» » » » Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика


Авторские права

Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз, год 1929. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1929
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.



Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)

Год: 1929-1959






посредством бытия и, наоборот, бытие истинно лишь посредством идеи.

Точка зрения непосредственного знания справедливо хочет не

неопределенной, пустой непосредственности, не абстрактного бытия или

чистого единства самого по себе, а единства идеи с бытием; однако со

стороны этой точки зрения является недомыслием непонимание того, что

124

единство различных определений не есть только чисто

непосредственное, т. е. совершенно неопределенное, пустое единство, а что каждое

из этих определений истинно лишь тогда, когда ото опосредствовано

другим, или, если угодно, что каждое из этих определений

опосредствовано с истиной лишь через другое определение. Таким образом,

оказывается фактом, что определение опосредствования содержится в

самой этой непосредственности, против чего соответственно

собственному основоположению непосредственного знания рассудок не может

ничего возразить. Только обыденный, абстрактный рассудок берет

определения непосредственности и опосредствования как абсолютные

определения, отдельно друг от друга, и мнит, что в них имеет

какое–то твердо установленное различие; таким образом, он создает

себе непреодолимые трудности, когда хочет их снова соединить, но

этих трудностей, как мы уже показали, нет в самом факте, и они точно

так же исчезают в спекулятивном понятии.

§ 71.

Односторонность этой точки зрения влечет за собой определения

и следствия, которые мы должны еще отметить после того, как

выяснили основной принцип. Во–первых, так как не природа содержания,

а факт сознания выставляется критерием истины, то основой того,

что выдается за истину, оказывается субъективное знание и уверение,

что я в своем сознании преднахожу известное содержание. То, что я

преднахожу в своем сознании, возводится в нечто такое, что все

преднаходят в их сознании, и выдается за природу самого сознания.

Примечание. Когда–то среди так называемых доказательств бытия

божия приводили consensus gentium (согласие всех народов), на

которое ссылается уже Цицерон. Consensus gentium представляет собой

значительный авторитет, и сам собою напрашивается переход от того

факта, что некое содержание находится в сознании всех, к мысли, что

это содержание коренится в самом сознании и необходимо ему

присуще. В этой категории всеобщего согласия людей заключалось

существенное и не ускользающее от внимания самых необразованных

людей усмотрение того, что сознание единичного человека есть вместе

с тем некое особенное, случайное. Если сама природа этого сознания

не исследуется, т. е. если особенное, случайное этого сознания не

выделяется, если не проделывается та трудная операция, посредством

которой только и отыскивается и выделяется в себе и для себя всеоб-

ТРЕТЬЕ ОТНОШЕНИЕ МЫСЛИ К ОБЪЕКТИВНОСТИ 125

щее, то лишь согласие всех о некоем содержании может быть

основанием почтенного убеждения, что это содержание присуще природе

самого сознания. Для удовлетворения потребности мысли знать, что

то, что, как оказывается, всеми признается, также и необходимо, —

для удовлетворения этой потребности факта cousensus gentium,

разумеется, недостаточно. Но даже тем, которые полагали, что эта

всеобщность факта представляет собой удовлетворительное

доказательство, все же пришлось отказаться от него, как от доказательства

бытия божия, вследствие того, что, как показывал опыт, существуют

отдельные лица и народы, у которых мы не находим веры в бога *).

Но нет ничего короче и удобнее, чем просто уверять, что я нахожу

в своем сознании некое содержание, сопровождаемое уверенностью

в его истине, и что поэтому эта уверенность не является моей

уверенностью, как особенного субъекта, а составляет неотъемлемую

принадлежность самого духа.

*) Для установления опытным путем степени распространенности атеизма

и веры в бога важно знать, удовлетворяемся ли мы понятием бога вообще или

требуется более определенное познание последнего. Христианский мир не

согласится с тем что китайские и индусские и т. д. идолы или африканские фетиши

и даже сами греческие боги могут быть признаны богом; кто поэтому верит в

таких идол в или богов, не верит на самом деле в бога. Если же, напротив, мы

будем рассуждать таким образом, что в такой вере в идола все же содержится

в себе вера в бога вообще, точно так же, как в отдельном индивидууме содержится

род, то идолопоклонство придется также признать верой не в идолов, а в бога.

Наоборот, афиняне признавали атеистами поэтов и философов, которые считали

Зевса и т. д. лишь облаками и утверждали существование лишь бога вообще. —

Здесь не важно, что такое предмет сам по себе, а важно то, как на него смотрит

сознание. Каждое, самое низменное, чувственное созерцание человека оказалось

бы религией, если бы мы смешивали друг с другом эти определения, потому

что в себе в к ждом таком созерцании, во всяком духовном утверждении

содержится принцип, который в развитом и очищенном виде поднимается на ступень

религии. Но одно дело — быть способным иметь религию (а каждое «в себе»

выражает способность и возможность) и другое дело — обладать религией. —

Так, например, в новейшее время путешественники (например, капитаны Росс

и Парри) нашли снова племена (эскимосов), у которых, как они утверждают,

нет никакой религии, нет даже такой частицы религии, которую мы находим

у африканских колдунов (у гоетов Геродота). С другой же стороны,

англичанин, проведший первые месяцы истекшего юбилейного года в Риме, говорит

в описании своего путешествий о современных римлянах, что простонародье

ханжествует, но все грамотные сплошь атеисты. — Упрек в атеизме в новейшее

время делается, впрочем, редким, преимущественно потому, что содержание

религии и требования в отношении ее свелись к минимуму (см. § 73).

126

§ 72.

Из того, что непосредственное знание есть критерий истины,

следует, во–вторых, что всякое суеверие и идолопоклонство

объявляется истиной и что получает оправдание самое неправомерное и

безнравственное содержание воли. Не на основании так называемого

опосредствованного знания, рассуждений и умозаключений индус

считает корову, обезьяну, брамина или далай–ламу богом, а потому,

что он верит в это. Природные вожделения и склонности сами собою

вносят свои интересы в сознание, безнравственные цели находятся

в нем совершенно непосредственно. Хороший или дурной характер

служил бы, таким образом, выражением определенного бытия воли,

и было бы достаточно знать эти интересы и цели, чтобы знать и его,

притом наинепосредственнейшим образом.

§ 73.

Наконец, непосредственное знание о боге говорит нам лишь то,

что есть бог, но не говорит нам, что именно представляет он собой,

так как такое знание было бы познанием и привело бы к

опосредствованному знанию. Таким образом, бог, как предмет религии, явно

суживается, сводясь к богу вообще, к неопределенному сверхчувственному,

и содержание религии сводится к минимуму.

Примечание. Если бы было действительно необходимо достигнуть

лишь сохранения веры в то, что есть некий бог, или даже пробудить

такую веру, то пришлось бы только удивляться бедности нашей эпохи,

которая считает большим приобретением и самое скудное

религиозное знание и дошла до того, что возвращается в своей церкви к

алтарю, который давно уже был воздвигнут в Афинах, к алтарю,

посвященному неведомому богу,

§ 74.

Нам остается еще вкратце указать на общую природу формы

непосредственности. Сама эта форма именно потому, что она одностороння,

делает свое содержание односторонним и, значит, конечным.

Всеобщему она сообщает односторонность абстракции, так что бог

превращается в неопределенное существо, но духом можно называть бога

лишь постольку, поскольку мы его знаем как опосредствующего себя

ТРЕТЬЕ ОТНОШЕНИЕ МЫСЛИ К ОБЪЕКТИВНОСТИ 127

собою в самом себе. Лишь таким образом он конкретен, жив и есть дух;

знание о боге, как о духе, именно поэтому и содержит в себе

опосредствование. Особенному форма непосредственности сообщает

определение бытия, соотнесения себя особою. Но особенное есть как раз

соотнесение себя с внешним ему другим. Таким образом, посредством этой


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.