» » » » Александр Пеленицын - Оценка персонала. Психологические и психофизические методы


Авторские права

Александр Пеленицын - Оценка персонала. Психологические и психофизические методы

Здесь можно купить и скачать "Александр Пеленицын - Оценка персонала. Психологические и психофизические методы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Управление, подбор персонала, издательство Эксмо, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Пеленицын - Оценка персонала. Психологические и психофизические методы
Рейтинг:
Название:
Оценка персонала. Психологические и психофизические методы
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-49807-12
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Оценка персонала. Психологические и психофизические методы"

Описание и краткое содержание "Оценка персонала. Психологические и психофизические методы" читать бесплатно онлайн.



Наиболее сложная часть работы по оценке личности связана с определением достоверности информации, которую человек сообщает о себе. На сегодняшний день в арсенале психологов, криминалистов, сотрудников спецслужб имеется уже достаточно широкий арсенал инструментов для решения этой проблемы: от бесконтактных методов невербальной оценки личности до проверки на контактном полиграфе (детекторе лжи). В настоящей книге рассмотрены психофизиологические и психологические методы оценки, такие как анализ почерка, ассоциативно-моторные методики, проведение социальных опросов. Особое внимание уделено работе с «детектором лжи» (полиграфом).

Книга может быть интересна специалистам по кадрам и всем тем, кто интересуется психофизиологическими методами получения достоверной информации.






Собеседование, проводимое с использованием перечисленных ниже принципов и подходов иногда еще называют «когнитивным интервью». Знакомясь с этими приемами, представьте, что вы планируете беседу с кандидатом, подозреваемым в том, что он предъявляет фиктивный диплом о высшем образовании, или с экспедитором, потерявшем деньги, о которых говорилось в самом начале книги.

Ниже сформулированы основные рекомендации, которых желательно придерживаться при проведении беседы.

...

1.  Сходство ситуации события и опроса. Память в отношении какого-либо события улучшается, когда общая психологическая обстановка в процессе опроса приближается к той обстановке, которая имела место в процессе протекания этого события. Поэтому ведущий беседу должен постараться восстановить в памяти собеседника максимально возможно все внешние атрибуты (включая обстановку, погодные условия, эмоциональные переживания, сопутствующие мысли и т. д.), которые сопровождали интересующее событие. Конечно, совершенно не требуется помещать человека физически в ту же самую обстановку, о которой идет речь. Вполне достаточно лишь мысленного переноса.

2.  Сфокусированность воспроизведения. Воспроизведение из памяти, как и всякая психическая активность, требует определенной концентрации усилий. Поэтому одна из задач, стоящих перед ведущим беседу, заключается в том, чтобы непрерывно помогать опрашиваемому концентрировать свои усилия на воспроизведении интересующей информации. Любые факторы, которые могут отвлекать внимание и мешать этому процессу (внешний шум, частые перебивания и т. д.), ухудшают работу памяти по воспроизведению хранящейся в ней информации. Очень часто люди избегают усилий по напряжению своей памяти просто из-за лени. В таких случаях ведущий беседу должен постоянно побуждать опрашиваемого предпринимать такие усилия.

3.  Экстенсивность воспроизведения. В целом, чем больше попыток предпринимает опрашиваемый для того, чтобы вспомнить какой-то конкретный эпизод, тем больше существенной информации он воспроизводит. Поэтому его нужно постоянно подталкивать и побуждать к тому, чтобы он делал как можно больше попыток вспоминать то, о чем его спрашивают. Многие опрашиваемые, особенно люди пожилого возраста, уже после первой неудачной попытки прекращают усилия по вспоминанию запрашиваемой информации. Поэтому важно, чтобы ведущий постоянно подталкивал собеседника к повторению попыток вспомнить, даже если он утверждает, что больше ничего не помнит.

4.  Подгонка вопросов под собеседника. Успешное воспроизведение каких-то деталей из памяти отчасти зависит от того, насколько содержание вопросов и форма, в которой они ставятся, соответствуют тем особенностям запоминания, которые характерны для конкретного человека. Поэтому важно, чтобы ведущий беседу максимально подстраивал свои вопросы под собеседника. Любой унифицированный способ постановки вопросов, единый для разных людей, никогда не будет эффективным стимулятором их памяти, хотя формально может облегчать ведущему процедуру опроса. Гораздо более результативной является гибкая методика опроса, в ходе которой его стиль и направленность изменяются в соответствии с теми психофизиологическими особенностями, которыми обладает конкретное опрашиваемое лицо. Надо подстраивать структурированное интервью под опрашиваемого, а не наоборот. Для этого полезно представить себя на его месте и попытаться понять, как могло осуществляться восприятие им интересующего события и, соответственно, задавать вопросы, которые имеют значение именно с этой точки зрения.

Собеседование всегда желательно строить в форме опроса по каким-то конкретным фактам или событиям, которые опрашиваемый переживал сам лично. При этом опрос обязательно должен начинаться со свободного изложения собеседником описания этих фактов и событий, после чего можно задавать целенаправленные вопросы, уточняющие сказанное, которые, по возможности, должны также носить общий, развернутый характер и побуждать собеседника к развернутым ответам.

Перед тем как предложить опрашиваемому изложить в свободной форме суть интересующих фактов и событий ему следует дать следующие инструкции и комментарии.

...

1.  Восстановление обстоятельств. «Постарайтесь восстановить в памяти всю обстановку, которая сопровождала интересующее нас событие. Опишите помещение, освещенность, состояние погоды, запахи, предметы и людей, находившихся поблизости. Вспомните свои чувства и переживания. В процессе рассказа постарайтесь мысленно перенести себя на место происшествия».

2.  Изложение деталей. «Иногда люди не сообщают всю интересующую информацию потому, что они не считают ее важной. Пожалуйста, не пытайтесь самостоятельно редактировать сообщаемые Вами сведения по критерию их важности. Не опускайте никаких мелочей. Рассказывайте все, даже самые малозначимые на Ваш взгляд детали».

3.  Изменение порядка. «Обычно считается, что наиболее удобна хронологическая последовательность изложения. Однако попробуйте рассказать все в обратном порядке. Например, начните с того, что на Ваш взгляд было самым поразительным и самым важным, и далее от этого момента перемещайтесь в своем рассказе как бы в пространстве и времени вперед и назад».

4.  Изменение перспективы. «Попытайтесь изложить интересующую нас ситуацию с разных позиций, которые Вы могли бы занимать в ходе события. Представьте себя на месте других участников и постарайтесь воспроизвести все еще раз так, как они могли бы все это видеть и слышать».

Поясним причины необходимости введения предлагаемых инструкций. Дело в том, что хотя механизм функционирования памяти до настоящего времени остается еще далеко не изученным, тем не менее, большинство исследователей соглашаются в том, что, чем точнее воспроизводится пространственно-временной контекст события в процессе опроса, тем точнее и полнее бывают воспоминания. Мысленный перенос человека в обстановку описываемого им события улучшает восстановление информации из памяти.

Побуждение опрашиваемого к тому, чтобы он подробно излагал детали, имеет три положительных аспекта:

• во-первых, известно, что многие люди действительно часто не придают значения отдельным деталям и поэтому при рассказе опускают их;

• во-вторых, иногда воспроизведение незначительных деталей позволяет человеку вспомнить какие-то существенные моменты описываемого события. Такие ассоциации обусловлены тем, что важные детали воспринимаются человеком одновременно с различными малозначащими элементами и совместно откладываются в памяти, и воспроизведение одного из них неизбежно «тянет» за собой другое;

• наконец, в-третьих, и это самое основное, изложение ложных, не существующих деталей представляет для лгущего собеседника весьма сложную задачу и, как правило, приводит к появлению многочисленных невербальных признаков неискренности.

Далее, опыт показывает, что когда события воспроизводятся в обычном, хронологическом порядке, человеку бывает свойственно непроизвольно, просто желая сделать свой рассказ логичным, додумывать какие-то моменты, которые, по его мнению, должны были бы иметь место для того, чтобы описание было полным и законченным. Такое непроизвольное реконструирование событий часто приводит к их искаженному воспроизведению. В то же время описание события по блокам в противоположном или в каком-то другом порядке, является менее схематичным и позволяет правильно воспроизводить большее количество деталей, не искаженных домыслами. Мысленное изменение перспективы восприятия в процессе воспроизведения описываемых событий из памяти также делает его более полным и способствует сообщению многих дополнительных деталей.

В дополнение к тому, что определено четырьмя основными принципами, приведенными выше, в ходе беседы можно использовать ряд конкретных специфических вопросов, которые после завершения свободного описания будут способствовать улучшению восстановления из памяти и уточнению отдельных элементов сообщаемой информации. Сферы, охватываемые этими вопросами, в частности, включают:

описание физических характеристик. «Постарайтесь вспомнить, не напоминает ли описываемый Вами человек кого-либо. Если да, то подумайте и скажите, почему. Можете ли Вы отметить что-либо необычное в его внешности?»;

имена. «Если Вы помните, что имя произносилось, но не в силах его вспомнить, постарайтесь восстановить хотя бы первую букву имени, перебрав мысленно все буквы алфавита. После этого попробуйте вспомнить количество букв или же гласных звуков в этом имени»;

числа. «Число, о котором идет речь, было большим или маленьким? Сколько примерно цифр было в нем. Были ли какие-нибудь буквы в номере, и какова была их последовательность?»;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Оценка персонала. Психологические и психофизические методы"

Книги похожие на "Оценка персонала. Психологические и психофизические методы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Пеленицын

Александр Пеленицын - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Пеленицын - Оценка персонала. Психологические и психофизические методы"

Отзывы читателей о книге "Оценка персонала. Психологические и психофизические методы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.