Александр Вурдов - Кандзявые эссе
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кандзявые эссе"
Описание и краткое содержание "Кандзявые эссе" читать бесплатно онлайн.
Так называемые Кандзявые эссе - первая из серии книг, запланированных к выходу под общим названием «Японский для души». Серия ставит своей задачей обеспечить любому желающему эффективное «вхождение» в японский язык, сняв с русскоговорящего европейца страх перед японскими и китайскими иероглифами, погрузить его в мир иероглифической образности, создать вокруг изучающего японский язык среду, благодаря которой понимание, запоминание и усвоение иероглифов станет если не простым, то крайне увлекательным делом. Книга постоянно обращается к личному опыту читателя, истории и культуре Японии и Китая, поэзии, пословицам и прочим явлениям и фактам, на фоне которых раскрывается таинственный и захватывающий мир японской письменности.
Книга предназначена для всех, кто хочет найти естественный, безболезненный и, что самое главное, свой путь в постижении японского языка.
359
Позволим себе вспомнить, что зубная щётка - 歯ブラシ (хабураси).
360
支 (СИ) - ветка, 支える (сасаэру) - поддерживать, подпирать.
361
Самое интересное, что и выделанная кожа тоже звучит как «кава» (совсем как в русском языке, в котором что на человеке, что на сапогах - это все кожа), и только иероглифом записывается другим: 革 (КАКУ_кава). Не является ли это одним из преимуществ иероглифической письменности: слова одинаковые, поскольку смысл их близок, а символы-то разные.
362
Не грех зафиксировать ещё одну несуществующую в реальности связь между лягушкой-царевной и кожей: кавадзу → кава + (сира) дзу - не знающая кожи, без кожи (поскольку потеряла её из-за Ивана-Царевича).
363
知 (ТИ_сиру) - знать (6-е эссе).
364
Часто «цу» перед глухим согласным звуком приводит к удвоению этого согласного с одновременной редукцией «цу»: тацу + кэн → таккэн; тацу + суру → тассуру.
365
Самое время сопоставить кандзи 達 (многочисленное стадо, стремящееся на пастбищные земли) с кандзи 遅 (ТИ_окурэру) - опаздывать (сидя на овце никуда не успеть).
366
出 (СЮЦУ): 出る (дэру) - выходить, появляться, выдаваться, выступать. 出す (дасу) - выставлять, высовывать, выпускать, посылать.
367
入れ歯する (ирэба суру) - вставлять зуб.
368
ハンカチ (ханкати) от английского handkerchief (носовой платок).
369
Сравните с примером, приведённом в 7-ом эссе: この道を行くと林へ出ます (коно мити о юку то хаяси э дэмас) - Эта дорога выведет к лесу (если идти этой дорогой, то выйдешь к лесу).
370
を (о) - показатель винительного падежа (кого? что?).
371
Простейший способ запомнить выражение японского условия (если): «если, ТО...». Только при этом надо иметь в виду, что «то» - не единственный способ выражения условия в японском языке.
372
В этом примере заключён еще один ключик для понимания особенностей глаголов 抜く и 出す: это вы по отношению к своей руке можете сделать «дасу» (высунуть руку), а уж барс по ту сторону забора с вашей рукой сделает именно «нуку» (вопреки вашему желанию вытащит или выдернет её). Так что ради юмора можем слегка перефразировать эту надпись на свой лад: 手を出すと抜くよ (если высунете руки - выдернут).
373
Не путать с 力 (РЁКУ_тикара) - сила, 万 (МАН_ман) - 10000, 方 (ХО:_ката) - сторона, господин.
374
短 (ТАН_мидзикай) - короткий: 短歌 (танка) (7-е эссе).
375
刊 (КАН) - издание, выпуск книги (предыдущее эссе).
376
Согласно положению, регламентирующему перевоз багажа при перелётах на японских авиалиниях, деревянный меч запрещается вносить в качестве ручной клади в салон самолета.
377
太 (ТАЙ/ТА_футой) - толстый (7-эссе).
378
披見 (хикэн) - прочесть (используется в эпистолярном стиле: открыть и прочесть); 披露 (хиро:) - оповещение, объявление; 直披 (дзикихи) - «лично» (надпись на конверте).
379
Элемент ⼻ - ключ иероглифа 行 (КО:): 行く (ику) - идти, 行う (оконау) - осуществлять.
380
Не путать ключ 衤 (одежда) с элементом ネ (от 示 - показывать), например, в кандзи 神 (СИН_ками) - божество.
381
Кандзи 衣 был рассмотрен в 7-ом эссе.
382
«Волна» (нами) входит в название гигантской волны, в результате подводного землетрясения: 津波 (цунами) - цунами: 痒 (СИН_цу) - гавань, переправа.
383
戸口のベル (тогути но бэру) - дверной звонок («бэру» от английского bell - звонок). Кроме того, следует иметь в виду, что иероглиф 戸 также может ассоциироваться с домом и семьёй: 戸口 (коко:) - дома и жители.
384
Вспомним: 井の中の蛙、大海を知らず (и но нака но кавадзу, тайкай о сирадзу) - лягушка в колодце большого моря не знает.
385
Интересно, что если в каком-нибудь слове в сочетании с другими иероглифами 戻 проявляет себя как «РЭЙ», то это уже зачастую не «Возвращение», а «Жестокость».
386
В большинстве источников иероглиф 石 трактуется как утёс (скала, обрыв, склон горы), под которым лежит камень.
387
Образовано от известного нам глагола 打つ (уцу) - бить.
388
破る (ябуру) - ломать, 破った (ябутта) - сломал, 破ります (ябуримас) - ломаю, буду (будем, будет) ломать, 破りました (ябуримасита) - сломал, сломали.
389
一 («ити» - один) в сочетании с «сэки» читается как «иссэки» («ти» перед глухими согласными звуками редуцируется с удвоением согласного).
390
干 (КАН_хосу) - сушить (эссе10).
391
Произносится «симпи» («н» перед «м», «б», «п» произносится как «м»).
392
シア語 (росиаго) - русский язык.
393
暮 (БО_курэру) - кончаться, предаваться печали (см. эссе 7).
394
破れ (ябурэ) - пролом, дыра, провал, крах (эссе 11).
395
«Ханябурэ» образовано из двух слов, первое из которых заканчивается на «н», поэтому читается не ханябурэ (はにゃぶれ), a ханьябурэ (はんやぶれ).
396
В верхней части иероглифа 笠 изображён несколько искажённый вариант иероглифа 竹 (бамбук).
397
Разница между каса (головным убором) и каса (зонтиком) состоит, по сути дела, в наличии у последнего длинной ручки.
398
Графически знак «зонтик» отражает достаточно реальные пространственные соотношения. Первые зонтики (вернее, зонты) были настолько велики, что при желании ими можно было накрыть не только какую-нибудь высокопоставленную особу, но и членов её свиты, по крайней мере, особо приближённых. С точки зрения современности иероглифическую миниатюру «зонтик» можно сравнить с изображением воткнутого в песок большого пляжного зонта, под которым сидят отдыхающие.
399
В случае надобности несложно придумать какое-нибудь более рациональное объяснение: в Древней Спарте (и не только там) от патологически нездоровых сограждан избавлялись, сбрасывая их с высокой скалы или обрыва (疒).
400
知人 (тидзин) - знакомый, знакомая (эссе 6).
401
«Идиот».
402
В обоих примерах вместо привычного глагола-связки «дэс» употреблён его просторечный аналог «да».
403
学 (ГАКУ_манабу) - учиться, изучать.
404
江戸 (эдо) → 江 (КО:_э_бухта) + 戸 (КО_то_дверь).
405
Именно в период Эдо (1603-1867) становится сёгуном Иэясу Токугава, прекращаются бесконечные междоусобные распри, столица сёгуната переносится в Эдо (Токио), усиливается преследование христианства, Япония ещё более изолируется от остального мира. После эпохи Эдо с 1867 года наступает период Мейдзи (окончившийся со смертью императора Мэйдзи в 1912 году), характеризуемый усиленной европеизацией Японии.
406
Последнее замечание имеет принципиальное значение, ибо для исполнения сексуального сопровождения работы гейши при ней, если это, конечно, было необходимо клиенту, находилась та, кого в наше время, скорее всего, назвали бы проституткой.
407
Элементы «трава» и «говорить» упоминались в эссе 7 и 8.
408
Один из возможных вариантов: вдвоём ニ нос ム к носу ム (один на один) - разговор, так сказать, по душам.
409
Имеется смысл напомнить, что наши измышления, касающиеся японских иероглифов, зачастую носят весьма условный характер. Достаточно только в качестве примера привести кандзи 藝, являющийся устаревшим вариантом знакомого нам кандзи «Искусство», как сразу же становится ясно, что каждый новый виток в рассуждениях об иероглифах ставит нас перед выбором: либо мы всё больше погружаемся в тысячелетние наслоения японско-китайской символики, безнадёжно застревая в многочисленных деталях, формах, трансформациях и историко-культурных влияниях, либо продолжаем двигаться дальше, осваивая всё большее и большее количество иероглифов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кандзявые эссе"
Книги похожие на "Кандзявые эссе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Вурдов - Кандзявые эссе"
Отзывы читателей о книге "Кандзявые эссе", комментарии и мнения людей о произведении.