Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Учитель ботаники, или Разговор с растениями"
Описание и краткое содержание "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" читать бесплатно онлайн.
Книга об учителе ботаники и его предмете. Он учит ребят понимать природу, воспитывает у школьников любовь к труду на благо народа.
Для младшего школьного возраста.
Рисунки Р. Гудзенко.
«Учитель схитрил. Он заранее договорился с Егором, чтобы тот подготовил рассказ о Линнее», — подумала Зина Викулина.
Мохов сдержанно, но по существу рассказал самое основное о том, как Линней установил классификацию растений.
— Начнём знакомиться с семейством крестоцветных. Ассистенты уже подготовили на каждого по одному растению сурепки. Рассмотрите цветок — главный орган для определения растения. Пухов расскажет о том, как зарегистрировать кратко части цветка, написав формулу, а Сидорова нарисует на доске диаграмму. Рассмотрев цветок, запишите формулу и зарисуйте диаграмму, а затем определите, какие стебель, листья и корни. Смотрите на справочную табличку по формам листьев, — тихо говорил учитель.
Большая часть уроков по семействам проходила под открытым небом на участке, но не столько за столами, сколько в отделах.
И в заключение этого урока учитель предложил пойти в биологический отдел к важнейшим семействам растений. На полукруглых рабатках были представлены семейства, изучаемые по ботанике в шестом классе. Рассмотрели обстоятельно растения из семейства крестоцветных. Учащиеся удивились, что не только сурепка и сорняки: пастушья сумка, ярутка, — но и овощные: капуста, репа, редька, редис, горчица — и декоративные: левкой, ночная красавица — входят в одно семейство.
Учитель был крайне удивлён, увидев белые квадратики с цветными диаграммами среди каждого семейства.
— Кто это сделал так хорошо и даже палочка — подставка под этикеткой скошена так, что формулу видно не нагибаясь?
— Это мы с Соней Птичкиной придумали, а сделать этикетки помогли нам Базыкин и Витохин, — сказала Таня Васютина, художница.
— Спасибо. Замечательно придумано. Через неделю, в воскресенье, будем праздновать день урожая на нашем участке, — напомнил классу в конце урока учитель. — По бригадам подготовить сообщения о посадках, опытах и растениях. Вы уже знаете, какие книги прочесть. Об отделе и работах в нём расскажет бригадир, его рассказ дополнят члены бригады. Пригласим родителей и учителей. Готовьтесь!
В класс Николаю Павловичу и прямо на участок в свои отделы учащиеся приносили семена, целые растения, ветки, черенки, привезённые с дачи, из разных мест, где они были летом.
Праздничное воскресенье наступило. Арка сиреневых ворот совсем оформилась ровными стенками и углами. Недаром Мохов каждую неделю выравнивал, подрезал все вылезающие ветки. Около арки стояли с зелёными бантами, ожидая гостей, распорядители.
Остальные шестиклассники прихорашивали свои отделы.
К двенадцати часам стали собираться мамы, папы, бабушки и учителя. Дети старались не попадаться на глаза родителям, а то станут приставать: где ты работал, да что вырастил, да с кем?..
Распорядители просили небольшими группами пройти к разным отделам, чтобы не толпиться. После просмотра одного отдела переходили к другому.
Николаев, поклонившись, стал показывать свою «Карту происхождения растений». В ровных зелёных кругах подстриженного газона материки были рельефны и очень похожи. На них пустыни посыпаны песком, места лесов — чёрной землёй, а горные хребты возвышались из глины и камней. В разных местах цвели осенние растения.
— Здесь, вы видите, собрались декоративные растения со всех стран мира. Из Азии: Индии — душистый горошек, амарант; Китая — пион, гвоздики, астры…
И вдруг Лиза Сенькина, показав на астры, стала декламировать:
Астру с прямыми её лепестками
С давних времён называли «Звездой»,
Так бы её вы назвали и сами,
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой…
— Из Сибири — живокость, борец, — продолжал Николаев. — Из Африки — резеда, львиный зев, герань, лобелия, гладиолус.
И опять голос Лизы:
У крылечка нашей школы
Клумбу свежую стеречь
Встал на стражу гладиолус
(По-латыни это — «меч»)…
— С острова Занзибар — бальзамин, или Ванька мокрый. Из Америки: Южной (Бразилия, Мексика, Перу) — эшеверия, кларкия, бегония, вербена, кореопсис, цинния, бархатцы, георгин, петуния, настурция; Северной — рудбекия, люпин, флокс…
О флоксе прочла стихотворение Всеволода Рождественского Оля Снежина:
У калитки нашей садовой,
Что ни стебель — сплошной букет.
Бледно-розовый и лиловый,
Он июльским лучом согрет.
На одном стебельке чудесно
Разместилась семья цветков,
Хоть им вместе немного тесно,
Не помял никто лепестков.
Всем хватает тепла и света.
Все лукаво глядят на нас:
«Посмотрите, ребята! Это
Самый тихий и дружный класс!»
— Из Австралии, — продолжал Серёжа, — бессмертники и душистый табак. Из Европы Южной — маргаритки, левкои, наперстянка, ноготки, анютины глазки.
— Интересно, а я и не подозревал, что наши летники из такой дали к нам попали. И прижились, — сказал чей-то папа.
Николаев показал на два сорта роз и делянку с черенками от них.
Все зрители удивились, увидев душистый табак, привитый на петунии, и петунию на табаке.
— Надо же, одна из Австралии, другая из Америки, — воскликнула чья-то мамаша.
Хозяева отдела, видя интерес взрослых к их рассказу о растениях, почувствовали всё значение сделанного и узнанного ими.
— У нас есть филиал декоративного отдела, — сказала улыбаясь Лиза. — Пожалуйста, пройдёмте в беседку.
В беседке на скамейках стояли букеты.
— Какие странные цветы, первый раз вижу?! — удивилась одна из бабушек.
— Мы в этом букете собрали цветы семейства паслёновых. Неизвестные вам цветы жёлтенькие — томата, розовые — картофеля. Не удивляйтесь, когда в семнадцатом веке привезли картофель в Европу, то ценились не клубни, а цветы. Их сажали на клумбах, делали букеты, а французская королева носила их в причёске. Многие овощные растения тоже разводили как цветы из-за их приятного тогда, а теперь «кухонного» аромата: сельдерей, петрушку, укроп. Древнегреческая поэтесса Сафо даже написала стихи:
Нарви для венка
нежной рукой
свежих укропа веток.
Вот здесь вы видите букеты, составленные по японскому способу икэбана. Японцы — большие любители цветов. Они считают, что букет — это только пук растений. Нужно видеть растение целиком, одно, два, три. Поэтому они придумали сиксуа — тяжёлую пластинку со щёточкой гвоздиков. Вот мы сделали два таких сиксуа. На большее не хватило олова. Такую щёточку помещают в низкую плошку или широкую вазочку и на неё накалывают стебель растения. Он же скрыт внутри вазы. Вот сочетание растений в икэбане по-японски: вверху пушистая веточка — «облака». Внизу изогнутая веточка — «земля». В середине яркий цветок — «человек». В икэбане можно сочетать живой цветок и сухую веточку. Вот ветки с ягодами, — говорила Снежина.
— Откуда ты это знаешь, девочка?
— Я читала, я люблю делать букеты, и Николай Павлович о многом нам рассказывал.
В полевом отделе Петя Пухов показывал коллекцию зерновых, масличных, прядильных, кормовых и пряных растений, рассказывал об их особенностях и происхождении:
— Нам кажется, что без подсолнечного масла нельзя прожить, а подсолнечник привезён из Мексики под названием «цветок солнца» и возделывался в садах как редкое растение. Впервые масло из подсолнечника получил только в тысяча восемьсот тридцать пятом году крепостной крестьянин Бокарев из деревни Алексеевка Воронежской губернии.
— А какое масло было до этого?
— Из льна и конопли, которые у нас растут как текстильные растения. Кстати, и кукуруза тоже из Мексики.
Вызвали любопытство взрослых просо и гречиха.
— Вот всю жизнь ел пшённую и гречневую кашу, а как они растут, не видел, — сказал один папаша.
— Если не все взрослые знают эти растения, так что же говорить о детях, — заметил один из родителей.
— Из-за этих пряных растений в середине века воевали, искали пути в страну пряностей — Индию, а у нас немало своих русских пряностей, многие мы забыли и перестали их выращивать. Вот горчица, анис, тмин, мята, шалфей, кориандр — кинза. Сколько их, а ведь собраны далеко не все. Есть майоран, фенхель и другие… — Пухов начал показывать опыты. — Мы из этого опыта хотели узнать, каким удобрением надо улучшить нашу почву, чего из главных питательных веществ для растения в почве не хватает. На этих делянках внесли удобрения, содержащие фосфор, калий и азот, вырастили овёс. И видно, что растения, где был азот, почти одинаковы с делянкой, где внесены все удобрения. А там, где нет азота, растения почти такие же, как на делянке, куда не было внесено ни одного удобрения. Значит, наша почва нуждается в азоте.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Учитель ботаники, или Разговор с растениями"
Книги похожие на "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями"
Отзывы читателей о книге "Учитель ботаники, или Разговор с растениями", комментарии и мнения людей о произведении.