отрицающие Христа и проповедующие неверие в Бога, есть люди, засорившие свои мозги под силой дьявола, что свидетельствует из вытекаемого социализма, ныне существующего и переживаемого жизнью, гонением на церковь, произвол и другие творимые над народом и друг другом насилия, обмана и призывов неверия в Бога, тогда как у других народов этого нет. Посмотрите на другие государства: Англию, Америку, Японию, – эти страны культурнее и такого социализма как у нас не имеют, у них есть вера в Бога, и не одно государство без веры в Бога существовать не может. Пока не поздно еще, нужно молиться и просить Христа спасти нас от заблуждения нашего, молиться всеми силами, а не ходить по театрам, циркам и т. д., где царит разврат.
Другой же проповедник, фанатик Власенко, дополнил, что скоро Христос придет к нам для разбора и создания вечной жизни для тех, которые не обагрили себе руки кровью.
Так проходит каждое собрание в учении о Христе, Его страданиях и т. д. Вперемешку с колкостями в проповедях антисоветского характера против учения социализма.
18 ноября один из проповедников высказался: Неверующие во Христа именуют себя могущественнее Бога, тем самым (намекая на существующий строй), но их усилия напрасны, и они ничего хорошего не сделают, ибо их действия не от Бога, потому что они Его отрицают.
В общем на всех этих молитвенных собраниях под разными предлогами с ядовитыми насмешками происходит злостная агитация против существующей власти, безбожников детей тьмы, посланных в наказание роду человеческому, что скоро власть такая должна пасть. Учение свое они распространяют по Красноярскому уезду с очень большим успехом.
12 ноября из общины Евангелистов в село Зыково было послано три проповедника для организации «секты» среди крестьян, куда ездили: Коротков Василий – сверловщик мастерских, Ключик Сазон – электротехник депо, Мельникова – жена артельщика депо – это видные члены общины ездят по разным местам каждую субботу и воскресенье… В г. Канске в ноябре месяце вновь открыт молитвенный дом Евангельских христиан. Моления бывают еженедельно по субботам. На собрания съезжаются проповедники из окрестных деревень Канского уезда. Подробных сведений не поступало и ведется агентурное наблюдение»19.
Таким образом, в миссионерской деятельности красноярских евангельских христиан видную роль играли грамотные рабочие, бедные крестьяне, женщины – та самая аудитория, привлечь которую стремились и коммунисты.
Баптисты и евангельские христиане Красноярска оказались на нелегальном положении в Приенисейской Сибири уже в 1923 году:
«…Деятельность секты баптистов в гор. Красноярске легальное свое существование прекратила с 25 минувшего января. Молитвенные дома общины Баптистов и Евангельских Христиан до сего времени закрыты. Руководители общин привлекаются к ответственности через народный суд.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Подвижники земли русской. Приенисейская Сибирь"
Книги похожие на "Подвижники земли русской. Приенисейская Сибирь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вероника Гиндер - Подвижники земли русской. Приенисейская Сибирь"
Отзывы читателей о книге "Подвижники земли русской. Приенисейская Сибирь", комментарии и мнения людей о произведении.