» » » » Ярослав Михайлов - Человек в мире


Авторские права

Ярослав Михайлов - Человек в мире

Здесь можно купить и скачать "Ярослав Михайлов - Человек в мире" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Знак»5c23fe66-8135-102c-b982-edc40df1930e, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ярослав Михайлов - Человек в мире
Рейтинг:
Название:
Человек в мире
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9551-0370-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Человек в мире"

Описание и краткое содержание "Человек в мире" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена проблемам психологической, философской и христианской религиозной антропологии. Представлена авторская концепция всемирного бытия и человека в нем, в контексте которой рассмотрены некоторые важные аспекты социальной и индивидуально-личностной жизни людей. Отдельные идеи заимствованы, иные – сугубо авторские, но все они интегрированы в единую мировоззренческую систему, опирающуюся на христианское вероучение. Прикладная сторона произведения – это ясно выраженная, целесообразная с точки зрения предложенной концепции стратегия жизни человека.

Книга не имеет аналогов. Она адресована людям думающим, тем, кто ищет смысл жизни и не приемлет бесцельного существования, кто стремится «познать самого себя» и понять окружающий мир. Книга может быть также интересна лицам, занимающимся вопросами антропологии, психологии, социологии, философии и религиоведения.






Люди, не верящие в послесмертное существование, не верят и в муки, но наивность не освобождает от ответственности.

Христос назвал ад – геенной огненной, как образ смрадного, отвратительного, поганого места. Христианство не стало распространяться по поводу подробностей планов бытия, ибо есть только один план, истинно благодатный для человека, – Царство Божие. Хозяин его – Христос. У Него ключи от Царства Сего, и к Нему надлежит обращаться за пропуском. Он же дал нам надежду и уверенность, заявив: «Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф., 7.7–8).

Послесловие

Вторая часть нашей книги подошла к концу. А начиналась она, напомним, с рассмотрения главных онтологических концепций, одна из которых, выражая философию солипсизма, не содержит позитивного знания, другая рассматривает мироздание состоящим из невещественного Абсолюта, материального мира и представлений. Сам Абсолют трактуется по-разному. В одних системах представлений Он безличен, в других Он – Личность. Первое характерно для восточных монотеистических религий (индуизм, буддизм, даосизм и др.) и для оккультной метафизики. Второе – отличительная черта таких религий, как иудаизм, христианство, ислам. Данное обстоятельство делает указанные группы религий принципиально разными, несовместимыми в своей сути, что, однако, не мешает им иметь отдельные внешне схожие черты, положения, заповеди. Такая внешняя похожесть не должна вводить в заблуждение: у них разная основа, несовпадающие цели, иные практики, диаметрально противоположные результаты.

Во всех религиозно-философских системах, кроме атеистических, Абсолют выступает источником мира и представлений. Если Он понимается как безличное нематериальное бытие, то непостижим в принципе и может описываться только в категориях отрицания (не то, не это, не такое, не сякое и т. д.). Абсолют – Личность, хотя и не постижим в сути, но доступен в проявлениях и, следовательно, познаваем; с Ним возможно общение.

Христианское вероучение – единственная из онтологических систем, которая утверждает Абсолют трехипостасной Божественной Личностью, то есть, согласно христианству, единый Бог-Абсолют являет собой три равнозначные сущности, каждая из которых может проявляться самостоятельно. Полнота мироздания, согласно христианству, заключает в себе, помимо Абсолюта, сотворенный Им (тварный) видимый и невидимый мир, а также представления живых существ как часть тварного мира.

В связи с проблемой структуры мироздания обратимся еще раз к вопросу об энергиях. В 2.4.4 мы говорили, что современная светская наука отождествила понятия энергии и материи и данная точка зрения господствует в мире. Однако христианское православное богословие подразделяет энергии на тварные и нетварные, то есть на имеющие материальную и нематериальную природу. Учение о нетварных энергиях восходит к Святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалонитскому (XIV век). Григорий Палама доказывал нетварность Фаворского Света, но утверждал, что этот Свет не есть существо Божие (см. [2], омилии 34 и 35).

Возникает вопрос о соотношении взглядов на энергию со стороны светской науки и православного богословия. Если исходить из воззрения Григория Паламы, то Фаворский Свет, будучи нетварным, существовал всегда в качестве атрибута Бога, но не как Его Сущность. Сказанное можно отнести к любой Божественной энергии, которая не материальна по определению. Следовательно, Божественная энергия не является энергией в том смысле, как ее понимает современная светская наука. Как же толковать Божественную энергию? Она – творческая Божия сила, направляемая Божией волей, способная вызывать у человека ощущение особого (Фаворского) Света и, быть может, иные ощущения, нам неведомые.

Человеку, воспитанному на идеях современной светской науки, трудно принять внутренне противоречивое словосочетание «нетварная энергия». В этой связи, с целью исключения недоразумений семантического свойства и во избежание появления ложных представлений, автор не пользуется понятием нетварной энергии. В нашей трактовке все энергии материальны, но Бог – Дух Святой, Иже везде сый и вся исполняй,[5] – управляет энергиями, подчиняя их Своей воле. Таким образом, снимается противоречие между научным пониманием слова «энергия» как тварной субстанции и нематериальной творческой Божией силой.

Энергия – не единственное понятие, дефиниция которого требует особого внимания, когда речь идет о мировоззренческих проблемах. Не в меньшей степени это относится также к понятиям пространства и времени. От того, как человек понимает пространство и время, зависит его взгляд на духовность, и наоборот, – осмысление духовности в качестве субстанции частично нетварной заставляет пересмотреть концепцию пространства и времени. Таким образом, трактовка пространства и времени связана с глубинными пластами миропонимания.

В отношении пространства и времени имеется несколько концептуальных подходов. Широко распространена точка зрения, внедренная в сознание людей через систему светского образования. В книге [11], с. 127, данная концепция сформулирована так: «…пространство и время объективны и реальны, т. е. существуют независимо от сознания людей и познания ими этой объективной реальности». Они «являются также универсальными, всеобщими формами бытия материи».

Мы не разделяем такую точку зрения. Наша позиция иная: объективны не пространство и время, а объекты и процессы, которые человек отражает пространственными и временными характеристиками, представляющими собой не формы бытия объектов, а формы их восприятия человеком, так что сами эти характеристики (пространство и время) всецело зависят от способа и условий их восприятия, а потому относительны и субъективны. Однако, исходя из соображений прикладного свойства, мы в практической деятельности вправе считать их условно объективными.

Сказанное в полной мере относится и к другим характеристикам – цвету, вкусу, запаху и т. д. Они родились как следствие способа человеческого (и не только) мировосприятия в связи с наличием определенных органов чувств. Если бы человек не обладал зрением, понятие цвета не возникло бы никогда. Как же можно утверждать, что цвет объективен? Объективно наличие разнокачественного электромагнитного излучения; остальное – наши представления. Так же обстоит дело со временем и пространством.

Есть еще взгляд на время, восходящей к теории советского ученого Н. А. Козырева. Н. А. Козырев считал, что время может превращаться в энергию, стало быть, оно материально, что оно способно отражаться подобно световым лучам, имеет плотность и воздействует на вещество.

Нам представляется, что Н. А. Козырев пришел к выводу о существовании некой материальной субстанции, без участия которой не осуществляется ни один процесс в мире. Быть может, это действительно крупное научное открытие, но, к сожалению, Н. А. Козырев ошибочно отождествил указанную субстанцию со временем, к которому она имеет лишь косвенное отношение.

Другой аспект спекуляций, относящийся к проблеме времени и пространства, – утверждение возможности путешествий во времени, скачкообразного перехода из настоящего в прошлое или будущее и обратно. Пока подобные идеи принадлежали писателям-фантастам, к ним можно было относиться снисходительно. Однако сегодня их пропагандируют люди, называющие себя учеными, и приводят факты, которые, как им кажется, свидетельствуют, будто так оно и есть (см., например, «Феномены времени» в книге [45], с. 109–115). То, о чем пишут авторы данной книги, в действительности не феномены времени, а явления, некоторые из которых представляют собой массовидные галлюцинации, другие – реальные события, протекающие столь медленно, что создается впечатление, будто они пришли к нам из прошлого.

Когда мы произносим слова «прошлое» или «будущее», то обычно из контекста речи ясно, о каком времени идет речь: ближайшем, среднесрочном или отдаленном. Ближайшие прошлое и будущее незначительно отличаются от настоящего, и мы называем их современностью. Мгновение, как остановленное время, как кинокадр, фиксирует полную совокупность состояний объектов и процессов мира. Подобная совокупность, рассматриваемая для определенного исторического периода, называется историческим временем. Историческое время – период, характеризующийся устойчивыми существенными качествами природы или общества. Иное историческое время наступает тогда и только тогда, когда принципиальные изменения приводят к появлению новых сущностных качеств. Изменения, не ведущие к качественным сдвигам, не меняют историческое время, оставляя людей в современности.

Следовательно, скачкообразный переход в историческое прошлое или историческое будущее требует мгновенного преобразования всей совокупности объектов и процессов в существенно новое качественное состояние. Изменения одного отдельно взятого объекта, какими бы они ни были, не меняют историческое время, и, таким образом, прыжки в историческое прошлое или историческое будущее принципиально невозможны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Человек в мире"

Книги похожие на "Человек в мире" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ярослав Михайлов

Ярослав Михайлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ярослав Михайлов - Человек в мире"

Отзывы читателей о книге "Человек в мире", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.