» » » » Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси


Авторские права

Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси

Здесь можно скачать бесплатно "Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси
Рейтинг:
Название:
Еврейская традиция в культуре Древней Руси
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Еврейская традиция в культуре Древней Руси"

Описание и краткое содержание "Еврейская традиция в культуре Древней Руси" читать бесплатно онлайн.








Дальнейшие события касаются сына Исаака по имени Иаков. Однажды шел Иаков по полю — по лесу. И напал на него некий незнакомец с предложением: давай, дескать, поборемся по-дружески, выясним, кто из нас сильнее. И стали они бороться, как спортсмены, и стал Иаков побеждать незнакомца. И тогда незнакомец испугался и применил «незаконный прием» — повредил Иакову бедро. Но Иаков крепко ухватил противника и не желал его отпускать. Тогда незнакомец сказал ему:

«…Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (7, стр. 35, Быт. 32:24–26).

Так впервые во всемирной (и в русской) истории появилось слово «Израиль». Среди русских фамилий не встречается фамилия Израилев. Однако столь важный эпизод Священного Писания нашел свое отражение и в русской иконописи. Под названием «Борьба Иакова с ангелом» он изображен на следующей иконе.



Рис. 7. «Борьба Иакова с ангелом». Рождение Израиля. Деталь иконы

Этот краткий эпизод является небольшим фрагментом — клеймом большой иконы «Архангел Михаил с деяниями», где изображены многие эпизоды Священной Истории. Это клеймо можно увидеть в правом ряду, третье снизу, на иконе «Архангел Михаил с деяниями» (около 1399 года, Архангельский собор Московского Кремля).



Рис. 8. Икона «Архангел Михаил с деяниями» (Из кн.: Московская икона Х1У — ХУП веков)

Всех же деяний Архангела Михаила здесь изображено 18 на отдельных клеймах. На них можно видеть эпизоды ранней еврейской истории: Авраам и Сарра, принимающие гостей, пророки Иезекииль, Даниил, Моисей, полководец Иисус Навин, царь Давид и его возлюбленная Вирсавия, выяснение отношений между Давидом и мужем Вирсавии Урией и т. д. Имя изображенного здесь Архангела: Михаил означает — кто как Бог.

«Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против всякого зла» (14, стр. 538), и празднует его память 8 ноября как «Михайлов день». «На Михайлу нельзя работать — Бог накажет», столетиями говорили русские крестьяне. В честь архангела Михаила был назван и старинный русский город Архангельск: в ХП веке здесь был основан Архангело-Михайловский монастырь, ставший к 1618 году «Архангельским городом». От имени Архангела Михаила произошла фамилия Михайловых в России.

В небесной иерархии архангелы вообще — есть «начальники прочих ангелов». В христианской традиции самых главных архангелов трое. Это уже известный нам Михаил — верховный военачальник, он же ангел-хранитель всех христиан. Гавриил — божий посланник, «крепость Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества», принесший благую весть Деве Марии и, позднее, начинающему пророку Мухаммеду (в исламе — Джебраил), его принято чествовать 26 марта (см. народные приметы: «всё, что ни родится на день Гавриила, уродливо и неспоро», «если прясть на Гавриила — работа не впрок»). А также Рафаил — ангел-целитель, «врачевание Божие».

Кроме них известны и другие, «неглавные» архангелы. Вот их перечень.

Уриил, «свет Божий, просветитель», при молитве ему, он может просветлять душевные и телесные чувства, а также наставлять заблудших.

Селафаил, «молитвенник Божий, побуждающий к молитве», ему можно молиться о спасении и здравии людей.

Иегудиил, «славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Божьей и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги», при молитве ему, он помогает во всякой работе.

Варахиил, «раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии».

Иеремиил, «возвышение к Богу», при молитве ему, он внушает благие и добрые помыслы. Все они в той или иной форме также часто изображаются на русских иконах (20, стр. 41–42).

Среди подчиненных им «простых» ангелов стоит назвать серафимов — «пламенных», изображаемых с шестью крыльями, и херувимов — с четырьмя крыльями. Русское имя — Серафим, равно как и фамилия Серафимов, имеют происхождение оттуда же. (Вспомним эти имена — святой чудотворец Серафим Саровский, советский писатель Александр Серафимович.) Следующий ряд ангелов — херувимы. Значение этого древнееврейского слова неясно. Возможное значение — «крепкие силой духовные существа». Их статуи украшали собой Завет Ковчега и храм царя Соломона. Они «составляют особенный высший чин в небесной иерархии… в них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией» (16, стр.2278). Есть даже специальная херувимская духовная песнь православной церкви — «Иже херувимы», которая поется на литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого. От имени этих ангелов происходит итальянское имя Керубино.

На взгляд атеиста, а может быть, и верующего еврея, всё это многообразие святых, святейших и богоподобных небожителей есть многобожие, язычество, сборище кумиров, хотя и было не раз уже сказано в Библии: не сотвори себе кумира… Хотя, конечно, все эти святые небожители очевидно носят еврейские имена: это явное воспоминание о языческой эпохе — эпохе многобожия в жизни древних евреев.

Но вернемся к святому Иакову и его сыновьям.

Отдельно стоит сказать о сыне Иакова по имени Иосиф. Имя Иосиф означает «преумножение». Он был по счету одиннадцатым из общего числа 12 сынов, и назван церковью «величайшим из патриархов после Авраама. Нет никого досточтимее его в религиозном отношении… Иосиф есть прекрасный образец прощения оскорблений и несправедливостей; и в этом отношении Иосиф есть прообраз Иисуса Христа» (6, стр. 391).

История продажи маленького Иосифа родными братьями в рабство в Египет, и потом великодушно простившего их, известна современному читателю не только из Библии, но также по роману Томаса Манна «Иосиф и его братья». От имени Иосиф произошло русское имя Осип и фамилия Осиповых.

Говоря о древней эпохе первых еврейских патриархов, церковная литература делает знаменательный вывод:

«Кочующая жизнь этих патриархов-пастырей представляет много занимательных эпизодов; это народ, который только еще образуется, организация которого развивается мало-помалу, и который, постоянно идя путем предания, остается более близким к природе, чем другие, руководствуется только умом и через бесконечные препятствия заставляет наслаждаться целое человечество плодами своих изобретений» (6, стр. 416).

Это так образуется и организуется народ еврейский; в середине Х1Х века церковники не стеснялись прямо об этом говорить: слово «еврей» еще не стало ругательством.


Евреи — пророки Русской Православной Церкви


Как уже знает каждый читающий Библию, от 12 сынов Иакова произошли 12 колен (племен) Израилевых. На это обстоятельство особенно нажимают русский патриот А.И.Солженицын и русский националист А.М.Буровский, когда подчеркивают у современных евреев некие «племенные» связи, обычаи и традиции. Об этом нам уже приходилось писать на страницах журнала «Заметки по еврейской истории» (№№ 45–47, 55–62). На самом деле все еврейские племена уже успели хорошо перемешаться ко времени Иисуса из Назарета, то есть к началу нашей эры, и превратиться в единый еврейский народ. Но тогда, в Египте, во времена фараонов, в период с примерно с ХУП по ХШ века до н. э., на протяжении 400 лет потомки каждого из 12 сынов Иакова формировали собой семейства, роды и племена. К ХШ веку до н. э. на египетском престоле много раз сменились царствующие династии, отношение к евреям поменялось, и они решили бежать. Бежать назад, в землю Ханаанскую. Из среды еврейского национального меньшинства в Египте к тому времени выдвинулся неформальный лидер, вождь, пророк по имени Моисей. Вот он изображен на иконе «Преображение» (около 1403 года).



Рис. 9. «Святой пророк Моисей». Деталь иконы (Из кн.: Московская икона XIV–XVII веков)

Но прежде, чем решиться на побег, Моисей и брат его Аарон попытались уладить с египетскими властями все проблемы, связанные с притеснением евреев, по-хорошему. „Let my people go!“ (Отпусти мой народ!) — поется ныне в популярном американском шлягере о тех переговорах, кончившихся ничем. Переговорщики с еврейской стороны, Моисей и Аарон, в качестве православных святых попали на иконы; об имени же того фараона мнения историков расходятся. Вот они, братья и соратники в борьбе за освобождение своего народа.



Рис. 10. «Святые пророки Моисей и Аарон». Деталь иконы

Святость Моисея в церкви не вызывает сомнений: даже лицо его испускало свет.

«Святой пророк Моисей должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от лица его» (8, стр. 35).

Хотя брат его Аарон был всего лишь на три года старше Моисея, в народном сознании его образ сохранился в виде седого старца. Братья происходили из колена (племени) Левия; Моисей стал народным вождем, Аарон же стал религиозным лидером, первым священником еврейского народа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Еврейская традиция в культуре Древней Руси"

Книги похожие на "Еврейская традиция в культуре Древней Руси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Семен Глейзер

Семен Глейзер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси"

Отзывы читателей о книге "Еврейская традиция в культуре Древней Руси", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.