Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."
Описание и краткое содержание "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание — самое полное из существующих собрание русских эпиграмм — насчитывает свыше 2000 образцов. Долгая жизнь популярного поэтического жанра показана здесь от его истоков в XVII столетии до Октября 1917 г. В книге более 250 авторов эпиграмм, среди которых первоклассные мастера жанра и многие известные поэты, эпизодически или мимоходом обращавшиеся к нему. В сборнике немало удачных стихотворных миниатюр, принадлежащих второстепенным, вовсе забытым и безымянным авторам.
204. Альм. «Памятник отечественных муз», СПб., 1827, с. 102. Относится к периоду пребывания Державина статс-секретарем Екатерины II.
205. Державин-БП, с. 370. Печ. по кн.: Г. Р. Державин, Стих., БП, 1957, с. 196, так как в др. изд. слово «судьб» (в ст. 3) необоснованно исправлено на «судеб», что нарушает размер стиха. Известно шесть вариантов трех разных редакций. В одном из вариантов загл. дата: 1792 г., между тем как Людовик XVI (1754–1793) был казнен 21 января следующего года. Остается предположить, что либо поэт ошибся годом (что с ним случалось неоднократно), либо эп-ма написана не на казнь французского короля, а по случаю его свержения с престола 10 августа 1792 г.
206. Державин-Соч., т. 3, с. 374, с вариантом в сноске к ст. 2 («хулит» вместо «хает»). Датируется по этому изд. Адресат не установлен. Надутый — здесь: спесивый, надменный. Тацит Публий Корнелий (55–120) — древнеримский историк. По многих красоулях — в нетрезвом виде. Красоуля — см. примеч. 31.
207. Там же, с. 485. Перевод эп-мы Э.-Х. Клейста «Marforius fand allen Sachen Mängel…».
208. Там же, с. 497, в виде наброска под загл. «На известного стихотворца» (в одной из рукописей — загл. «К портрету г-на Струйского»): «По имени — струя, А по стихам — болото». Печ. текст, приведенный там же в примеч. Попытка превратить эту остроту в эпитафию, возможно, была предпринята после того, как в 1796 г. скончался адресат эп-мы, помещик Пензенской губернии стихотворец-графоман Николай Еремеевич Струйский. Впрочем, так как в эпиграмматике прижизненные эпитафии не редкость, то стих. Державина могло быть написано и раньше, но не позднее 1800 г. (оно находится в черновых автографах 1790-х гг.). О Струйском см.: М. А. Дмитриев, Мелочи из запаса моей памяти, изд. 2, М., 1869, с. 85–86, а также: Н. Обольянинов, Поэт и типограф-любитель Николай Еремеевич Струйский (ГМ, 1913, № 5, с. 271–273).
209. Там же, с. 498, с примеч., где приведен один из рукописных вариантов ст. 9: «В тринадцати частях, увы, твои стихи».
210. Там же, с. 499. По предположению одних исследователей, Державин высмеивает высокопарный слог од Д. И. Хвостова, другие полагают, что здесь, возможно, высмеиваются похвальные оды Н. П. Николева (см.: М. Арзуманова, Из истории литературно-общественной борьбы 90-х гг. XVIII в. (Н. П. Николев и H. М. Карамзин). — «Вестник Ленинградского университета», 1965, вып. 4, № 20, с. 78).
211. Там же, с. 381. В рукописи — дата при загл. Речь идет о комедии «Коварный» Жана-Батиста-Луи Грессе (1709–1777) в переводе А. А. Шаховского (1777–1846), которая на русской сцене впервые была представлена 16 декабря 1804 г. См. также: Л. Н. Назарова, Об одной эпиграмме Г. Р. Державина («XVIII век», сб. 3, М.—Л., 1958, с. 545–547).
212. «Друг просвещения», 1805, № 9, с. 198. Печ. по кн.: Державин-БП, с. 372, где загл. уточнено по автографу. Др. ред. см. в кн.: Державин-Соч., т. 3, с. 514. Написано в ответ на эп-му за подписью: «Б…» в «Журнале российском словесности» (1805, № 5, с. 44–45), который издавал Н. И. Брусилов, предполагаемый автор текста:
Проходит слава царств, и царства исчезают.
Пальмира гордая, где ты?.. Увы, не знают.
И Александров гроб и город разрушен,
В котором сильный царь земли был погребен,
Героев град забыт, забыт и с их делами —
А ты жить в вечности с великими мужами,
Тромпетин, захотел стихами.
Державин принял эти стихи на свой счет. Тромпетин (от франц. trompette — труба) — один из персонажей комедии Я. Б. Княжнина «Чудаки». Пиндар (ок. 518–442 или 438 до н. э.) — древнегреческий поэт, автор военно-патриотических гимнов.
213. Державин-Соч., т. 3, с. 391. «Друг просвещения» — литературно-художественный и научный ежемесячник, издававшийся в Москве (1804–1806) Д. И. Хвостовым, П. И. Голенищевым-Кутузовым (см. примеч. 338) и др.; переменил цвет обложки в 1806 г. См. о нем также в эп-ме № 405 и в «Мелочах», с. 50–51.
214. Отдельный листок, СПб., 1806. Печ. по кн.: Державин-Соч., т. 2, с. 579. Написана в честь приезда в Петербург Петра Ивановича Багратиона (1765–1812), отличившегося в Шенграбенском сражении 4 ноября 1805 г., когда он задержал малыми силами тридцатитысячный авангард Наполеона и дал возможность М. И. Кутузову провести перегруппировку войск. Этой эп-ме в 1813 г. подражал один чешский поэт: «Na pole on Cysar chodiwal, а bil se, a wyhral: Przez rok wyhrati ne bude na pole on» («На поле вышел император, и сражался, и побеждал, но в следующем году не будет более побеждать на поле он»). Эп-ма Державина была перепеч. в Б с редакторским примеч. А. Е. Измайлова: «В то же самое время и на сей же самый случай написал кто-то еще следующие четыре стиха:
Дунул ветр бурный, рушит корону,
Рвет все преграды на поле он.
Русский поставил грудь в оборону.
Кто сей могучий? — Бог рати он.
Последний стих, кажется, лучше, нежели у Гавриила Романовича» (Б, 1818, № 2, с. 278).
215. Державин-Соч., т. 3, с. 433. Написано, по-видимому, после первого успеха испанских патриотов, которые в 1808 г. восстали против французских оккупационных войск и изгнали их из Мадрида. Огневица — горячка. Гишпанские ему прикладывают мухи — т. е. пластырь из высушенного и измельченного жучка (испанские мухи), применявшийся при лечении.
216. Там же, с. 438. Написано, вероятно, в том же году, что и посвящение «Издателю моих песней» (1808); оба стих. относятся к Александру Федоровичу Лабзину (1766–1825), издавшему соч. Державина в четырех частях. Багрим к тебе предстал татарских мурз с гудком. Род Державиных происходил от золотоордынского мурзы Багрима, который поселился на Руси еще при Василии Темном. Гудок — старинный смычковый музыкальный инструмент.
217. Там же, с. 520, с вариантом ст. 2. Печ. по кн.: Г. Р. Державин, Стих., М., 1958, с. 452, датируется по этому изд. И. И. Хемницер, который был давним другом Державина и некогда входил в литературный кружок Н. А. Львова — Державина, здесь предпочтен другим баснописцам. Державин ценил его стихи, по свидетельству С. Т. Аксакова, «за простоту и естественность». Н. Л. Степанов замечает, что Державин здесь поставил Хемницера выше Дмитриева и Крылова еще и потому, что Крылов в ту пору опубликовал только первую кн. басен, а дидактичность басен Хемницера поэты XVIII в. не считали недостатком (см.: И. И. Хемницер, Полн. собр. стих., БП, 1963, с. 39).
218. Державин-БП, с. 371. Указанная в авторском примеч. комедия Аристофана (ок. 446–385 до н. э.) «Облака» (423 до н. э.) подвергалась нападкам философа Сократа (470 или 469–339 до н. э), который упрекал автора в развращении юношества, непочтении религии и др. предосудительных намерениях.
219. Там же, с. 373. Разработка одного из многочисленных анекдотов о жене Сократа (см. примеч. 218) Ксантиппе, которая, по преданию, отличалась необыкновенной сварливостью.
220. Там же, с. 373. По предположению Г, А. Гуковского, адресат эп-мы — Иван Павлович Кутайсов (1759–1834), в молодости брадобрей наследника престола, а затем фаворит Павла I, угодничеством и интригами достигший почетного положения при дворе, богатства и графского титула.
221. Державин-Соч., т. 3, с. 515. Анекдотом о разговоре с Вольтером французского поэта Алекси Пирона (1689–1773) воспользовался и немецкий поэт Леопольд Фредерик Гунтер Гёкинг (1748–1828) в эп-ме «Kritik über ein Drama» (сб., «Sinngedichte», Leipzig, 1778). В год выхода указанной кн. Гекинга в СПВ этот сюжет был изложен прозой под рубрикой «Анекдоты театральные» (ч. 1, с. 131). У французов на эту тему существует, анонимная эп-ма «Certain Pradon, bâtard de Melpomène…». Cp. также № 756.
222–223. Там же, с. 519 и 329.
В. В. КАПНИСТ (1758–1823)Василий Васильевич Капнист — автор знаменитой комедии «Ябеда» (1798). Эпиграмматичен целый ряд его афоризмов в циклах «Встречные мысли» и «Случайные мысли. Из опыта жизни». По количеству автоэпиграмм Капнист превосходит всех других мастеров русской сатирической миниатюры. Подробно о поэте см.: Г. В. Ермакова-Битнер, В. В. Капнист. — В кн.: Капнист-БП, с. 5–46.
224. СПВ, 1780, № 10, с. 290, под загл. «На богатого умом стихотворца». Печ. по кн.: В. К<апнист>, Соч., СПб., 1796, с. 164, Написано в связи с полемикой на страницах СПВ, в ходе которой обсуждался вопрос: предосудительно или нет подражать литературным образцам (подробнее см. в кн.: Капнист-БП, с. 565).
225. В. К<апнист>, Соч., СПб., 1796, с. 163. По-видимому, написана в начале 1780-х гг., после публикации капнистовской «Сатиры I», бичевавшей бездарность и глупость современных поэту посредственных стихотворцев и вызвавшей нападки на ее автора.
226. СЛРС, 1784, ч. 12, с. 22, без подписи и загл. Печ. по кн.: В. К<апнист>, Соч., СПб., 1796, с. 164. Адресат эп-мы — Д. П. Горчаков (см. спр. п. примеч. 327), задевший Капниста в своей сатире «Святки». Подробнее об этом см. в кн.: Капнист-БП, с. 565–566.
227–230. 1 — В. К<апнист>, Соч., СПб., 1796, с. 163. Имеются сведения о постановке пьесы «Сганарев» (вольный перевод комедии Мольера «Сганарель, или Мнимый рогоносец») только в 1806 г., но, судя по дате публикации эп-мы, премьера, должно быть, состоялась раньше в каком-то домашнем театре. 2 — там же, с. 176. Этой авто-эпиграммой заканчиваются Соч., 1796. 3, 4 — СО, 1814, № 40, с. 69 и 70. Др. автоэпиграммы см.: № 238 и в кн.: Капнист-БП, с. 250. Премьера трагедии Капниста «Антигона» состоялась 21 сентября 1814 г. Креон (или Креонт) (греч. миф.) — фиванский царь, погубивший Антигону за то, что она, ослушавшись его приказа, похоронила своего брата Полиника, павшего в борьбе за престол под стенами Фив. Нас Озеров пленил. Имеется в виду трагедия Владислава Александровича Озерова (1769–1816) «Эдип в Афинах» (1804). Известен отзыв одного из недоброжелателей поэта (СО, 1814, № 41, с. 113, подпись: Н. Н.), связанный с автоэпиграммами «На Антигону»:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."
Книги похожие на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."
Отзывы читателей о книге "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.", комментарии и мнения людей о произведении.