Клэй Блэйр - Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I"
Описание и краткое содержание "Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I" читать бесплатно онлайн.
÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷
Перед вами уникальное энциклопедическое исследование действий подводного флота нацистской Германии во Второй мировой войне. Его автор — американский журналист, специалист по военно-морской истории, бывший подводник, служивший во время войны на Тихом океане.
Книга «Охотники», охватывающая период с 1939 по 1942 г., рассказывает об удачно проведённых операциях немецких подводных лодок против английского и американского флотов. Именно эти победы чуть не привели Британию к экономической и военной катастрофе.
К. Блэйр, собрав огромное количество фактического материала, даёт описание немецкой подводной кампании буквально по часам с первых дней войны.
Предназначается для широкого круга читателей, как специалистов, так и любителей военной истории.
÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷
Борьбу с торговым флотом противника вели не только немецкие подводные лодки, но и надводные корабли. 27 октября 1940 года из Готенхафена вышел в море «карманный» линкор «Адмирал Шеер». Используя слабую видимость и бурное состояние моря, корабль миновал Датский пролив незаметно для англичан. 5 ноября бортовой самолёт линкора обнаружил у меридиана 32° западной долготы, к югу от Гренландии, английский конвой «НХ-32», состоявший из 38 судов. Линкор пошёл на сближение с обнаруженными судами и в коротком бою потопил флагманское судно конвоя — вспомогательный крейсер «Джервис Бэй» водоизмещением 14.000 т. Среднекалиберная артиллерия немецкого рейдера быстро расправилась с ещё несколькими судами. Полностью уничтожить конвой немцам не удалось в связи с наступлением ночи. По имеющимся данным, в этом бою немецким линкором было потоплено пять судов общим тоннажем 47.300 т. Кроме того, два грузовых судна из состава конвоя получили тяжёлые повреждения.
На перехват немецкого рейдера в море вышли английские корабли. Одни заняли позиции в Датском проливе, другие рассредоточились в линию южнее Исландии, третьи перекрыли подступы к французским атлантическим портам. Однако «Адмирал Шеер» ушёл на юг. Не имея об этом никаких сведений, англичане отменили три очередных конвоя из Галифакса и только 17 ноября вернулись к обычному расписанию. Пауза не пошла англичанам на пользу. Как отметил один из английских морских историков, «потери торгового тоннажа, вызванные отменой трёх конвоев из Галифакса, превысили ущерб, нанесённый английскому импорту немецким рейдером».
Перерыв в проводке конвоев из Галифакса не пошёл на пользу и немецким подводникам. В период с 5 по 17 ноября океанские подводные лодки не поразили ни одной цели. Сумела отличиться только одна лодка «каноэ» U137 под командованием Герберта Вольфарта, потопившая у западных берегов Шотландии четыре судна общим тоннажем 13.300 т из состава конвоя, следовавшего из Гибралтара[167]. Наконец добились успеха и итальянцы. Лодка «Маркони» пустила на дно сухогруз «Вингаленд» тоннажем 2700 т, ранее повреждённый «карманным» линкором «Адмирал Шеер», а лодка «Баракка» потопила английское грузовое судно тоннажем 4900 т.
В то же время в районе банки Рокол патрулировала немецкая подводная лодка U47 под командованием Гюнтера Прина. «Бык Скапа-Флоу» пребывал в величайшем недоумении: за двенадцать дней патрулирования он не обнаружил ни одной цели. Лишь однажды он остановил в море небольшое португальское судно, однако после досмотра разрешил капитану следовать своим курсом. Куда делись английские конвои? Поразмышляв, Прин и первый вахтенный офицер Амелунг фон Варендорф заключили, что англичане сместили маршруты всех прибывающих и уходящих конвоев в сторону от банки Рокол. Только куда, к северу или к югу? Оставалось ждать связи с берегом. Как оказалось, недолго.
18 ноября возвращавшаяся в Германию подводная лодка «каноэ» U137 обнаружила в Северном проливе конвой «ОВ-244». Командир лодки Герберт Вольфарт нарушил радиомолчание и передал Дёницу координаты обнаруженной цели. Адмирал связался с пятью подводными лодками, вышедшими на патрулирование из Лорьяна. Получил шифровку и Гюнтер Прин. Однако ему снова не повезло. Обнаружив конвой «ОВ-244», он не потопил ни одного судна. Подвели торпеды: одна не взорвалась, три прошли мимо цели, а одна и вовсе пошла зигзагом. Более удачно действовал Виктор Шюце, командир подводной лодки U103. Он потопил из состава конвоя два грузовых судна общим тоннажем 10.900 т.
22 ноября в район боевых действий пришла подводная лодка U123 под командованием Карла-Хайнца Моле. Командир лодки неотступно следовал за конвоем в течение тридцати часов и за это время потопил шесть судов общим тоннажем 28.000 т. Возможно, ему удалось бы добиться и большего, однако, выходя в очередной раз на позицию, удобную для атаки, подводная лодка на перископной глубине столкнулась с «неопознанным подводным объектом». Столкновение привело к повреждению боевой рубки и перископов, и Моле вернулся на базу подводных лодок в Лорьян.
Две другие немецкие подводные лодки — U100 и U93 — пришли в район боевых действий слишком поздно: конвой «ОВ-244» вышел из Северного пролива и исчез в море. Зато Йоахим Шепке, командир лодки U100, обнаружил в проливе другую цель — конвой «SC-П». После боя с конвоем Шепке доложил Дёницу, что потопил семь судов общим тоннажем 41.400 т. Командир лодки U100 был прав лишь в одном: он действительно пустил на дно семь судов, однако, как показали исследования, потопленный им тоннаж в бою с конвоем «SC-П» составил только 24.601 т.
Шепке славился преувеличением своих достижений. Недаром немецкие подводники называли всякую неправдоподобно большую величину пущенного на дно тоннажа «тоннажем Шепке». Тем не менее нельзя было отрицать, что с начала ведения боевых действий Йоахим Шепке, последовательно командуя подводными лодками U3, U19 и U100, потопил 34 неприятельских судна, и Дёниц без колебаний представил его к награждению Дубовыми листьями.
Тем временем у побережья западной Африки, в районе Фритауна, патрулировала немецкая подводная лодка IXB серии U65 под командованием Ганса-Геррита фон Штокхаузена. Перед командиром лодки стояла непростая задача: только своими силами воспрепятствовать движению торговых судов, перевозивших военные грузы и продовольствие для английской армии, воевавшей в Египте[168].
Дёниц послал фон Штокхаузена к берегам Африки по требованию морского штаба, хотя и понимал, что одиночная подводная лодка хотя бы в силу слабых разведывательных возможностей не в состоянии выполнить поставленной перед ней задачи. Опасения Дёница подтвердились. 11 ноября фон Штокхаузен доложил адмиралу, что за двадцать восемь дней патрулирования не потопил ни одного судна, присовокупив, что сумел дозаправиться топливом с военного танкера «Нордмарк».
В то же время высшее военно-морское командование принудило Дёница послать к берегам Западной Африки ещё одну подводную лодку. 28 ноября в море вышла лодка U37 под командованием Николауса Клаузена, которой предстояло пополнить запасы горючего на Канарских островах, где стоял немецкий танкер-заправщик.
А через некоторое время Дёниц получил наконец приятное донесение: фон Штокхаузен потопил у берегов Западной Африки четыре неприятельских судна общим тоннажем 21.000 т, включая два танкера — норвежский «Хавбер» в 7600 т и английский «Конгониэн» в 5000 т. Посчитав, что положение изменилось к лучшему, Дёниц приказал командиру подводной лодки U65 ещё раз дозаправиться топливом с военного танкера «Нордмарк» и продолжить патрулирование. Однако успех больше не сопутствовал фон Штокхаузену: англичане активизировали воздушное патрулирование.
Тем временем в Северной Атлантике успехи немецких подводников больше не заставили себя ждать, хотя не обошлось без потерь. После того как командир подводной лодки IXB серии U104 Харальд Юрст доложил Дёницу о результатах своего первого боя, он больше не вышел на связь и не вернулся на базу[169]. Вернуться на базу, не поразив ни одной цели, пришлось Клаусу Корту, подводная лодка которого (U93) начала испытывать острый недостаток горючего.
Остальные немецкие подводные лодки действовали успешно. Во второй половине ноября командир подводной лодки U103 Виктор Шюце потопил три грузовых судна общим тоннажем 13.000 т, командир подводной лодки U95 Герд Шрайдер пустил на дно одно судно и ещё одному нанёс сильное повреждение, а командир «каноэ» U140 Ганс-Петер Хинш потопил три судна общим тоннажем 13.200 т. Ещё одну цель поразил командир подводной лодки VIIB серии U101 Эрнст Менгерзен.
А 1 декабря Менгерзену и вовсе было суждено отличиться. Он обнаружил в море большой конвой «НХ-90». Дёниц приказал Менгерзену следовать за конвоем и ждать подкрепления. Лодка U101 последовала за обнаруженными судами, посылая условные сигналы другим немецким подводным лодкам. Однако вскоре Менгерзену изменило терпение, и он ринулся в бой. Несмотря на то что Менгерзен действовал в одиночку, удача сопутствовала ему. Согласно его донесению, он потопил в этом бою четыре неприятельских судна общим тоннажем 33.000 т (включая английский танкер «Аппалачи» в 8800 т) и ещё двум судам нанёс повреждения.
Утром 2 декабря в район боевых действий пришла подводная лодка U47 под командованием Гюнтера Прина. Прину удалось потопить бельгийское грузовое судно «Виль д’Арлон» тоннажем 7555 т и нанести повреждение английскому танкеру «Конч» в 8400 т.
Вслед за лодкой U47 в бой вступили немецкие подводные лодки U99, U95 и U52. На конвой обрушивался удар за ударом. Наиболее крупную цель удалось поразить Отто Кречмеру, командиру подводной лодки U99. Он потопил английский вспомогательный крейсер «Форфар» водоизмещением 16.400 т. Отто Зальман, командир лодки U52, пустил на дно два грузовых судна общим тоннажем 7000 т и нанёс повреждение сухогрузу. Герд Шрайбер, командир подводной лодки VIIC серии U95, торпедировал танкер «Конч», не добитый Прином. Однако судно и на этот раз не пошло ко дну, а окончательно расправиться с танкером Шрайберу не хватило времени: к месту боя подошли два эсминца — канадский «Сен-Лоран» и английский «Вискаунт».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I"
Книги похожие на "Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Клэй Блэйр - Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I"
Отзывы читателей о книге "Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I", комментарии и мнения людей о произведении.