Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
При таком словоупотреблении созерцание, вера, разумеется, отличны
от мышления, и это различие в общих чертах понятно. Но здесь ведь
мы должны брать веру и созерцание в высшем смысле, как веру в бога,
как интеллектуальное созерцание бога, т. е. мы должны как раз
отвлечься от того, что составляет отличие созерцания, веры от
мышления. Невозможно объяснить ни того, каким образом вера и созерцание
переместились в эту высшую область, ни того, чем они отличаются от
мышления. Применяющие такие, ставшие бессодержательными,
различия полагают, что они высказывают и утверждают нечто очень важное,
а на самом деле они возражают против определений, которые
тожественны с определениями, отстаиваемыми ими. Выражение вера имеет,
однако, для употребляющих его ту особенную выгоду, что оно
напоминает о христианско–религиозной вере и создает иллюзию, что это
выражение включает последнюю в себя или даже тожественно с нею,
так что подобное верующее философствование выглядит благочестивым,
христиански–благочестивым, и на основании этого благочестия оно
тем более позволяет себе претенциозно и авторитетно высказывать
свои произвольные уверения. Не надо, однако, давать себя
обманывать этой видимостью, здесь только слова тожественны, а по существу
различие очень велико. Христианская вера включает в себя авторитет
церкви, вера же этой философствующей точки зрения есть авторитет
лишь собственного субъективого откровения. Христианская вера,
далее, представляет собой объективное, богатое содержание, систему
догматов и познания; содержание же этой веры так неопределенно
в себе, что оно, правда, допускает также и содержание христианской
веры, но в такой же мере допускает также веру, что далай–лама, бык,
обезьяна и т. д. являются богом, само же по себе оно довольствуется
богом вообще, высшим существом. Сама вера в этом якобы философ-
ком смысле представляет собою не что иное, как сухую абстракцию
непосредственного знания, совершенно формальное определение
которого не нужно смешивать с духовной полнотой христианской веры
ни со стороны сердечной веры и обитающего в сердце святого духа, ни
со стороны содержательности учения.
118
Впрочем, то, что здесь получает название веры,
непосредственного знания, есть совершенно то же самое, что называлось у других
вдохновением, откровением сердца, истиной, вложенной в человека
природой и, в особенности, тем, что называлось здравым смыслом,
common sense. Все эти формы равным образом делают своим принципом
непосредственность, содержание, каким оно фактически дано
в сознании.
§ 64.
Что же это непосредственное знание знает — так это то, что
бесконечное, вечное, бог, находящийся в нашем представлении, также
и существует, — что в сознании непосредственно и неразрывно с этим
представлением связана достоверность его бытия.
Примечание. Философии меньше всего может притти на ум
противоречить этим положениям непосредственного знания; она
скорее могла бы поздравить себя с тем, что эти старые ее положения,
которые, можно даже сказать, выражают все ее всеобщее
содержание, здесь сделались до некоторой степени как бы всеобщим
убеждением нашего времени; философия, разумеется, может этому
только радоваться, хотя эти старые ее положения выражаются
здесь так нефилософски. Скорее можно удивляться лишь тому, что
кто–нибудь мог предполагать, что эти положения противоположны
философии, — удивляться тому, что предполагаются
противоположными философии положения, гласящие, что признаваемое
истинным имманентно духу (§ 63) и истина существует для духа (там же).
В формальном отношении интересно, в особенности,
высказываемое учением о непосредственном знании положение, что с мыслью
о боге непосредственно и неразрывно связано его бытие, что с
субъективностью, которая ближайшим образом присуща непосредственно
и неразрывно мысли, связана и объективность. Философия
непосредственного знания заходит в своей абстракции даже так далеко, что
согласно ей не только с идеей бога, но также в созерцании с
представлением о моем теле и внешних вещах также неразрывно связано
определение их существования. Если философское учение стремится доказать
такое единство, т. е. стремится показать, что по самой своей природе мысль,
или субъективность, неразрывно связана с бытием, или объективностью,
то, как бы ни относились к этим доказательствам, философия, во
всяком случае, должна быть очень довольна тем, что утверждают и
показывают, что ее положения суть также факты сознания и, следователь-
ТРЕТЬЕ отношение мысли К ОБЪЕКТИВНОСТИ 119
но, согласуются с опытом. Различие между утверждением
непосредственного знания и философией сводится только к тому, что
непосредственное знание приписывает себе исключительное положение, сводится
к тому, что оно противопоставляет себя философствованию. Но и в
форме непосредственности то его утверждение, вокруг которого, можно
сказать, вращается весь интерес новой философии, было высказано еще
родоначальником новой философии: cogito, ergo sum (мыслю,
следовательно существую.) Однако, лишь ничего другого не зная о природе
умозаключения, кроме того, что во всяком умозаключении имеется
ergo, можно считать указанное декартовское положение
умозаключением. Где тут medius terminus (средний термин)? А ведь последний
является более существенной частью умозаключения, чем словечко
«ergo». Если же, лишь для того, чтобы оправдать название, назовут
это соединение понятий у Декарта непосредственным
умозаключением, то эта излишняя форма будет обозначать не что иное, как
соединение ничем не опосредствованных различных определений.
Но, в таком случае, и соединение, единство бытия с нашими
представлениями, утверждаемое непосредственным знанием, есть не более,
не менее, как такое же умозаключение. Из диссертации г. Гото о
картезианской философии, вышедшей в свет в 1826 году, я заимствую
цитаты, в которых и сам Декарт определенно говорит, что положение:
cogito, ergo sum, не есть умозаключение. Эти высказывания Декарта
мы находим в Respons. ad II Object. De Methode IV. Ер. 1.118. Из
первого места я приведу следующие слова: «Декарт говорит, что то, что
мы представляем собою мыслящие существа, есть prima quaedam
notio quae ex nullo syllogismo concluditur (как бы первоначальное
понятие, которое не выводится путем какого–либо силлогизма), и
затем продолжает: neque cum quis dicit: ego cogito, ergo sum sive existo,
exisientiam ex cogitalione per syllogismum deducit (и точно так же,
когда говорят: мыслю, следовательно существую, существование
не выводится путем силлогизма из мысли). Так как Декарт знает,
что требуется для умозаключения, то он прибавляет, что если бы он
хотел дать в этом положении дедукцию посредством силлогизма, то
он должен был бы дать большую посылку: illud omne, quod cogitat,
est sive existit (все, что мыслит, существует). Но это последнее
положение является скорее выводом из вышеуказанного первого положения.
Положения Декарта о неотделимости «я», как мыслящего, от
бытия, положения о том, что эта связь содержится и обнаруживается в
простом созерцании сознания, что эта связь есть, безусловно, первое, прин-
120
цип, самое достоверное и очевидное, так что нельзя себе представить
какого бы то ни было, хотя бы и самого чудовищного, скептицизма,
который не признавал бы этого, — все эти положения так ясны и
определенны, что новейшие положения Якоби и других об этой
непосредственной связи могут быть признаны только излишними
повторениями.
§ 65.
Точка зрения непосредственного знания не довольствуется
указанием на то, что опосредствованное знание, взятое изолированно, не
может нам давать истины. Своеобразие этой точки зрения состоит в
утверждении, что непосредственное знание, только изолированно,
взятое с исключением опосредствования, имеет своим содержанием
истину. Исключением опосредствования эта точка зрения сразу
обнаруживает, что она снова впадает в метафизическое рассудочное
понимание, в рассудочное или—или, и, следовательно, на деле — в
отношение внешнего опосредствования, цепляющегося за конечное, т. е. за
те же самые односторонние определения, относительно которых это
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.