» » » » Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси


Авторские права

Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси

Здесь можно скачать бесплатно "Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси
Рейтинг:
Название:
Еврейская традиция в культуре Древней Руси
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Еврейская традиция в культуре Древней Руси"

Описание и краткое содержание "Еврейская традиция в культуре Древней Руси" читать бесплатно онлайн.








«В метафорическом значении оно (слово Израиль — С.Г.) обнимает собою всю Церковь Божию» (5, стр. 288).

Следует также напомнить основные этапы церковной истории. Поначалу Бог покровительствовал одному человеку. Это был первый человек на земле Адам и его потомки по мужской линии. Разумеется, все они были грешники, и Бог время от времени их наказывал. Хотя и жалел, любил и прощал. Среди «фаворитов» Господа был и Ной, чье семейство было — в порядке исключения — спасено Богом во время всемирного потопа. Спасены были и сыновья Ноя: Сим, Хам и Иафет. По имени Ноя, говорят, был назван город Нахичевань. От Сима произошли семиты, от Хама — африканские народы, а также вполне русское слово «хамство», от Иафета — яфетические народы, под которыми понимаются европейцы, включая славян. Вот как об этих событиях рассказывает древнерусская летопись «Повесть временных лет».

«По потопе трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет… Был единый народ… По разрушении же столпа (Вавилонской башни — С.Г.) и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама южные страны, Иафетовы же — взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык (72 языковых общностей — С.Г.) произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне» (11, стр. 17).

Здесь любопытна попытка древнерусского летописца Нестора еще в Х1-ХП веке мифологически связать славянские народы с библейской (читай — еврейской) историей.

Еще более интересна часть этого же библейского рассказа, касающаяся заслуг евреев перед Богом, в изложении Московского царя Ивана Грозного. Эту историю царь приводил как пример хорошего поведения перед Богом в своем нравоучительном послании князю Александру Полубенскому в 1577 году. Повествуя о событиях, последовавших за разрушением вавилонской башни, русский царь Иван 1У пишет:

«Бог… сокрушил столп и одних побил, а других разделил на семьдесят два языка. Один только Евер не присоединился к их делу и замыслу, за что Бог и помиловал его: не отнял у него языка Адамова. От его имени и называются евреи. А других он разделил, чтобы, разделившись, восставали друг на друга и мучались за это преступление (т. е. за башню — С.Г.)… и повсюду возникли многоразличные царства, и каждое царство отдельно» (12, стр. 173–174).

Эпоха «богоизбранного человека» длилась от Адама до Авраама. Дальше наступила эпоха «богоизбранного народа», под которым понимался древнееврейский народ: от Авраама до Иисуса. И снова рассказывает нам о том Иван Грозный.

«И так увидел Бог, что погибает род человеческий, и умилосердился над ним и создал праведника Авраама… И ради этого Бог склонился на милосердие к человечеству, и благословил Авраама, и указал ему его обязанности, и даровал ему наследника — Исаака и Исааку — Иакова, он же Израиль. И обещал Бог Аврааму «Сделаю тебя прародителем многих народов, и цари от тебя произойдут». И те, которые произошли от Авраама, Исаака и Иакова, стали называться людьми, а прочие — язычниками» (12, стр. 174).

Вот так: только евреи и названы были людьми…

«Священное Предание Ветхого Завета — это жизнь народа Израиля до Рождества Христова… Предание это было исполнено и завершено с приходом Мессии — Иисуса Христа и с рождением христианской церкви» (14, стр. 25).

И третий этап — эпоха «богоизбранного человечества», то есть всех христиан, начавшаяся от Иисуса и продолжающаяся по сей день. Разумеется, в него не включаются атеисты, буддисты, мусульмане, а также «упорствующие в своих заблуждениях» иудеи. Это о них так страстно говорил Иван Грозный:

«Не все ведь произошедшие от Авраама считаются его потомством, но только те, кто живет в вере Авраама» (12, стр. 90).

Так иносказательно Иван Грозный переиначивает высказывание апостола Павла о том, что не то обрезание истинно, «настоящее», что по плоти, а то, что проходит «по сердцу». Хотя, с другой стороны, можно понимать это и так, что вера Авраамова — это только и только иудаизм.

Случайным образом, на втором этапе церковной истории, самая первая община уверовавших в единого Бога людей состояла только из «лиц еврейской национальности». Но — нет перед Богом ни иудея, ни эллина, как говорил впоследствии апостол Павел. Община была открыта для всех, желавших стать иудеями, то есть поверивших в Бога Авраама, Исаака и Иакова. Для этого надо было только принять известные обряды и ритуалы. Это в нынешние времена есть разница между «эллином» и «иудеем» для таких «истинно русских православных» деятелей как А.Солженицын, И.Шафаревич, Ст. Куняев, В.Кожинов и др. Они, вероятно, мнят себя выше самого апостола Павла, если не сказать — еще выше!.. А тогда, в библейские времена, этой разницы не было.

И история Ветхозаветной церкви таким же почти случайным образом практически совпадает с историей древних евреев. По этой причине многие персонажи истории древних евреев стали христианскими святыми. Потому каждый православный священник знает древнееврейскую историю гораздо лучше, чем какой-нибудь, надувающийся от гордости за свою историю, и не слишком образованный еврей. В церкви имеется специальная книга — «Толковая Палея», излагающая и толкующая библейские сюжеты; например, то же «Сказание о Соломоне и Китоврасе», записанное книгописцем XV века Ефросином в Кирилло-Белозерском монастыре (13, стр.371).

Икона «Троица» Андрея Рублева выносила на первый план не двух старых евреев и их гостей, как это было принято у русских иконописцев раньше, а ожидаемое пришествие в мир Спасителя, то есть Иисуса Христа, изображенного в виде одного из ангелов на иконе. Вот откуда идет «революционное обновление» в иконописи, начатое Андреем Рублевым. Он был первым, кто отделил Богов (Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа) от людей (Авраама и Сарры), хотя бы и святых людей. А уже Спаситель человечества стал одновременно символизировать собой и конкретного Спасителя Руси, все того же Иисуса Христа, якобы обещавшего ей скорое освобождение от греха, насилия, всего плохого, включая зависимость от татар, и «жизнь вечную». Оттуда и пошло возрождение русской духовности, приведшее, в конце концов, и к полному освобождению Руси от татарского ига.

«Слово «Троица» в Священном Писании собственно не встречается… Хотя мы не постигаем внутренней тайны троичности Божества, но веруем ей…» (5, стр. 210–211).

Поэтому, чтобы выделить Троицу из массы других святых персонажей Библии, да еще в то время, потребовалось большое мужество и смелость. Это был выход из канона, ставший началом нового канона. Что и делает поступок Андрея Рублева подвигом.

Вся церковная история изображена «в картинках», то есть в соответствующих иконах, украшающих собой каждую приличную православную церковь. Для этой цели служит специальная конструкция, или высокий иконостас. Общий вид одного такого иконостаса представлен на рисунке 15.


Рис. 15. Иконостас в православной церкви

Кроме общего впечатления о красоте и изысканности этой экспозиции ликов святых, следует подчеркнуть и определенные закономерности их расположения по высоте иконостаса. С самого верха начинается зримое повествование о начальных этапах Священной истории. Верхний ряд икон представляет собой собрание ликов святых праотцев — праотеческий ряд. Здесь присутствуют уже известные нам праотцы верующего человечества (они же праотцы еврейского народа) Авраам, Исаак, Иаков и другие, всего 16 персонажей. Следующий ряд — пророки народа израильского — еще 16 ликов. Ниже идут ряды праздничный, деисусный, различные иконы с изображением местных святых, ангелы, архангелы, святые диаконы, Богоматерь, Спаситель, апостолы, евангелисты и т. п. Общая схема иконостаса изображена на следующем рисунке.



Рис. 16. Схема иконостаса в православной церкви

К теме нашего повествования относятся, таким образом, только два верхних ряда икон. Поскольку расположены они, согласно традиции, очень высоко, то прихожане, как правило, не имеют возможности разглядеть, кто там собственно изображен. А изображены там, как мы уже знаем, одни евреи, ставшие волей судеб святыми русской православной церкви. Так распорядилась история, так же распорядилась и Священная история.


Новозаветная церковь


Когда всё выше написанное прочитал один мой приятель, он заметил: да ты, брат, пишешь тут «введение в православие» для евреев! Ну, это как посмотреть. С одной стороны, это, конечно, так, или почти так. Но с другой стороны, эти заметки можно понимать и как своего рода «введение в иудаизм» для православных христиан. В обоих случаях, хочется надеяться, эта статья должна бы послужить лучшему взаимопониманию тех и других, ибо возвращает нас к неким общим корням, откуда исходят, проистекают, нынешние «русская духовность» и «еврейская традиция»…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Еврейская традиция в культуре Древней Руси"

Книги похожие на "Еврейская традиция в культуре Древней Руси" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Семен Глейзер

Семен Глейзер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Семен Глейзер - Еврейская традиция в культуре Древней Руси"

Отзывы читателей о книге "Еврейская традиция в культуре Древней Руси", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.