» » » » Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика


Авторские права

Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз, год 1929. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1929
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.



Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)

Год: 1929-1959






силой обращается против философии и философем. Ведь философия

не дозволяет ни голых уверений, ни фантазий, ни произвольного

шатания мысли в рассуждениях.

§ 78.

Мы должны, поэтому, отбросить противоположность между

самостоятельной непосредственностью содержания или знания и якобы

несовместимым с нею столь же самостоятельным опосредствованием; мы

должны отбросить эту противоположность, потому что она

представляет собою одно лишь предположение и произвольное уверение. Мы

точно так же должны отказаться при вступлении в науку от всех

других предположений или предубеждений, почерпнутых из

представления или из мышления, ибо лишь в науке должны подвергнуться

исследованию все подобного рода определения, лишь в науке мы

познаем, что такое эти определения и их противоположности.

Примечание. Скептицизм, как проведенная через все формы

познания отрицательная наука, был бы подходящим введением, в кото-

*) Ансельм„ напротив, говорит: «Negligentiae mihi videtur, si postquam

confirmati sumus in fide, non studemus, quod credimus intelligere» («Tract.

cur Deushomo»). (Мне кажется небрежением, если, утвердившись в вере, мы не

стараемся понять то, во что мы веруем). Эти слова Ансельма в связи с

конкретным содержанием христианских учений вадают куда более трудную

задачу познанию, чем та задача, которую имеет в виду рассматриваемая нами

современная вера.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГИКИ И ЕЕ РАЗДЕЛЕНИЕ 131

ром доказывалась бы ничтожность таких предположений. Но он был

бы не только безотрадным, но также и излишним путем, потому что

диалектический момент сам составляет существенный элемент

положительных наук, как мы это тотчас же покажем. Впрочем, и помимо

этого скептицизму тоже пришлось бы отыскивать конечные формы

только эмпирически и ненаучно и брать их как данные. Требование

осуществления такого скептицизма совпадает с требованием, чтобы

науке предшествовало сомнение во всем, т. е. полное отсутствие

предпосылок. Это требование подлинно осуществляется в решении

держаться только чистой мысли, осуществляется посредством свободы,

которая отвлекается от всего и постигает свою чистую абстракцию,

простоту мышления.

Дальнейшее определение логики и ее разделение.

§ 79.

Логическое по своей форме имеет три стороны; а) абстрактную,

или рассудочную, ?) диалектическую, или отрицательно–разумную,

?) спекулятивную, или положительно–разумную.

Эти три стороны не составляют трех частей логики, а суть моменты

всякого логически реального, т. е. всякого понятия или всего истинного

вообще. Все они могут быть положены в первом моменте, в моменте

рассудочности, и благодаря этому могут быть удерживаемы в

отрозненности друг от друга, но в этом виде они рассматриваются не в их

истине. Указания, которые будут здесь сделаны относительно

определения логического, равно как и относительно разделения логики,

также являются лишь предвосхищением и историчны.

§ 80.

а) Мышление, как рассудок, не идет дальше неподвижной

определенности и отличия последней от других определенностей; такую

ограниченную абстракцию оно считает обладающей самостоятельным

существованием.

Прибавление. Когда речь идет о мышлении вообще или в

частности о постижении в понятиях, то часто имеют при этом в виду лишь

деятельность рассудка. Но хотя мышление есть раньше всего рассудочное

мышление, оно, однако, на этом не останавливается, и понятие не есть

одно лишь определение рассудка. Деятельность рассудка состоит

9*

132

вообще в том, что она сообщает своему содержанию форму

всеобщности, и всеобщее, как его разумеет рассудок, есть некоторое абстрактно

всеобщее, которое, как таковое, фиксируется в противоположность

особенному, но благодаря этому само, в свою очередь, так же

оказывается особенным. Так как рассудок действует по отношению

к своим предметам разделяющим и абстрагирующим образом, то он,

следовательно, представляет собою противоположность

непосредственному созерцанию и чувству, которые, как таковые, всецело имеют дело

с конкретным и остаются при нем.

К этой противоположности между рассудком и ощущениями

относятся те часто повторявшиеся упреки, которые делались мышлению

вообще. Эти упреки сводятся к тому, что мышление не гибко и

односторонне и что оно в своей последовательности ведет к гибельным и

разрушительным результатам. На такие упреки, поскольку они по

своему содержанию справедливы, следует раньше всего ответить, что

ими задевается не мышление вообще и не разумное мышление, а лишь

рассудочное мышление. Но затем следует прибавить, что раньше всего

мы должны также признать право и заслугу чисто рассудочного

мышления, состоящую вообще в том, что как в теоретической, так и в

практической области нельзя достигнуть твердости и определенности

без помощи рассудка. Что касается познания, то оно начинает с того,

что схватывает наличные предметы в их определенных

различиях, и, например, при рассмотрении природы различаются, таким

образом, вещества, силы, виды и т. д. и самостоятельно фиксируются

в этой их изолированности. Мышление действует при этом как

рассудок, и его принципом в этой деятельности является тожество, простое

соотношение с собой. Это тожество и есть то, что ближайшим образом

обусловливает в познании переход от одного определения к другому.

Так, в математике величина есть то определение, которое одно только

обусловливает дальнейшее движение мысли. В геометрии, согласно

этому, сравнивают друг с другом фигуры, выдвигая то, что в них

тожественно. В других областях познания, как, например, в

юриспруденции, движение нашей мысли определяется ближайшим образом

тожеством. Здесь умозаключают от одного определения к другому, а это

умозаключение есть не что иное, как движение мысли согласно

принципу тожества.

Не только в теоретической, но и в практической области нельзя

обойтись без рассудка. Для действования требуется, главным образом,

характер, а человек с характером—это рассудительный человек,

ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГИКИ И ЕЕ РАЗДЕЛЕНИЕ 133

который, как таковой, имеет перед собою определенную цель и твердо

ее преследует. Кто хочет достигнуть великого, тот должен, как

говорит Гёте, уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего,

тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет. Существует

масса интересных вещей на свете: испанская поэзия, химия, политика,

музыка; все это очень интересно, и нельзя ничего иметь против

человека, который ими интересуется, однако чтобы создать что–нибудь,

данный индивид, находящийся в определенном положении, должен

держаться чего–либо одного и не разбрасываться в различные

стороны. В каждом занятии точно так же важно, чтобы оно совершалось

рассудительно; так, например, судья должен держаться закона,

произносить решения согласно ему и не давать отклонить себя от этого

способа действия тем или другим соображениям, не принимать

никаких оправданий, не отклоняться в сторону.

Дальше следует сказать, что рассудок есть вообще существенный

момент образования. Образованный человек не удовлетворяется

туманным и неопределенным, а схватывает предметы в их четкой

определенности·; необразованный же, напротив, неуверенно шатается туда

и обратно, и часто приходится употреблять немало труда, чтоб

договориться с таким человеком—о чем же идет речь, и заставить его

неизменно держаться именно этого определенного пункта.

Далее, так как, согласно прежде данному нами разъяснению,

логическое следует вообще понимать не только в смысле субъективной

деятельности, а, наоборот, как всецело всеобщее и, следовательно, вместе

с тем объективное, то это находит применение также и по отношению

к рассудку, этой первой форме логического. Рассудок, согласно этому,

следует рассматривать как нечто соответствующее тому, что называют

божьей благостью, поскольку под последней понимают то, что

конечные вещи сушь, что они обладают устойчивым бытием. Так, например,

в природе благость божья познается в том, что различные классы и

виды как животных, так и растений, снабжены всем тем, в чем они

нуждаются для своего существования и преуспеяния. Точно так же


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.