» » » » Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика


Авторские права

Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз, год 1929. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1929
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.



Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)

Год: 1929-1959






нуждаются для своего существования и преуспеяния. Точно так же

обстоит дело и с человеком, с отдельными лицами и с целыми народами,

которые также все, что нужно для их существования и развития,

отчасти преднаходят как непосредственно наличное (например, климат,

свойства почвы и ее продукты и т. д.), отчасти обладают им в виде

задатков, талантов и т. д. Понимаемый в таком смысле, рассудок

обнаруживает свое присутствие во всех вообще областях предметного мира,

и с вершенство какого бы то ни было предмета непременно предпола-

134

гает, что принцип рассудка занимает в нем место, принадлежащее ему

по праву. Государство, например, несовершенно, если в нем еще не

осуществились определенные различия сословий и занятий, и если в нем

различные по своему понятию политические и административные

функции еще не развились в особые органы, как это, например, имеет место

в развитом животном организме с различными функциями ощущения,

движения, пищеварения и т. д. Из предшествующих разъяснений

вытекает, далее, что и в таких областях и сферах деятельности,

которые, согласно обычному представлению, как будто лежат очень далеко

от рассудка, последний все же не должен отсутствовать, поскольку же

он отсутствует, — это должно рассматриваться как недостаток. В

особенности это верно по отношению к искусству, религии и

философии. Так, например, в искусстве рассудок обнаруживается в том,

что различные, согласно понятию, формы прекрасного также

фиксируются и воспроизводятся в этом их различии. То же самое верно

и по отношению к отдельным произведениям искусства. Для того,

чтобы драматическое произведение было прекрасным и

завершенным, необходимо, чтобы характеры различных персонажей были

развиты в их чистоте и определенности, и именно так, чтобы различные

цели и интересы, вокруг которых вращается действие, были ясно и

четко очерчены. Что касается, затем, религиозной области, то

(независимо от других различий в содержании и понимании) существенное

преимущество греческой мифологии над северной состоит также и в

том, что в первой отдельные фигуры богов разработаны до полной

пластической определенности, между тем как в последней они остаются

туманными и расплывчатыми, так что их трудно отличить друг от друга.

Что, наконец, философия также не может обойтись без рассудка, —

это после всего вышесказанного вряд ли нуждается в особом

разъяснении. Для философствования требуется прежде всего, чтобы

каждая мысль мыслилась нами во всей ее строгости и чтобы мы не оставляли

ее смутной и неопределенной.

Но обыкновенно говорят также, что рассудок не должен

заходить слишком далеко, и в этом утверждении правильно, что

рассудочные определения во всяком случае не представляют собою

последнего результата, а, наоборот, конечны — говоря более точно, носят

такой характер, что доведенные до крайности превращаются в свою

противоположность; юношеству свойственно блуждать в отвлечениях,

но человек, умудренный жизненным опытом, напротив, не отдается

абстрактному или —или, а держится конкретного.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГИКИ И ЕЕ РАЗДЕЛЕНИЕ 135

§ 81.

?) Диалектический момент есть снятие такими конечными

определениями самих себя и их переход в свою противоположность.

Примечание. 1) Диалектический момент, взятый сам по себе,

отдельно от рассудка, выступает, в особенности в научных понятиях, как

скептицизм; в нем результатом диалектики является голое отрицание.

2) Диалектика обыкновенно рассматривается как внешнее искусство,

которое произвольно вносит путаницу в определенные понятия и

создает в них лишь видимость противоречий, так что, согласно такому

пониманию диалектики, эта видимость мнима, определения же рассудка,

напротив, представляют собою истину. Часто диалектика и на самом

деле представляет собою не что иное, как субъективную игру,

которая по произволу выдвигает то доказательства, то опровержения

известного положения, — рассуждательство, в котором отсутствует

содержание и пустота которого прикрывается остроумными

соображениями, создаваемыми подобным рассуждательством. Однако по

своему настоящему характеру диалектика, наоборот, представляет

собою подлинную собственную природу определений рассудка, вещей

и конечного вообще. Уже размышление есть движение мысли,

переступающее пределы изолированной определенности, приводящее ее в

соотношение с другими, благодаря чему эта определенность полагается

в некоторой связи, но, помимо этого, сохраняет свою прежнюю

изолированную значимость. Диалектика же есть, напротив, имманентный

переход одного определения в другое, в котором обнаруживается,

что эти определения рассудка односторонни и ограничены, т. е. содержат

отрицание самих себя. Сущность всего конечного состоит в том, что оно

само себя снимает. — Диалектика есть, следовательно, движущая душа

всякого научного развертывания мысли и представляет собою

принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь

и необходимость, равно как в нем же заключается подлинное, а

не внешнее, возвышение над конечным.

Прибавление 1–е. В высшей степени важно уяснить себе, как

следует понимать и познавать диалектическое. Оно является вообще

принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в

действительности. Диалектическое есть также душа всякого истинно

научного познания. Нашему обычному сознанию не останавливаться

на абстрактных определениях рассудка представляется делом

справедливости, по пословице: жить и жить давать другим, так что мы при-

136

знаем одно, а также и другое. Но более строгое рассмотрение

показывает нам, что конечное ограничивается не только извне, а

снимается посредством своей собственной природы и само собою

переходит в другое. Так, например, говорят: «человек смертен» и

рассматривают смерть как нечто, имеющее свою причину лишь во внешних

обстоятельствах; согласно этому способу рассмотрения существуют два

самостоятельных свойства человека: свойство быть живым и, кроме

того, свойство быть смертным. Но истинное понимание состоит в том,

что жизнь, как таковая, носит в себе зародыш смерти и что

вообще конечное противоречит себе внутри самого себя и, вследствие

этого, снимает себя. — Не следует, далее, смешивать диалектику с

софистикой, сущность которой как раз и состоит в том, что она

выдвигает те или другие односторонние и абстрактные определения в

их изолированности, смотря по тому, какого из этих определений

требуют в данный момент интересы индивидуума и то положение, в

котором он находится. Так, например, в области практической

деятельности является существенным, чтобы я существовал и чтобы я

обладал средствами к существованию. Но если я выдвигаю обособленно

эту сторону дела, этот принцип моего блага, и делаю из него

вывод, что я имею право красть или изменять своему отечеству, то это —

пошлая софистика. Точно так же в моей деятельности представляет

собою существенный принцип моя субъективная свобода в том смысле,

что я должен действовать согласно своему разумению и убеждению.

Но если я рассуждаю, руководясь только этим принципом, то это

также пошлая софистика, и этим я выбрасываю за борт все принципы

нравственности. — Диалектика существенно отлична от такого способа

рассуждения, ибо она именно и ставит себе целью рассматривать вещи

в себе и для себя, т. е. согласно их собственной природе, причем тогда

обнаруживается конечность односторонних определений рассудка. —

Диалектика, впрочем, не представляет собою ничего нового в

философии. Среди древних изобретателем диалектики называют Платона,

и это делают с полным правом, поскольку в платоновской

философии диалектика впервые встречается в свободной научной и,

следовательно, вместе с тем, в объективной, форме. У Сократа

диалектика, в согласии с общим характером его философствования, имеет

еще преимущественно субъективную форму, а именно форму иронии.

Сократ направлял свою диалектику, во–первых, против обычного

сознания вообще и, во–вторых, в особенности против софистов. В своих

беседах он делал вид, что он хочет точнее осведомиться о том предмете,


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.