» » » » Наталья Командорова - Русский Стамбул


Авторские права

Наталья Командорова - Русский Стамбул

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Командорова - Русский Стамбул" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Вече, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Командорова - Русский Стамбул
Рейтинг:
Название:
Русский Стамбул
Издательство:
Вече
Год:
2009
ISBN:
978-5-9533-3747-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русский Стамбул"

Описание и краткое содержание "Русский Стамбул" читать бесплатно онлайн.



Сколько наших соотечественников побывало в Константинополе-Стамбуле в разные времена? Вряд ли кто сможет ответить на этот вопрос. Известно лишь, что в начале 20-х годов прошлого века примерно каждый пятый житель этого города был русским эмигрантом… У каждого — своя судьба: мучения и радости, поражения и победы. Художник И. Айвазовский и директор Русского археологического института в Константинополе Ф. Успенский, барон Врангель и разжалованный им генерал Я. Слащев, певец А. Вертинский и писатель-сатирик А. Аверченко… Известные и безымянные, знаменитые и не очень — они достойны упоминания, так как благодаря усилиям большинства из них Стамбул сегодня — почитаемый и любимый многими россиянами город.






Плановую колонизацию разграбленных и опустевших из-за этого земель Константинополь решил своеобразно и очень педагогично: туда он принуждал заселяться в первую очередь иностранцев, зачастую из числа самих варваров — недавних грабителей и разорителей этих же территорий. Словно строгие учителя, греки таким образом не только наказывали провинившихся, но и давали варварам шанс исправлять свои ошибки — восстанавливать и обустраивать разоренные ими земли.

Историк приводит пример, когда византийский император Юстиниан II насильно переселил из пригорода Константинополя побежденных им славян в Малую Азию. Их было так много, что только из мужской части колонистов можно было без особых проблем сформировать тридцатитысячный имперский военный корпус!

Русская ладья

Подобная «воспитательная» колонизация, судя по документальным источникам, активно продолжалась в империи и в последующие несколько веков. К примеру, известно, что с ведома Константинополя в 762 году в Малую Азию была переселена славянская колония в количестве… более 200 тысяч человек! Численность, бесспорно, даже по нынешним временам впечатляющая.

Как полагают некоторые ученые, славяне-язычники все же оказались полезными византийскому государству: незакрепощенные колонисты принесли с собой на заселяемые и обрабатываемые ими земли «осколок настоящего родового строя в форме сельских общин» в противовес распространенному в то время в Византии рабскому труду.

Византинист М.В. Левченко считал, что образование в VII–VIII веках в Восточной империи многочисленной прослойки из свободных крестьян, в том числе и славянского происхождения, имело огромное положительное значение для дальнейших судеб государства, которое этим самым надолго обеспечило удовлетворение двух главнейших потребностей: поступления в казну налогов и комплектования регулярной региональной армии.

Дело в том, что на базе мелких оседлых личных крестьянских угодий формировались воинские отряды и дружины славян, состоящие в основном из мужской половины хозяев, на базе которых вскоре сложилось сильное воинское сословие, которое в течение многих веков стало для Византии мощной опорой, в обстановке почти непрерывных войн на несколько фронтов. Таким образом, люди отстаивали не только границы империи, но и защищали как собственную землю, так и свои семьи и жилища. Очевидно, что подобные оборонческие формирования также помогли Византии перед угрозой окончательной гибели в VIII веке не только выжить, но даже несколько укрепить свои позиции к IX веку, в частности, на международной арене она по-прежнему держала монополию на транзитную торговлю между Восточной и Западной Европой. Одним из наиболее крупных торговых партнеров Константинополя была Древняя Русь.

«Из варяг в греки»

Значительное оживление сношений русских с Константинополем произошло в IX веке, когда водный путь «из варяг в греки» связал Северную и Южную Европу. «Столбовая» торговая дорога была проложена из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве — в Ладожское озеро, оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати — к верховьям реки Днепр. Русским купцам приходилось район реки Ловати, при переходе к Днепру, а также днепровские пороги преодолевать волоком, наподобие волгарей бурлаков.

Согласно летописи, «…был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина… впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает… в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра…»

Следуя западным берегом Черного моря, купцы добирались до Царьграда (Константинополя). Здесь часть из них оставались и принимались устраивать свое торговое место, а другие направлялись далее, в глубь Азии и Востока.

По свидетельству ученых-византинистов В.Г. Васильевского и Ф.И. Успенского, уже в первой половине XI века в Царьграде жили русские купцы общинами. Подтверждением этого служат использованные Васильевским в своих трудах сказания о чудесах Николая Чудотворца, составленные русскими жителями Константинополя.

Совсем мало имен сохранилось с тех пор, когда наши предки стремились к освоению новых территорий. Совершенно очевидно, что в Царьграде в давние времена их побывало великое множество. Вполне возможно, что кто-то из них влюблялся в какую-нибудь прекрасную эллинку и навсегда оставался в Городе. Эстафету «оседлого гостя» подхватывал его русский родственник, купец-гонец между Русью и Царьградом, и продолжал доставлять в Константинополь пшеницу, ячмень, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок, мед, воск, мед и многое другое. А после продажи товаров выручку купцы делили между собой по совести.

Историк отмечал, что, когда на водном пути «из варяг в греки» утвердились варяго-руссы, торговые отношения Константинополя с северо-черноморскими странами стали более оживленными. «Предметом торговли, — писал М.В. Левченко, — служили меха, воск и рабы, обмениваемые на серебряную и золотую парчу, шелковые ткани, вино и восточные пряности».

Северный и южный участки пути «из варяг в греки» контролировали наиболее могущественные из славянских объединений земель — Новгород и Киев, так как, по утверждению русского историка В.О. Ключеского и других ученых, это, поначалу только торговое, предприятие со временем превратилось в главный стержень экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.

Хождения древних русских на Царьград

От торговли к отношениям межгосударственным

В IX веке в жизни восточных славян произошли знаменательные события. Согласно легендам и древнерусским летописям, с 862 года в Новгороде утвердился, призванный вождями славянских племен, варяжский князь Рюрик. Летопись гласит: «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Так было положено начало русской государственности. Киев давно уже был основан тремя братьями — Кием, Щеком и Хоривом — и их сестрой Лыбедью. Они «… построили город в честь старшего своего брата, — писал летописец, — и назвали его Киев». Согласно летописи, Кий во время своего княжения посещал древний Царьград: «…и когда ходил он к царю, то говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил».

Князь Рюрик. Из «Титулярника», 1672 г.

После смерти своих братьев-единомышленников Синеуса и Трувора Рюрику пришлось передать управление важнейшими древнерусскими городами варягам, находившимся у него на службе. Двоим из них, Аскольду и Диру, уделяется в легендах много внимания хотя бы потому, что этим отважным воинам удалось занять Киев и освободить жителей города от хазарской дани. Кстати, если верить летописи, Киев они «присмотрели» для себя во время одного из вояжей в Византию. Отпросились однажды Аскольд и Дир у князя Рюрика посетить со всем своим родом Царьград и «отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян».

Пожалуй, именно со времен Аскольда и Дира путешествия древних русских в византийскую столицу начинают восприниматься ромеями не просто как стихийные вояжи разноплеменных варваров, с которыми можно было особо не церемониться. Набирающие силы процессы государственного объединения Древней Руси придавали уверенности и русским купцам, и представителям княжеских фамилий за границей. Росским гостям в Константинополе все чаще стали оказывать приемы и почести, подобающие официальным лицам иностранных государств.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русский Стамбул"

Книги похожие на "Русский Стамбул" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Командорова

Наталья Командорова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Командорова - Русский Стамбул"

Отзывы читателей о книге "Русский Стамбул", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.