» » » » Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика


Авторские права

Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз, год 1929. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1929
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.



Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)

Год: 1929-1959






истолкованной диалектике Гегеля ряд ответов на те философские вопросы,

*) Там же, стр. 129.

XVI

которые ставятся революцией в естествознании и на которых

«сбиваются» в реакцию интеллигентские поклонники буржуазной моды».

Вез знания диалектики, говорил Ленин, естествоиспытатели будут

беспомощны в своих философских выводах и обобщениях. «Ибо

естествознание прогрессирует, переживает период такой глубокой

революционной ломки во всех областях, что без философских выводов

естествознанию не обойтись ни в коем случае» *).

Современное естествознание, как нам кажется, вступило уже в

предсказанную Энгельсом и Лениным новую полосу развития.

Поскольку крупные естествоиспытатели вынуждаются самим ходом

развития науки к теоретическому осмысливанию ее, они переходят или

начинают переходить на диалектическую точку зрения.

Современная наука переживает период «смуты», — это

несомненно. Мы находимся, быть может, накануне некоторой перестройки

всего здания современной науки. Поэтому нет ничего удивительного

в том, что многие естественники скатываются к идеализму и даже

мистицизму, не будучи в состоянии теоретически осмыслить

накопиввшиеся в той или иной научной дисциплине противоречия. Для

преодоления последних старая формальная логика оказывается

недостаточной. Она должна быть заменена диалектической логикой.

И.

Гегель проводит различие между естественной логикой и

логикой научной. Естественная логика — это логика до–научного

мышления. Но до–научное мышление, хотя и отлично от научного мышления,

тем не менее связано с ним и представляет собою ступень последнего

в смысле его подготовки. До–научное мышление, т. е. естественная

логика, имеет то общее с научной логикой, что она также пользуется

уже категориями. Но пользование категориями естественного

мышления происходит бессознательно, в то время как научная логика

применяет категории сознательно. Категории в их бессознательном

применении мы имеем в языке вообще. Мышление и речь теснейшим

образом связаны между собою Вез речи нет мышления в развитой его

форме. Здесь не место останавливаться на очень важном и существенном

вопросе — о взаимном отношении мышления и речи. Но мы должны

подчеркнуть, что каждое предложение со стороны его логического

*) Ленин, Собрание сочинений, т. XX, ч. II, стр. 498.

состава представляет собою внутреннюю связь и движение форм

мышления, т. е. категорий. Если я говорю: этот лист есть

зеленый, — говорит Гегель, —то мы имеем здесь налицо категории бытия,

единичности и пр.

Научная логика имеет дело с категориям в их подлинной чистоте.

Развитие науки подвигается от эмпирического и чувственного знания,

подготовляя высшие формы мышления. На низших ступенях знания

мы опять–таки применяем всевозможные категории; как, например,

целое и часть, вещь и свойства. Вез таких определений человеческое

знание обходиться не может. Но чем выше мы поднимаемся от

чувственного и эмпирического знания к высшим формам мышления, тем

определеннее выявляются категории большей конкретности. Гегель

приводит пример из физики. В физике категория силы сменилась в

новейшее время категорией полярности. Эта последняя категория,

по словам Гегеля, имеет бесконечную важность, поскольку она, в

отличие от понятия силы, более конкретна, совмещает в себе единство

различных определений, единство противоположностей.

Формы мышления, по мнению Гегеля, являются в сущности

результатом развития естественной логики и чувственно–эмпирического

знания, поскольку последние исторически предшествуют чистой

логике. Категории сначала даны человеку в неразрывной связи с

чувственными предметами, воззрениями и представлениями. Лишь на

определенной ступени развития знания логические категории делаются

предметом самостоятельного исследования. Они отделяются от

конкретного содержания, с которым они слиты и даны в единстве. Гегель

восхваляет Платона и Аристотеля именно за то, что они совершили

этот переход к чистому мышлению. «Действительно, потребность

предаться чистому мышлению, — говорит Гегель, — предполагает

длинный путь, ужо пройденный человеческим духом…» Одним

словом, логика сама есть в этом смысле продукт исторического

развития мысли.

Освобождение или отделение логических категорий от

конкретного предметного содержания делает возможным превращение логики

в самостоятельную науку. Логика есть наука о мышлении. Человек

не начинает с анализа своего мышления. Он прежде всего

действительно, практически мыслит. Практика и здесь предшествует теории.

Мышление становится предметом науки только после того, как

человечество в течение продолжительного времени пользовалось им и

накопило большой эмпирический материал для превращения его

Логика. ?

XVIII

в предмет самостоятельной науки. Но что является содержанием этой

науки? «Если логика признается вообще наукой о мышлении, —

говорит Гегель, — то под этим обычно понимается, что это мышление

составляет только форму познания, что логика отвлекается от

всякого содержания», что она рассекается на две половинки, одна из

которых — содержание — лежит вне мышления, а форма присуща

ему одному. Такая постановка вопроса в корне ошибочна.

Содержанием логики Гегель считает чистое мышление, имеющее своим

принципом чистое знание. Логика имеет далее своим содержанием само

понятие науки и ее метод.

Необходимо подвергнуть некоторому «испытанию» понятия

чистого мышления и чистой науки. Содержание чистой науки составляет,

по Гегелю, объективное мышление… «Чистая наука содержит в себе

мысль, поскольку последняя есть также вещь в себе самой, или вещь

в себе самой, поскольку она есть также чистая мысль. Как наука,

говорит Гегель, истина есть чистое саморазвивающееся самосознание

и имеет образ самости, которая есть в себе и для себя сущее познаваемое

понятие, понятие же как таковое есть сущее в себе и для себя. Это

объективное мышление есть содержание чистой науки. Последняя

поэтому в такой же малой мере формальна, столь мало лишена материи

для действительного и истинного познания, что ее содержание,

напротив, есть единственно абсолютно–истинное, или, если тут еще

можно употребить слово «материя», истинная материя, но такая

материя, форма которой не есть нечто внешнее, так как эта материя есть

собственно чистая мысль, — стало быть, абсолютная форма. Логику

следует поэтому понимать как систему чистого разума, как царство

чистой мысли. Это царство есть истина, как она без покрова есть в

себе и для себя. Можно поэтому выразиться так, что это содержание

есть изображение бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения

мира и конечного духа» *).

В чем смысл приведенных утверждений Гегеля и в чем их

ошибка?

Существует некая чистая наука, которая имеет своим предметом

чистые мысли. Поэтому логика и есть не что иное, как система чистого

разума, или царство чистой мысли. Логика по самому существу своему

должна представлять собою учение о научном мышлении, или, точнее,

*) Hegel, Wissenschalt der Logik, hsg. Glcckner, 1928, S. 4? — 46

/русск. пер. Дебольского, стр. 6).

XIX

теорию научного мышления. В этом смысле логика лежит в

основании всех наук, составляя их фундамент и основу. Она имеет своим

объектом не какие–либо определенные чувственные и эмпирические

предметы, а те общие логические категории, которые лежат в основе

всех наук.

Что следует понимать под категориями? Обычно представляют себе

дело так, что категории суть наиболее общие абстрактные понятия,

отвлечения от многих эмпирических предметов. Но категории являются

общими, коренными, основными понятиями и выражают главным

образом взаимные связи явлений. Если мы возьмем такое понятие, как

причинность, то это не просто абстрактное понятие в том смысле,

в каком человек вообще является абстрактным понятием. Категории—

это универсальные принципы, основные элементы всякого мьшления

и бытия. Причинность — не абстрактное понятие в смысле формальной

логики, а определенный закон мышления и действительности То же

самое относится ко всем другим категориям. Мы не можем мыслить

без понятий вещи и ее свойств, числа, качества, меры, сущности


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.