» » » Иеромонах Никон - ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА


Авторские права

Иеромонах Никон - ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА

Здесь можно скачать бесплатно "Иеромонах Никон - ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иеромонах Никон  - ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА
Рейтинг:
Название:
ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА"

Описание и краткое содержание "ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА" читать бесплатно онлайн.



«Слава Богу о всем и всяческих ради! Слава показавшему нам житие мужа свята и старца духовна, – благодарим Бога за премногую Его благость, бывшую на нас, яко дарова нам свята старца, господина Преподобнаго Сергия, в земли нашей Рустей, в стране полунощней».

       Так начинает свое cкaзaниe о житии и подвигах Преподобного отца нашего Сергия его присный ученик – блаженный Епифаний. «Дивлюся же, – говорит он, – како толико лет минуло, а житие святаго старца не писано было; и о сем сжалихся зело, како убо таковый святый старец пречудный и предобрый, отнележе преставися 26 лет прейде, и никто не дерзняше писати о нем, ни дальний, ни ближний, ни больший, ни меньший».

       Сии слова Премудрого Епифания еще с большим правом можем повторить мы, с тою лишь разницей, что со дня кончины Преподобного Сергия до нашего времени протекло не двадцать шесть, а уже пятьсот лет, и до сих пор мы не имеем на современном русском языке полного жизнеописания великого старца не только в смысле самостоятельного исторического исследования о его жизни и подвигах, о его значении в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и вообще нравственного воспитания Русского народа, но даже и простого полного перевода жития, написанного Епифанием.

Правда, существует более десятка разных житий Преподобного Сергия, и лучшее из них, конечно, то, которое составлено святителем Московским Филаретом. Но это житие предназначено было для чтения при Богослужении и читано самим в Бозе почившим Иерархом в Лавре на всенощном бдении 5 июля 1822 года. По своим достоинствам внутренним это житие – слиток золота, но, как предназначенное для церковного чтения, оно по необходимости отличается краткостию и опускает многие подробности, драгоценные для благоговейных почитателей памяти великого угодника Божия. Следует еще упомянуть о двух житиях Преподобного Сергия, помещенных в сочинениях «Русские Святые», – преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, и «Жития Святых Российской Церкви» А. Н. Муравьева, но ни то ни другое также не имеют желанной полноты, потому что составители этих житий, описывая жития всех Русских Святых, по необходимости старались быть краткими в изложении.

Из отдельных изданий следует упомянуть только одно, вышедшее уже после 2-го издания нашей книги, к 500-летию преставления Преподобного Сергия, – «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра» Е. Голубинского; автор предлагает в этой книге, как сам он говорит, «повествование о Преподобном, с одной стороны, краткое, а с другой стороны – полное, без опущений воспроизводящее все частности его жизни как естественного, так и сверхъестественного характера». Но и эта книга не может вполне удовлетворить благоговейного чтителя памяти великого угодника Божия, довольно сказать о ней одно уже то, что ради «краткости» автор ее не имеет в виду дать в ней назидательное чтение, а предлагает лишь сжатое изложение фактов, собранных им из всех исторических источников и изложенных в форме жизнеописания. Притом и это жизнеописание издано нераздельно с путеводителем по Лавре и составляет как бы введение к этому путеводителю. На других отдельных изданиях, вроде сочинения г. Лаврентьева, не считаем нужным останавливаться, так как они представляют плохие переделки из Епифания или же просто заимствования из вышеупомянутых авторов.






Мы остановились довольно подробно на определении года рождения Преподобного Сергия потому, что без такого определения нельзя установить хронологию важнейших событий в жизни угодника Божия и связать их с другими событиями времени. Подтверждение наших соображений находится в одной из рукописей XVII в., именно в Святцах, где прямо сказано, что Преподобный Сергий жил 72 года (Описание рукописей гр. Уварова, № 685 [32]).


14 По древнему обычаю, крещение младенца совершалось в 40-й день по его рождении, причем нарекали ему имя того святого, коего память праздновалась в день его крещения. Преподобному Сергию при крещении дано имя Варфоломей; память апостола Варфоломея празднуется 11 июня, следовательно, угодник Божий родился 3 мая. Так определяет день рождения Преподобного Сергия П. С. Казанский [22].


15 Мысль Митрополита Платона (см. Житие Пр. Сергия, им сост [43], и акафист). В «Опыте библейского словаря собств. имен» прот. Солярского слово Варфоломей переведено просто – сын Фоломея.


16 Летоп. св. Димитрия, Митр. Рост. Ч. II. С. 104–105, по изд. 1817 г. [10].


17 Слова и речи Митр. Филарета. Т. III. С. 350 [71].


18 [Свт. Иоанн Златоуст]. На Матфея, беседа 28.


19 У Строева («Списки Иерархов»): Прохор, епископ Ростовский с 1311 по 1328 г. († 7 сент.), Антоний – с 1328 по 1336 г. [73, стб. 329]. См. также рукопись П. С. Казанского [29]. – 18.


20 У Пахомия, по списку Четиих-Миней митр. Макария. Мы пользовались изданием Археографической Комиссии [11, стб. 1412]. – 22.


21 В лицевом житии Преподобного Сергия XVI века, хранящемся в Лаврской ризнице, старец инок изображен девять раз, и везде – в виде молодого и безбрадого инока, с крылами и с надписью: «Ангел-Господень». «Книжное же учение, – говорит келарь Симон Азарьин, – от Ангела Божия прием, а не от человек» (см.: Предисл. к «Новоявл. чуд. Преп. Сергия» [2, с. 12]). – 22.


22 Ник. Лет. IV, 206–207 [59; 55, т. XI, с. 129-139]. – 25.


23 Седален на утрени по полиелеи, в Службе Преп. Сергию. – 27.


24 Ист. Госуд. Росс., т. IV, стб. 150 [31]. – 29.


25Там же, V, стбц. 216–217 и IV, примеч. 319. – 29.


26 Там же, IV, стб. 141, примеч. 303; Новгород. лет., 603 [55, т. III (М., 2000), с. 98 и 341–342]. – 30.


27 Ник. Лет. IV, 204 [59; 55, т. XI, с. 128]. – 31.


28 Преосвященный Филарет Черниговский полагает, что «Туралыково нападение на Ростов не могло быть между причинами удаления родителей Сергиевых из Ростова; если оно могло иметь влияние на их судьбу, – говорит он, – то разве тем, что касалось недвижимого имения их, которое, быть может, оставалось в Ростовской области по водворении их в Радонеже» («Русск. Святые», сент., с. 130, примеч. 234 [83]). Но приводимое им сопоставление годов решительно ничего не доказывает. Будь это нашествие в 1337-м году, а не в 1327-м, тогда его соображения имели бы свою силу. К тому же преосвященный автор противоречит сам себе: в примечании он предполагает переселение родителей Преподобного Сергия совершившимся ранее Туралыкова нашествия, то есть ранее 1327 года, а сам на той же странице, в тексте, говорит, что это переселение не могло быть ранее 1330 года. Вообще, 234-е примечание есть ошибка памяти – принят 1327 год за 1337-й – и потому должно бы быть совсем исключено. – 31.


29 Предположение митр. Платона.° – 31.


30 Собр. гос. грамот и договоров, т. I, с. 30–36 [70, № 21]  – 32.


31 Отец славного князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, князь Андрей Иоаннович, родился в 1326 году.° – 32.


32 По списку Вел. Четии-Минеи [11, стб. 1487] – Андрея.° – 32.


33 По другим, ошибочно, – Вищева. – 32.


34 Так по списку Вел. Четии-Минеи [11, стб. 1487]; у преосв. Филарета Черниговского – Иоанн Феодорович; по печ. Сурожск. издан. 1786 г.: [20] Иван и Феодор Тормасов, зять его. – 32.


35 «Онисим, велможа, бывый в Ростове» (Ник. Лет. IV, 205 [59; 55, т. XI, с. 129]). – 32.


36 Епифаний не называет монастырей, в которые поступили родители Варфоломея. Но так как они оба погребены в Хотькове° и так как здесь же мы видим и Стефана, брата Варфоломея, то нет сомнения, что в этой обители и провели они остаток дней своих. В древности были такие общие монастыри с отделениями для старцев и стариц, пока сей обычай не был запрещен соборным определением 1504 года.° (См.: «Покровский Хотьков мон.» С. Смирнова [66]). – Память Кирилла и Марии совершается в Хотькове монастыре 28 сентября. – 34.


37 Что Стефан овдовел и поступил в Хотьков – это видно из рассказа Епифания о том, что Варфоломей, по исполнении положенного уставом 40-дневного поминовения Кирилла и Марии, не медля более, идет в Хотьков к брату Стефану, который был тогда уже монахом [21, с. 37]. – 34.


38 Там же впоследствии был погребен и младший брат Преподобного Сергия Петр с супругою Екатериною (Церковно-Истор. Месяц. Серг. Лавры. 1854, с. 41 [67]). – 34.


39 Соч. митр. Платона, т. XVI, с. 293–294 [51]. – 35.


40 Слова и Речи митр. Филарета. М., 1874, т. II, с. 121–122 [84]. – 35.


41 Там же, с. 282. – 35.


42 Лествица, сл. 1, гл. 13 [27]. – 37.


43 «Глаголет же древний, видяху на том месте преже свет, а инии огнь, а инии благоухание слышаху» (2 Соф. лет. в Полн. Собр. Русск. Летописей, т. VI, с. 120 [55]). – 38.


44 В описании явления Преподобного Сергия иерею Симеону в 1439 году Преподобный сам говорит о себе: «Аз есмь Сергие Маковскый» (Полное Описание Лавры, с. 3, примеч. 1 [13]). В Летописце, помещенном в «Русском Bременнике», I, 326: «преставись преподобный игумен Сергие Радонежский Маковский, тихий и кроткий» [60]. – 38.


45 П. С. Казанский в упомянутом выше рукоп. житии [29]. – 39.


46 Жизнеописатели Преподобного Сергия, принимающие за год его рождения 1314-й, полагают, что он удалился в пустыню в 1336 году, а пострижен в 1337-м.° В подтверждение своего мнения они указывают на то, что Стефан, брат его, «пожив с ним год или два (заметим здесь же, что Епифаний не говорит о годах, а выражается неопределенно: немного – может быть три-четыре месяца только), удалился в Богоявленский монастырь и здесь некоторое время жил с Алексием, впоследствии Митрополитом, и певал с ним на клиросе. Но Алексий за 12 лет до посвящения своего в Епископа (в 1352 г.) оставил Богоявленский монастырь. Стефан должен был немало прожить тут, чтобы доброю жизнью обратить на себя внимание Князя, чтобы по его указанию Митр. Феогност рукоположил его во пресвитера и потом игумена монастыря, а Князь избрал его себе в духовники». Так рассуждал П. С. Казанский [29]. Преосв. Филарет Черниговский, приведя слова Епифания, замечает: «Ясно, что Епифаний, говоря об освящении храма при Кн. Симеоне, говорит гадательно» (Русск. Св., сент., с. 132, примеч. 237 [83]). С этим соглашается и А. В. Горский в Полн. Описании Лавры, ч. I, с. 2 [13, изд. 1-е]. – В оправдание принятой нами хронологии заметим, что: 1) для того, чтобы Стефан имел право рассказывать Епифанию в своих воспоминаниях о близких своих отношениях к св. Алексию еще во время чернечества последнего, довольно было, если Стефан жил при Алексии в Богоявленском монастыре несколько месяцев, а не лет, особенно если принять во внимание, что святитель Алексий и по переходе во двор Митрополита, вероятно, часто навещал свою любимую обитель Богоявления и по старой памяти иногда становился на клирос и певал вместе со Стефаном; 2) Епифаний об освящении церкви выражается так: «священна бысть церкви... при великом князи Симеоне Ивановиче, мню убо еже рещи, в начяло княжения его» [21, с. 40]. Тут он, действительно, говорит гадательно, но очевидно колеблется в указании года, а не имени Вел. Князя; 3) Епифаний вовсе не говорит, будто Стефан поднялся до степени священства и игуменства в бытность в Богоявленской обители еще св. Алексия, – у него эти обстоятельства, имевшие место гораздо позднее, рассказаны тут только кстати и к слову; 4) рассказ Епифания о пострижении юного сына Стефанова гораздо более говорит в пользу нашей хронологии, которая дает возможность отодвинуть это событие к 1349–1352 годам. – Принимая за год рождения Преподобного Сергия 1319, мы располагаем события так: 1330 год – переселение его родителей в Радонеж, 1339 год (приблизительно сентябрь, когда празднуется их память) – их кончина. В конце ноября того же года (чрез 40 дней по кончине последнего из них) – удаление Варфоломея в пустыню, двадцатилетним юношею. Епифаний рассказывает, что отшельники сначала устроили шалаш из древесных ветвей, вероятно потому, что дело было глубокою осенью и необходимо было иметь хоть какой-нибудь приют от осенней непогоды; потом они строят келлию, необходимую для зимнего пребывания, и наконец уже приступают к постройке церквицы, вероятно уже зимою. Церковь освящается в 1340 году, раннею весною. Стефан, проведя суровую зиму в лесной глуши, весною покидает Варфоломея. Теперь предположите, что св. Алексий взят во двор Митрополита осенью, и станет понятно, что Стефан имел довольно времени с ним подружиться. А рекомендовать Стефана Князю и Митрополиту Феогносту св. Алексий, конечно, мог и после, не прерывая своих добрых отношений к нему и по переселении на новое место. – На окладе гробницы Кирилла и Марии в Хотькове монастыре поставлен год их кончины – 7845 (1337), но ни месяца, ни числа кончины того и другого не означено. Оклад устроен в 1827 году, и указание на год сделано, вероятно, по применению к хронологии, принятой в житии Преподобного Сергия, сост. митр. Филаретом [86]. –40.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА"

Книги похожие на "ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора иеромонах Никон

иеромонах Никон - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иеромонах Никон - ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА"

Отзывы читателей о книге "ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.