Поль Рикёр - Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике"
Описание и краткое содержание "Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике" читать бесплатно онлайн.
Книга виднейшего философа современности Поля Рикёра «Конфликт интерпретаций», полный перевод которой представлен в этом издании, знакомит читателя не только с оригинальным толкованием текстов Фрейда, Ницше, Маркса, Хайдеггера, Бультмана, но и дает представление о методологическом подходе, свойственном феноменологической герменевтике, ведущим представителем которой является Рикёр.
[16]Машина feed-back — машина с обратной связью (англ.).
[17] Праксис (praxis) — термин, введенный Сартром для обозначения творческого характера деятельности в отличие от подавляющей индивида инертной деятельности.
[18] Речь идет о трагедиях древнегреческого драматурга Софокла (ок. 496—406) «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне».
[19] Шеню (Chenu) Мари-Доминик (1895—1990) — французский теолог-доминиканец, автор работ по средневековой теологии и томизму.
[20] Signum — знак, клеймо (лат.).
[21] Symbolon — символ (греч.).
[22] Дионисии — по всей вероятности, Рикёр имеет в виду Дионисия Ареопагита (Псевдо-Дионисия), христианского мыслителя V или VI в., использовавшего символизм для истолкования всего сущего.
[23]Analogia — соразмерность, соответствие, подобие, сходство (греч.).
Anagoge — раскрытие внутреннего смысла (греч.).
[24]*Allegoriae — аллегория, иносказание (греч.).
Disünctiones — различение, распознавание (лат.).
[25] Гуго Сент-Викторскии (Hugo de Saint-Victor, ок. 1096—1141) — средневековый философ, представитель схоластики.
[26]Ортиг (Ortigues) Эдмон (р. 1917) — французский философ, религиовед, этнограф, лингвист.
[27] Translatio — перенос, перемещение, перевод (лат.).
Двойной смысл как герменевтическая и семантическая проблема
In: Cahiers internationaux du symbolisme, 1966, № 12. Pp. 59—71, a также: Mythes and Symbols. Studies in honor of Mircea Eliade. Ed. by Kitagawa and Ch. Long. University of Chicago Press, 1969. P. 63—81.
[28] Ульман (Ulmann) Стивен (1914—1976) — английский лингвист. Гиро (Guiraud) Пьер (p. 1912) — французский лингвист.
[29] A fortiori — тем более (лат.).
[30] Пирс (Pierce) Чарлз Сандерс (1839—1914) — американский философ, логик, математик, естествоиспытатель; родоначальник общей теории знаков — семиотики.
[31] Огден (Ogden) Чарлз Кей (1889—1957) — американский лингвист. Ричарде (Richards) Айвор Армстронг (1893—1979) — английский
лингвист.
[32]Годель (Godel) Роберт (р. 1902) — австро-швейцарский лингвист, представитель социологического направления в лингвистике.
[33]Трир (Trier) Йост (1894—1970) — немецкий лингвист, последователь Гумбольдта (см. далее комм. 41).
[34] Inpraesentia — в присутствие (лат.).
[35] In absentia — в отсутствие (лат.)
[36]Греймас (Greimas) Альгирдас (р. 1917) — французский лингвист (см. комм, к с. 452).
[37] Башляр (Bachelard) Гастон (1884—1962) — французский философ, методолог науки, эстетик; см. его книгу «Психоанализ огня». М., 1993.
3&Рюйе (Ruyer) Реймон (р. 1902) — французский философ.
Структура, слово, событие In: Esprit. «Structuralisme, idéologie et méthode», mai 1967. P. 801—821.
[39] Хомский (Chomsky) Ноам (р. 1928) — американский лингвист, основоположник генеративной лингвистики и теории формальных языков как раздела математической логики.
*°Елъмслев (Hjelmslev) Луи (1899—1965) — датский лингвист.
[41] Гумбольдт (Humboldt) Вильгельм (1767—1835) — немецкий языковед, философ, эстетик, государственный деятель и дипломат; основоположник философии языка как самостоятельной дисциплины, оказавший огромное влияние на развитие языкознания в XIX—XX вв.
[42]Мейе (Meillet) Антуан (1866—1936) — французский лингвист, последователь Соссюра, глава французской социологической школы в лингвистике.
[43] Бенвенист (Benveniste) Эмиль (1902—1976) — французский лингвист, ученик А. Мейе, специалист по общему и европейскому языкознанию, а также в области семиотики.
**Фреге (Frege) Фридрих Людвиг Готлоб (1848—1918) — немецкий философ, логик и математик, основоположник современной формальной логики и логической семантики.
*ьГич (Geach) Питер — английский философ, представитель лингвистической философии.
Блэк (Black) Макс (р. 1909) — американский философ, представитель лингвистической философии.
[46]Erfüllung — выполнение, исполнение (нем.).
[47] Гийом (Guillaume) Гюстав (1883—1960) — французский философ, лингвист, последователь А. Мейе.
[48] Unterwegs zur Sprache — на пути к языку (нем.). Намек на одноименную работу — «На пути к языку» (1959) М. Хайдеггера.
[49] Дюфрен (Dufrenne) Микель (р. 1910) — французский философ и эстетик.
II. Герменевтика и психоанализ
Сознательное и бессознательное
In: Inconscient (VI-e colloque de Bonnevalé). Bibliothèque neuro-psychiatrique de langue française, sous la direction de H. Ey. Paris: Desclée de Brouwer, 1966. P. 409—422.
[1] См. раздел «Диалектика бытия и небытия» платоновского диалога «Софист», 236с—259е.
[2] Речь идет о статье «Бессознательное», включенной в сборник работ 3. Фрейда «Метапсихология» («Métapsychologie». Paris, 1952), куда вошли также статьи «Влечения и их судьбы», «Вытеснение», «Мета-психологические дополнения к учению о сновидениях», «Скорбь и меланхолия».
[3] Ноэсис и ноэма — термины платоновской и аристотелевской философии. Гуссерль использует их для раздельного описания объектов сознания и процессов их идеального построения; они связаны с центральным понятием феноменологии — интенциональностью, то есть предметной направленностью сознания. Рикёр так поясняет эти термины: поете — воспринимаемое, желаемое; noese — восприятие, желание (см.rRicoeurP. Reflexion faite. Autobiographie intellectuelle. Paris, 1995. P. 30).
[4] Политцер (Politzer) Жорж (1903—1942) — французский мыслитель; разрабатывал проблемы философии, политэкономии, психологии с позиций диалектического материализма (См.: Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. М., 1980).
[5] les, PCS, Cs — принятое в психологической и философской литературе сокращенное обозначение содержаний душевной жизни, признаваемых и психоанализом: les (inconscience) — бессознательное, PCS (preconscience) — предсознательное, Cs (conscience) — сознание.
[6] Es (нем.), Id (лат.), Ça (фр.) — «Оно» — наиболее архаичная, безличная часть психики, содержащая бессознательные влечения (les), которые коренятся в телесной организации человека и стремятся к удовлетворению.
[7] Интроспективная психология — одно из ведущих направлений в психологии конца XIX — начала XX в., положившее в основу своих исследований метод самонаблюдения; главные ее представители В. Вундт (Wundt, 1832—1920) и Э. Титченер (Titchener, 1867—1927).
[8]Речь идет об американской школе «психологии «Я»», или «эго-пси-хологии».
[9]См. раздел «Самосознание» в труде Гегеля «Феноменология духа» (СПб., 1913).
[10]Веланс (Waelhens) Альфонс де (1911—1981) — бельгийский философ, представитель феноменологическо-экзистенциалистского направления; в 60—70-е гг. был близок психоанализу.
[11] Вслед за Сартром термином «редкость» (rareté) обозначают отношение индивида к окружающей среде в условиях нужды, нехватки.
[12]Алэн (Alain, псевдоним Эмиля Шартье) (1868—1951) — французский философ-моралист; в политике ставил целью спасти человека от тирании.
[13] Стоицизм — школа древнегреческой философии; основана Зено-ном из Китиона ок. 300 до н. э.
[14] Скептицизм — древнегреческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н. э.
[15] См.: Гегель. Феноменология духа. С. 90 и след.
[16] Hybris — высокомерие (греч.).
[17]Речь идет об английских писателях XVI—XVII вв., современниках королевы Елизаветы Тюдор (1558—1603).
[18] Аполлон — в греческой мифологии олимпийский бог, сочетающий в себе функции как губительные, так и благодетельные, стороны мрачные и светлые; со временем Аполлон приобрел значение устроителя социально-политической жизни Греции, а также организующего начала в области морали, искусства, религии.
[19] Софокл. Эдип-царь, 556—558 (пер. С. Шервинского).
[20] «О вещая моя душа» (Шекспир. Гамлет. Акт 1, сцена 5 (пер. М. Лозинского)).
[21] Bildung (нем.), naiôeia (греч.), education (англ.), eruditio (лат.) — образование, воспитание.
Психоанализ и развитие современной культуры
In.: Traité de psychanalyse, sous la direction de S. Nacht. T. I, Histoire. Paris: P.U.F., 1965. P. 79—109.
[22] См.: Спиноза Б. Этика. М.;Л., 1933. С. 1.
[23]Ананке — в греческой мифологии богиня необходимости, неизбежности.
[24] Здесь и далее см.: Фрейд 3. Недовольство культурой (пер. А. Рут-кевича) // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
[25] Человек человеку волк (лат.).
[26]Буквально: «сказочка о небесах» (нем.). Слова из поэмы Г. Гейне «Зимняя сказка».
[27] «Так совесть делает из всех нас трусов» (Шекспир. Гамлет. Акт III, сцена 1).
[28] Эпикур (341—270) — древнегреческий философ-материалист.
Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.) — римский философ и поэт, автор поэмы «О природе вещей»; его идеи близки материалистическим взглядам Эпикура.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике"
Книги похожие на "Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Поль Рикёр - Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике"
Отзывы читателей о книге "Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике", комментарии и мнения людей о произведении.