» » » » Антон Крупенников - Велопоход по Кавказу (1998)

Антон Крупенников - Велопоход по Кавказу (1998)

Здесь можно скачать бесплатно "Антон Крупенников - Велопоход по Кавказу (1998)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Велопоход по Кавказу (1998)

Описание книги "Велопоход по Кавказу (1998)"

Описание и краткое содержание "Велопоход по Кавказу (1998)" читать бесплатно онлайн.

Всю ночь сверкают молнии, но с утра небо ясное и умопомрачительная жара - 42 в тени. Доезжаем до деревни Хванчкара. Пора покупать вино. Местные показывают нам дом, где лучшее вино. Цена - 2 бака за литр. Считаем емкости. 5.5 литров. Но без пробы вино не продают - принято сначала попробовать и похвалить напиток. На пробу собирается полдеревни. Выпиваем куда больше, чем покупаем. Выходим почти на 4, велосипеды виляют, жара, ужас. Вниз, правда, едется быстрее - не замечаешь выбоины в дороге и несешься как угорелый. Но вскоре начинается тягун к Алпане - набор 400 метров высоты на 3-км участке дороге. Как живы остались, до сих пор не понимаю.

Потом крутой спуск в Алпану, и мы снова на высоте 350 метров над морем. Отсюда начинается подъем на перевал Орбелли. Первый 12-км участок пути идет по узкому живописному ущелью вдоль реки. Подъем идет террасами - то почти ровно, уклон 2-3%, то 12-15% взлет. Иногда даже небольшие спуски попадаются. Начиная с 7-го километра дорога почти ровная, идет вдоль водохранилища. Вскоре въезжаем в село .Орбелли.

Над селом - 500-метровая скала. В ней прорублена полка. Это называется дорогой. Уклоны на серпантине - 6-15%, на поворотах - ощущение почти вертикали. Дорога очень узкая и страшная, под тобой - пропасть. И почти все время испепеляющее солнце. Нам с Анкой с задней центровкой без передних подсумков приходилось еще разгоняться перед поворотами, иначе запрокидывает назад. Но к этому моменту мы уже вполне набрали форму и почти всю дорогу шли впереди Леши, так-что ощущения, что мы тормозим не было. У Анки даже возникла бредовая идея въехать на перевал первой, в результате она ломанулась и не расчитала силы. Правда, отстала она от Леши всего метров на 50, от меня - на сотню. Молодец, короче.

Спуск такой же крутой, но асфальтированный. Подъем 9 км от села Орбелли занял у нас меньше 1.5 часа, спуск в Цагери минут 25. И вот мы на берегу бурной мутной реки Цхенисцкалли. Ущелье этой реки ведет в Сванетию.

Хоть время только 18:00, устали мы так, что решаем вставать как можно быстрее. Едем вдоль узкого ущелья, по бокам только скалы, внизу ревущая вода. Через 4 км плавного набора высоты проезжаем какой-то пост со шлагбаумом, где на нас не обращают никакого внимания. Вскоре, через 1-2 км ущелье немного раздвигается, по левому склону появляется селение, а река под нами разбивается на 2 протоки. Ближняя к нам поменьше и поспокойнее, дальняя - очень бурная. Между протоками остров, длиной метров 150, шириной - 40-50. Центр острова травянистый, кусты и деревья, по краям - каменистые косы. Принимаем решение переходить протоку и вставать. Проехали за этот день мы около 60 км. Отставание от изначально задуманного графика было практически полностью ликвидировано.

Разгрузка велосипедов и брод заняли около 40 минут. Но к 20:00 лагерь уже стоял, костер горел и варился суп. А вино тем временем стыло в речке. Тут к нам пожаловали гости. Первой пришла интеллигентная пожилая женщина с оравой ребятни. Прекрасно говорила по русски. Она то нам и сообщила, что мы уже в Сванетии, а село рядом с нами - сванская деревня Рцхмеллюрри. Потом она ушла, но прибежали какие-то еще дети, приволокли яблок, потом какие-то робкие девушки разглядывали нас из-за кустов, потом к нашему костру пришло двое молодых и очень любопытных людей. Короче, мы чувствовали себя как на арене цирка, но мы к этому уже привыкли за время пути по Кавказу. Угостили молодых людей вином, выпили за здоровье. Вскоре прибежала еще молоденькая девушка в яркой красной майке, о чем-то по-грузински побазлала со своим приятелем, явно желая увести его домой, и убежала. Стемнело. Анка пошла спать. И тут наши гости вскакивают, один из них достает пистолет (обрез из мелкашки) и орут нам лечь на землю. Что делать, ложимся. Мне в голову направлен ствол. Орут, деньги давай. Вспоминаю, что учили не сопротивляться, и спокойно отдаю поясную сумку с деньгами - там в конце концов не так много, 100 Лари (80$) и рублей 300. И тут эта подлюга пытается снять у меня с пальца обручальное кольцо. Дальнейшее напоминает наверное американский боевик. Видя, что ствол отклонился от моей головы и направлен в землю, я моментально вырываю пистолет из рук бандита. Дальше, как учили на военной кафедрее, перекат в два оборота, фиксация на двух локтях, прицел в голову и нежное нажатие на курок...

Холостой щелчок бойка, пистолет не заряжен...

Мой приятель Петя услышав эту историю сказал мне, что я теперь страшный человек - неважно, был ли патрон в патроннике, но что я мол переступил психологический барьер убийства. Не знаю, в тот момент для меня не было никакого барьера. Я вообще не думал. Смешно, но я, совершенно мирный и гражданский человек, действовал на уровне рефлекса, как будто меня этому всю жизнь учили. И сейчас, с одной стороны, мне как-то не вполне спокойно, ведь я действительно пытался убить человека, но с другой стороны - не мог я отдать обручальное кольцо, и наверное второй раз поступил бы так же.

Попытка стрелять на поражение вызвала таки секундную паузу и подействовала на бандитов слегка деморализующе. За эту секунду я успел оценить, что Леша лежит у костра в полуметре от топора. В следующий момент оба бандита бросились на меня.

Я сгруппировался и прижал ненужный уже пистолет к земле. Мне удалось удерживать его минуту-другую, в надежде, что Леша оценит ситуацию - он был вообще без присмотра. Но видимо нападение произвело на него такой эффект, что он не смог придти ко мне на помощь. Зато в тот момент, когда я отдал пистолет, из палатки выскочила разъяренная Анка с ножом в руке. Я успел крикнуть ей "назад, в палатку", и хоть один из нападавших и двинулся за ней, он уже не чувствовал после такой драки уверенности в себе, и когда я прыгнул в его сторону с криком "убью", он немедленно рванул от палатки. После чего оба бандюги сделали ноги, и все бы ничего, если бы отступая они не схватили из кучи вещей мой рюкзак и Лешин задний подсумок. Где, собственно, и лежали все деньги.

Минуты 2 ушло на то, чтоб придти в себя. Пропали все деньги, мой рюкзак со спальником, Лешин подсумок, спальник, левый ботинок и куча прочей мелочи, в том числе и Лешин латвийский паспорт. Оставив Анку в лагере с указанием в случае чего тут же сваливать через второй выход палатки в кусты, мы с Лешей отправились в деревню за помощью. В первом же доме нашли молодого человека, хорошо говорящего по русски, и попросили его отвести нас к старейшине. Молодого человека звали Цотме. И хоть он нам и говорил какие-то слова о том, что тут уже не 19 век и не все решает старейшина, Цотме все же взялся нас проводить.

По дороге мы наткнулись на девушку в красной майке. Посветили ей в лицо фонарем. "Она" - говорит Леша. "Точно она" - говорю я. Девушка издает пронзительный вопль, видно решив, что ее сейчас убьют за тех бандитов, и кидается к дому. Дом мы запомнили.

Дошли до старейшины Эль-Бучо, он же председатель сельсовета. Эль-Бучо был пьян в стельку. Грустно направились обратно.

Анку обнаружили не в палатке, а мечущейся с воплями по берегу протоки. Она испугалась, что мы догнали бандитов и нас убили. После чего я решаю, что лучше оставлю Лешу охранять лагерь, и мы с Анкой отправляемся на поиски полиции вниз, в Цагери. Доходим до поста со шлагбаумом - это что-то типа таможни на границе Сванетии. Там нам объясняют, что Цагери это другой район, а нам нужно в Лентехи, на 20 км выше по дороге. Обещают поймать попутку, если будет. Остаемся ждать. Наступает полночь, а вместе с ней и 24 июля - Анкин день рожденья. Но заначенная по этому поводу 100-гр бутылочка коньяка похищена вместе с моим рюкзаком.

Дежурные интересуются, сохранились ли паспорта. Узнав, что 2 сохранились, рекомендуют сбегать за ними, чтоб было меньше проблем с полицией. Я бегу обратно на остров. На обратной дороге обнаруживаю Анку в 500 метрах от поста, спрятавшейся в придорожную канаву. Говорит, как только я ушел, начались какие-то скользкие разговоры и она сделала ноги. На пост мы уже не возвращаемся.

Переходим протоку. Тут из-за спины окрик. Оборачиваюсь, на дороге кто-то стоит и чем-то машет. Потом слышу, орет: "Паспорт забери, паспорт нам не нужен". Ну, думаю, уже легче. Хоть все паспорта на месте будут. Перехожу обратно протоку. Не свети мне в лицо - орет парень - кладу паспорт на камень, и подожди, пока я отойду. Тогда подойди и забери. Опускаю фонарь. Немного жду. Потом иду и беру паспорт с камня, кладу в карман (где уже лежат мой и Анкин). В этот момент на меня из темноты наваливаются уже трое. Паспорт бери, кольцо давай - орут мне. И первое, что сделали, повалив меня на землю, сорвали с меня кроссовки. Начинается тяжелая и продолжительная драка. Бьют довольно сильно, вывихнули палец с кольцом, но я держусь как-то. Пытаюсь ударить в ответ, но это очень непросто, так-как двое (те, что в первый раз приходили) стараются меня удержать, а третий бьет, и после каждого удара или серии ударов пытается сорвать кольцо. Понимаю, что главное - не потерять сознание, выбрать момент и смыться. Бьют в основном по роже, почкам и ребрам. Ногами. Хорошо, велосипедов у них там нет, ноги не очень сильные...