» » » Иеромонах Никон - ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА


Авторские права

Иеромонах Никон - ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА

Здесь можно скачать бесплатно "Иеромонах Никон - ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иеромонах Никон  - ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА
Рейтинг:
Название:
ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА"

Описание и краткое содержание "ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА" читать бесплатно онлайн.



«Слава Богу о всем и всяческих ради! Слава показавшему нам житие мужа свята и старца духовна, – благодарим Бога за премногую Его благость, бывшую на нас, яко дарова нам свята старца, господина Преподобнаго Сергия, в земли нашей Рустей, в стране полунощней».

       Так начинает свое cкaзaниe о житии и подвигах Преподобного отца нашего Сергия его присный ученик – блаженный Епифаний. «Дивлюся же, – говорит он, – како толико лет минуло, а житие святаго старца не писано было; и о сем сжалихся зело, како убо таковый святый старец пречудный и предобрый, отнележе преставися 26 лет прейде, и никто не дерзняше писати о нем, ни дальний, ни ближний, ни больший, ни меньший».

       Сии слова Премудрого Епифания еще с большим правом можем повторить мы, с тою лишь разницей, что со дня кончины Преподобного Сергия до нашего времени протекло не двадцать шесть, а уже пятьсот лет, и до сих пор мы не имеем на современном русском языке полного жизнеописания великого старца не только в смысле самостоятельного исторического исследования о его жизни и подвигах, о его значении в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и вообще нравственного воспитания Русского народа, но даже и простого полного перевода жития, написанного Епифанием.

Правда, существует более десятка разных житий Преподобного Сергия, и лучшее из них, конечно, то, которое составлено святителем Московским Филаретом. Но это житие предназначено было для чтения при Богослужении и читано самим в Бозе почившим Иерархом в Лавре на всенощном бдении 5 июля 1822 года. По своим достоинствам внутренним это житие – слиток золота, но, как предназначенное для церковного чтения, оно по необходимости отличается краткостию и опускает многие подробности, драгоценные для благоговейных почитателей памяти великого угодника Божия. Следует еще упомянуть о двух житиях Преподобного Сергия, помещенных в сочинениях «Русские Святые», – преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, и «Жития Святых Российской Церкви» А. Н. Муравьева, но ни то ни другое также не имеют желанной полноты, потому что составители этих житий, описывая жития всех Русских Святых, по необходимости старались быть краткими в изложении.

Из отдельных изданий следует упомянуть только одно, вышедшее уже после 2-го издания нашей книги, к 500-летию преставления Преподобного Сергия, – «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра» Е. Голубинского; автор предлагает в этой книге, как сам он говорит, «повествование о Преподобном, с одной стороны, краткое, а с другой стороны – полное, без опущений воспроизводящее все частности его жизни как естественного, так и сверхъестественного характера». Но и эта книга не может вполне удовлетворить благоговейного чтителя памяти великого угодника Божия, довольно сказать о ней одно уже то, что ради «краткости» автор ее не имеет в виду дать в ней назидательное чтение, а предлагает лишь сжатое изложение фактов, собранных им из всех исторических источников и изложенных в форме жизнеописания. Притом и это жизнеописание издано нераздельно с путеводителем по Лавре и составляет как бы введение к этому путеводителю. На других отдельных изданиях, вроде сочинения г. Лаврентьева, не считаем нужным останавливаться, так как они представляют плохие переделки из Епифания или же просто заимствования из вышеупомянутых авторов.






47 Филарет Черниг. Русск. Св., февр., 12 [83]. – 41.


48 Ник. Лет. IV, 57–58, 209–210 [59; 55, т. XI, 30–31, 130–131]. – 41.


49 Лествица, сл. 26, гл. 2 и далее [27].– 43.


50 Там же, сл. 4, гл. 105. – 43.


51 Там же, сл. 26, гл. 1. – 43.


52 Что Митрофан не случайно пришел к Варфоломею, а был призван им, – это показывает, что Варфоломей и прежде знал его; а наше предположение относительно совершения Митрофаном литургии для отшельника в его церквице основывается на том, что в подвижнической жизни возможно частое причащение Святых Христовых Таин есть одно из самых необходимых условий успешности подвига, и если у Варфоломея была своя церквица, то, конечно, не для совершения только правила (для сей цели довольно иметь часовенку и даже просто совершать его в келлии), а служить литургию сам он не мог. Вторая Соф. Лет. (Полн. Собр. Русск. Летописей, VI, 120 [55]) прямо говорит, что Преподобный Сергий еще до своего пострижения «часто призывая священика и веляше творити литургею». Не был ли Митрофан «сельским игуменом», т. е. настоятелем одного из тех маленьких монастырьков, которых в старину было множество? Иногда все братство таких «монастырьков» состояло из одного игумена, который и совершал для окрестных поселян требы, как приходский священник. – 44.


53 Сначала в рассказе о пострижении Епифаний [21, с. 45] говорит только об одном Митрофане, но несколько ниже говорит о бывших при этом свидетелях чудесного благоухания, называя их «воистину неложными» и давая тем понять, что это не были миряне, случайно пришедшие, или «родственники и Радонежские знакомые», как думаетЕ. Голубинский [12, с. 26].– 44.


54 Соч. митр. Платона, IV, 112–113 [50]. – 46.


55 Откуда Епифаний заимствовал рассказы об искушениях пустынных, какие претерпел Преподобный Сергий? Конечно, из рассказов самого старца, потому что он «един единствоваше с Богом» и никто не был свидетелем его подвигов. Впрочем, Епифаний не раз и прямо говорит, что о том или другом случае поведал сам Преподобный Сергий. – 49.


56 Соч. митр. Платона, IV, 117–118 [50]. – 50.


57 Рукопись П. С. Казанского [29]. – 52.


58 Соч. митр. Платона, XIX, 256 [53]. – 53.


59 Лествица, сл. 21, гл. 7, 12 [27]. – 54.


60 Руководство к духовной жизни, отв. 56 [10].° – 56.


61 Заметим, кстати, что медведи и теперь изредка попадаются в окрестных лесах, хотя эти леса уже нисколько не напоминают собою дремучих лесов времен Сергиевых; так, зимою 1882 года верстах в 15–20 от Лавры, в Александровском уезде, убита большая медведица. В 1892 году в самые дни торжеств в память 500-летия блаженной кончины угодника Божия к ограде Гефсиманского скита подходила медведица с двумя детенышами – как будто и звери лесные, коих миловал угодник Божий, хотели почтить его память посещением мест, освященных его подвигами! Позднею осенью того же года медведица была убита. – 56.


62 Ник. Лет. IV, 213° [59; 55, т. XI, с. 132]. – 56.


63 Епифаний говорит приблизительно: «Пребывшу ему в пустыни единому единствовавшу или две лете или боле или меньши, Бог весть» [21, с. 59]. То же в Русск. Времен., I, с. 274 [60]. – 59.


64 Лет. Ник. IV, 214 [59; 55, т. XI, с. 133–134]. – 60.


65 Там же, 215 [55, т. XI, с. 134]. –60.


66 Костомаров в своей «Русской Истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (кн. I, с. 199 [36]) напрасно думает, что более 12 братий не допускалось по скудости средств монастыря, он забывает, что обитель в то время не была еще общежительною и каждый подвижник сам заботился о житейских своих потребностях, значит, сколько бы их ни было – от этого монастырь не стал бы беднее. Нет, современники Преподобного Сергия, его ученики, смотрели на это иначе: число 12 им казалось знаменательным, хотя никто не препятствовал его изменению – дело само собою так слагалось. – 61.


67 С берегов Дубны – так в списке Великих Четиих-Миней [11, стб. 1506], в иллюстрированном списке Лаврской ризницы° и др. [21, с. 63]. В некоторых – Северной Двины (у ПреосвФиларета Черниговского, с. 149 [83]) – очевидная ошибка писца: Двина находится в 1000-верстном расстоянии от Лавры, куда весть о подвигах Преподобного Сергия едва ли могла проникнуть, тем более что плавание по Двине находилось тогда в руках Новгорода, а не Москвы. – 61.


68 В некоторых списках Елисей называется отцом Онисима [11, стб. 1506], в других – наоборот [21, с. 64]. Принимаем последнее чтение потому, что Онисим упоминается раньше в числе переселенцев из Ростова в Радонеж. – 62.


69 О сем Епифаний говорит в похвальном слове Преподобному Сергию [21, с. 151]. – 63.


70 Так думаем потому, что преподобный Феодор, ученик и племянник Преподобного Сергия, с ранней молодости воспитанный в обители своего святого дяди и остававшийся здесь до 1370 года, был хороший иконописец (см. ниже, примеч. 71), и ему негде было обучиться сему художеству, как только здесь же, в обители Сергиевой. Может быть, отсюда это художество перешло и в Андроников монастырь, где жили славные иконописцы Андрей Рублев и Даниил. – 64.


71 Говоря о возрасте, в каком пострижен Иоанн, Епифаний выражается нерешительно: «…неции же реша десяти лет пострижен бысть, инии же двоюнадесяте»° [21, с. 78]. Вероятно, старцы, современники событию, рассказывая Епифанию, и сами не могли точно определить возраст Иоанна во время его пострижения: у всех остался в памяти необыкновенный случай, что Иоанн пострижен таким молодым, что его можно было тогда назвать еще мальчиком. Итак, если предположить, что Преподобный Сергий лично постригал его, уже будучи игуменом, то Феодору было в то время никак не менее 15 лет. Заметим, что 15-летнего юношу трудно смешать с 10–12-летним отроком, а если обратим внимание на то, что Феодор отличался высоким ростом и красотою (Филарет Черниговский. Русские Святые, ноябрь, с. 476 [83]), то в 15 лет, вероятно, он скорее показался бы 20-летним юношею, чем 10–12-летним мальчиком. Вот почему мы склоняемся к мысли, что Иоанн был приведен отцом своим к Преподобному Сергию еще до возведения последнего в сан игумена°, между 1349–1352 годами. П. С. Казанский держится того же мнения. «Допустить, – говорит он, – что Иоанн был приведен к Сергию в 1354 г. 10 или 12 лет (не говоря о том, что его отец в 1340 г. был уже иноком – [архим. Никон]), не позволяет дальнейшая история этого племянника Сергиева. В 1378 году Митрополит Киприан обращается к нему как к одному из самых почетных игуменов вместе с Сергием. Феодор еще ранее 1374 г. был уже игуменом и приобрел такое уважение, что В. Князь Димитрий Иоаннович избрал его своим духовником. В пустыне Сергия он был немало пресвитером, до какого сана иноки достигали только в зрелом возрасте. И Преп. Сергий не отпустил бы основывать новый монастырь инока, не имевшего 30 лет» (Рукоп. Жит. Преп. Сергия [29]). – 65.


72 В Ростове, в основанной им обители Рождества Пресвятой Богородицы, есть написанная им икона Богоматери°, по особенному видению, которое вызвало его и на основание обители (Фил. Черн., ноябрь, с. 478 [83]). Но приписываемый ему в Клинц[овском] Подл[иннике] (Древности Гос. Росс. 1, с. XXVIII [18]) Деисис°, судя по письму, едва ли можно относить к его времени. – 65.


73 Душ. Чт. 1890 г., ноябрь, с. 323 и д. [63].– 67.


74 Профессор Е. Голубинский полагает° (см. его примеч. 21 [12]), что Преподобный Сергий был поставлен во игумена в 1340–1341 годах, в то время, когда Митрополит Феогност предпринимал поездки в Новгород и в Орду. Но блаженный Епифаний положительно говорит, что это было не при Феогносте, а при Алексии, и именно во время путешествия Алексия в Константинополь. Ужели Епифаний даже этого не знал – когда Преподобный стал игуменом? Ужели он мог так перепутать имена – с одной стороны, Феогноста и Алексия, с другой – Константинополь и Новгород с Ордой? Делать такие предположения относительно близкого ученика Сергиева нам представляется по меньшей мере оскорбительно... Ведь нет сомнения в том, что Епифаний слышал рaсcкaз об этом важном событии от самого угодника Божия. И ради чего такие предположения, когда так легко улаживается хронология жития Преподобного более простым предположением, что пустынники, живя единственно для Бога и спасения души, обходились без официального, так сказать, открытия монастыря, пока «черная смерть» не заставила их так настойчиво искать игумена-священнослужителя? – 72.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА"

Книги похожие на "ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора иеромонах Никон

иеромонах Никон - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иеромонах Никон - ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА"

Отзывы читателей о книге "ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.