» » » » Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика


Авторские права

Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз, год 1929. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1929
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.



Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)

Год: 1929-1959






внеположное друг другу сущее. Поскольку для эмпиризма это чувственное

есть лишь нечто данное и таковым и остается, он — учение не–свободы,

ибо свобода состоит именно в том, что я не имею противостоящим

себе никакого абсолютно другого, а нахожусь в зависимости от

содержания, которое есть я сам» *).

*) Гегель, Энциклопедия, ч I, § 38, стр 82 настоящего издания

ГЕГЕЛЬ II ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ??III

Что хочет сказать здесь Гегель? Так как мы знаем материю в се

определенных, конкретных формах, то материи не существует. И так

как, далее, материя, как понятие, есть абстракция от конкретных

и чувственных форм ее, то в действительности существует не материя,

а только мысль В силу того, что мы мыслим материю, существует,

мол, не материя, а мысль Это ведь обычный способ рассуждения

всех вульгарных идеалистов и метафизиков. И Гегель действительно

«обнаруживает» себя во всех этих рассуждениях как метафизик.

III.

Гегель — объективный или абсолютный идеалист. Поэтому формы

мышления, категории, для него не только субъективны, но) и

объективны. В этом смысле Гегель делает шаг вперед в сравнении с

Кантом. Он пишет: « . Если все эти категории, например единство,

причина, действие и пр., сознаны нашей мыслью, то из этого еще

не следует, чтобы они принадлежали нам самим и не составляли

в то же время определений, свойственных самим предметам».

Это совершенно правильное замечание, которое, однако,

применимо также и к материи. Против него ничего нельзя было бы

возразить, если бы с понятием объективности Гегель не связывал

мистических представлений. Ведь, с точки зрения Гегеля, как мы это уже

выяснили, категории потому не субъективны, что они сами по себе

существуют объективно как духи, как чистые мысли, а поскольку

они «воплощены» в конкретных предметах, они составляют их «душу».

Именно в этом последнем смысле они «свойственны самим

предметам». Поэтому, когда Гегель говорит, что логика не занимается только

формами мысли, а имеет также и содержание, то это совершенно

верно, но Гегель прежде всего отвергает содержание, которое

заимствовано из опыта, между тем как в действительности нет иного

содержания, кроме опытного. Во–вторых, Гегель под содержанием логики

понимает чистые мысли, т. е. те же категории, которые составляют

формы мышления. Форма и содержание здесь тожественны. Под

содержанием Гегель понимает те же формы, поскольку они имеют

объективное существование, поскольку они суть объективные мысли,

а под формами он понимает то же содержание, т. е. те же категории,

или чистые мысли, поскольку они являются «формами

сознательной мысли».

Гегель прав в своем утверждении, что категории нашей мысли

являются одновременно и объективными категориями. Но в то время

XXIV

как материализм видит в субъективных формах отражения

объективных форм, Гегель, наоборот, считает, что «логика рассматривает мысли,

самое содержание которых принадлежит мышлению и произошло

из него».

Гегель приводит следующий пример:

«Рассмотрим кусок сахара; он — твердый, белый, сладкий и т. д.

Мы говорим, что все эти свойства объединены в одном предмете, но

это единство не является предметом ощущения. Точно так же обстоит

дело, когда мы рассматриваем два события как находящиеся друг к

другу в отношении причины и следствия. Воспринимаются здесь два

отдельных события, следующие друг за другом во времени. Но что

одно событие есть причина, а другое — следствие (причинная связь

между этими двумя событиями), — это не воспринимается, а

существует лишь для нашей мысли» *).

Совершенно неверно, будто «определения причины и действия

не почерпнуты из наблюдения», т. е. из опыта. На этом примере мы

лишний раз убеждаемся в неправоте Гегеля и идеализма вообще.

Из того факта, что мы не ощущаем непосредственно действия

причины, Гегель делает вывод о том, что определения причины и

действия не почерпнуты нами из опыта, а принадлежат нашей мысли.

В природе существует много такого, что нам не дано в

непосредственном ощущении и относительно чего мы делаем те или иные

логические выводы, исходя, однако, из того, что нам дано в восприятии

или ощущении. Почему я одно событие считаю причиной, а другое

действием? Очевидно прежде всего, что оба события мне дани в

восприятии, причем одно дано как предшествующее, другое как

последующее одно как «порождающее» другое, а другое как «порожденное»

первым и т. д. Все это с достаточной убедительностью доказывает,

что определения причины и действия почерпнуты нами именно из

наблюдения и опыта, а вовсе не из сферы чистой мысли. То же самое

относится ко всем категориям, которые являются не чем иным, как

отражением, результатом и обобщением опыта. Но наблюдение и

опыт вовсе не сводятся к непосредственному ощущению и восприятию.

Вез мышления нет научного опыта.

В этой связи должно в двух словах остановиться еще на вопросе

о взаимоотношении между логикой и реальными науками, как обычно

их называют. Гегель полагает, что все же недостаточно изучить одни

*) Гегель, Энциклопедия, ч. I, § 44, стр. 89.

категории и даже всю их систему. По его мнению, от логики, которая

имеет дело с «пустыми» категориями, следует перейти к реальным

сферам, к природе и духу. Но оказывается, что при этом переходе

логическая идея не обогащается новым, Гегель говорит «чуждым»,

содержанием, а сама «определяется и раскрывается в формах природы

и духа».

В действительности же дело обстоит как раз наоборот Логика

исторически, как мы уже видели и как это подтверждает сам Гегель,

возникает позже так называемых реальных наук. Иначе говоря, она

развивается вместе с ними, представляя собою обобщение и итог

исторического развития человеческого знания вообще. Гегель в качестве

идеалиста считает, что логическая идея, или чистая мысль, сама

«определяется и раскрывается в формах природы и духа». Логика, по

Гегелю, предшествует истории. Здесь все поставлено на голову. Чистая

мысль не может «породить» из себя природы и духа. Развитие

природы и человека, как части ее, приводит к тому, что «чуждое»

содержание становится предметом мысли. Словом, логика базируется на

природе и «духе». Представляя отвлеченное обобщение науки о

природе и духе, т. е. человеке и его историческом развитии, логика, как

высший продукт мысли, сама в свою очередь дает возможность

реальным наукам пользоваться известными законами, добытыми

на основе этого широкого исторического обобщения и опыта. Поэтому

логика так же развивается, как и все на свете, не являясь чем–то раз

навсегда данным и законченным.

Возвращаясь снова к вопросу о чистой мысли и чистой науке,

необходимо прежде всего заметить, что логические категории суть

абстракции, отвлечения от реальных вещей и их отношений, — стало

быть, никакого самостоятельного существования они не имеют.

Вопреки своей диалектике Гегель считал, во–первых, что категории

в качестве чистых мыслей, в качестве чистых бесплотных духов

одарены самостоятельной жизнью, сами движутся, — отсюда его

самодвижение понятия; во–вторых, он считает их вечными сущностями,

воплощением коих является действительная природа и история.

Исходя из этого неправильного гегелевского понимания соотношения

между категориями и действительным, материальным миром,

«гегельянцы» вроде Прудона и приходили к совершенно неправильному

пониманию буржуазного строя. Маркс в своей критике Прудона показал,

что последний так же обожествляет категории, как и Гегель, видя

в них первоначальные причины всякого развития. «Абстракция,

XXVI

категория как таковая, т. е. отделенная от людей и их

материального действия, — писал Маркс о Прудоне, — является для него

бессмертной, неизменной, неподвижной. Она представляет собой

существо чистого разума, что обозначает просто–напросто, что

абстракция, как таковая, абстрактна. Что за восхитительная

абстрактная тавтология!»

Категории для Прудона, как и для Гегеля, являются

самостоятельными движущими силами. Это они порождают природу и те

или иные общественные отношения Мы в дальнейшем увидим, как

самостоятельное движение категорий порождает, согласно Гегелю,

весь мир.

Но в этой связи небесполезно спросить себя: возможно ли вообще


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.