» » » » Ярослав Михайлов - Человек в мире


Авторские права

Ярослав Михайлов - Человек в мире

Здесь можно купить и скачать "Ярослав Михайлов - Человек в мире" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Знак»5c23fe66-8135-102c-b982-edc40df1930e, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ярослав Михайлов - Человек в мире
Рейтинг:
Название:
Человек в мире
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9551-0370-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Человек в мире"

Описание и краткое содержание "Человек в мире" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена проблемам психологической, философской и христианской религиозной антропологии. Представлена авторская концепция всемирного бытия и человека в нем, в контексте которой рассмотрены некоторые важные аспекты социальной и индивидуально-личностной жизни людей. Отдельные идеи заимствованы, иные – сугубо авторские, но все они интегрированы в единую мировоззренческую систему, опирающуюся на христианское вероучение. Прикладная сторона произведения – это ясно выраженная, целесообразная с точки зрения предложенной концепции стратегия жизни человека.

Книга не имеет аналогов. Она адресована людям думающим, тем, кто ищет смысл жизни и не приемлет бесцельного существования, кто стремится «познать самого себя» и понять окружающий мир. Книга может быть также интересна лицам, занимающимся вопросами антропологии, психологии, социологии, философии и религиоведения.






3.1.2. Христианское богословие и массовидные представления

Современный этап развития мировой христианской богословской мысли характеризуется уходом от примитивизма, дальнейшим переосмыслением старых религиозных понятий, вложением в них нового глубокого смысла, полностью согласующегося со Священным писанием и учением Святых отцов церкви. Обновленные идеи вполне удовлетворяют критериям научности.

В то же время сегодня основная масса людей в вопросах веры и религии придерживается представлений средневековья, а то и ветхозаветных дохристианских взглядов. Имеет место катастрофический разрыв между глубиной современного христианского вероучения и обывательскими представлениями о нем основной массы людей. Кто-то считает христианство примитивной религией малограмотных старушек, другие пытаются понять его, но не могут, поскольку образы и представления популярного христианства старомодны, не всегда правильны, зачастую выглядят наивными и слишком далеки от воззрений, усвоенных современным образованным человеком. Серьезная, подлинно научная христианская богословская литература дефицитна, трудна для понимания и является достоянием узкого круга подготовленных и интересующихся читателей. Массовый церковный ширпотреб, заполнивший прилавки, не удовлетворяет современного интеллектуально развитого читателя. Наша книга – попытка восполнить этот пробел.

3.1.3. Как ощутить Бога?

Есть мнение, что Бог – умозрительное понятие, сконструированное человеческим разумом без достаточных реальных оснований, будто бы существует не Бог, а идея Бога, с которой можно соглашаться или не соглашаться, верить в нее или не верить. В результате одни требуют доказательств существования Бога, а другие пытаются их предоставить. Однако слепому от рождения невозможно доказать наличие света и красок мира, но если прозреет он, доказательства становятся излишними. В отношении Бога также потребны не доказательства, но духовное прозрение, потому что Бог – реально живое ощущение, возникшее в итоге совокупного практического духовного опыта человечества, пережитое и осмысленное прошлыми поколениями, ныне же – переживаемое и осмысливаемое каждым человеком, имеющим достаточную пневматическую ориентацию.

Как ощутить Бога?

Свет воспринимается глазами, звук – ушами, вкус – языком, а Бог воспринимается особым сердечно-духовным чувствованием, и, по выражению Святых отцов церкви, сердце человеческое есть «приемная Господа Бога», в которой Он встречает человека.

Засоренные глаза не видят света, грязные уши не слышат звука, нечистое сердце не чувствует Бога. Поэтому, не случайно, Иисус Христос говорит «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф., 5.8).

Чем же загрязнено сердце? Оно – гнездилище пристрастий, чувств, эмоций, накрепко привязывающих человека к физическому плану бытия, закрывающих ему восприятие высших духовных сфер. Здесь уместна такая аналогия: когда кругом шум и грохот, тихие звуки не различаются. Человек, «оглушенный» страстями, не ощущает Бога и не стремится к Нему, вполне удовлетворяясь теми «ценностями», к которым влечет его сердце. Христос выражает это единой фразой: «…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф., 6.21).

3.1.4. Духовные бомжи

Современный образованный человек склонен к умственному постижению мира, ибо способность глубоко чувствовать у него ослаблена, а мышление относительно развито. Бог дает свидетельства своего бытия, главным из которых является тварный мир, удивительное совершенство которого не оставляет сомнений в наличии Творца, ибо только безумец может утверждать случайность подобного совершенства. В этой связи те, кто не хочет произносить слово «Бог», говорят о наличии мирового разума, как бы параллельного человеческому. Они забывают, однако, что разум – не более чем качество, всегда принадлежащее некому субъекту. Невозможно ведь представить цвет, существующий сам по себе, в отрыве от предмета, или вкус, не связанный с пищей или питьем. Также и разум неизбежно кому-то принадлежит, потому что является качеством личности. Мировой разум может принадлежать только Богу.

Таким образом, факт существования Бога логически доступен. Осознавший Бога принял Его умом, и это значит, что Бог у него в голове. Если дальше такового признания дело не идет, то для человека по существу ничего не меняется, ибо он считает, что Бог сам по себе, а я сам по себе, у меня свои проблемы и в Боге я не нуждаюсь.

Человек может быть сколь угодно умным, он будет соглашаться с тем, что Бог есть, но не усмотрит связи между собой и Богом. Никакие доводы в необходимости общения с Ним и жизни в Нем не оказывают влияния. Не убеждает даже «очевидность». Кредо такого человека: «Мне это не нужно». Я называю это позицией духовного бомжа. Представьте себе, что вы идете по улице и видите бомжа, грязного и вонючего, ковыряющегося в мусоре в поисках чего-то. Вы говорите ему: «Брось все это, а я дам тебе работу, жилье, хорошую одежду, и ты будешь жить как нормальный человек». Но он отвечает: «Мне это не нужно, я вполне доволен своей жизнью», – и продолжает копаться в мусоре.

Возразить тут нечего, потому что «Jedem das seine».[6]

Аналогично обстоит дело с Богом. Духовные бомжи не видят необходимости в Нем, и это никак не связано с разумом, потому что Бог приходит к человеку через сердце, а не через ум. Подобно тому как родятся иногда люди глухие, или слепые, или не чувствующие запахов, также есть такие, которым не дано чувствовать Бога. Это заложено генетически. Перефразируя известные евангельские слова Иисуса Христа, можно сказать, что «чувствовать Бога не от нас зависит, а кому уготовано».

Разумеется, такие люди ущербны. Здесь налицо явление духовного уродства, и таковых людей очень жаль, и они глубоко несчастны, хотя сами этого, как правило, не понимают. Мы не в силах ответить на вопрос, почему Бог допускает такую ущербность, но твердо уверены в том, что изменить человека, открыть ему Себя Бог может, и наша обязанность просить Его об этом.

3.1.5. Един ли Бог?

В отношении Бога встречается такое лукавое утверждение: говорят, коль скоро Бог один, то совершенно неважно, как Его называть, потому что это в любом случае тот же самый Бог. Следовательно, делают вывод эти люди, не имеет значения, кому молиться: Аллаху ли, Иисусу Христу, Иегове, или какому либо еще – все равно, мол, одному и тому же Богу.

На самом деле такое утверждение лживое, ибо опирается на подмену понятий. Если бы речь шла только о наименовании Бога, то и тогда вопрос был бы спорным. В самом деле, как вы отреагируете, если вас позовут чужим именем. Наверняка вы посчитаете, что обращаются не к вам.

В данном случае дело не только и не столько в названии, сколько в сущности Бога, в Его качествах. Если Вам скажут, что есть нечто бурое, лохматое, рогатое и другое светлое, гладкое, крылатое, и попытаются убедить Вас, что они суть одно и то же, вряд ли Вы согласитесь и будете правы. Также и с Богом: почему я должен считать, что Аллах и Христос – один Бог? Аллах не воплощался, не был распинаем и не воскресал. Значит, он и Христос – разные Боги. Ислам вообще не признает Христа Богом. Согласно Корану, Христос, именуемый там Иса, один их посланников Бога (см. Коран, – [12], Суры 3,4,5).

Поэтому утверждение о том, что Бог един, не отменяет того, что у каждого свой Бог, которому данный человек поклоняется и служит. Если же кто не признает Бога, тогда служит самому себе и сам ставит себя на Его место.

3.1.6. Концепции Бога на Западе и Востоке

В рамках монотеизма существуют две концепции Бога.

1. Бог – личность (индивидуальность), и с Ним возможно общение (Иудаизм, Христианство, Ислам и др. религии).

2. Бог безличен, и Он – среднего рода (Индуизм, Буддизм и др. религии).

В пределах каждой монотеистической концепции понятие Бога уточняется, углубляется, конкретизируется. Бог наделяется определенными атрибутами, зачастую антропоморфными или твареморфными. Безличный Бог характеризуется обычно на апофатической основе, то есть его описывают только в отрицаниях (не то, не это и не что иное).

Особенно контрастна сравнительная характеристика Бога в христианстве и таких восточных религиях, как индуизм и, отчасти, буддизм, которую мы представляем здесь в форме таблицы.

Таблица 3.1.1



Окончание табл. 3.1.1


3.1.7. Смысл христианской Троицы

Согласно христианскому вероучению, единый Бог существует одновременно в трех лицах: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Божественная Троица является единосущной, то есть представляет собой одно существо, а не три. Троичность Бога выражает лишь различность Его проявлений для человека. Поэтому Троица характеризуется как нераздельная, чтобы исключить любые попытки трактовать Её ипостаси в качестве суверенных божеств. Троица именуется также живоначальной, поскольку от Нее начинается (исходит) и ею сохраняется всякая жизнь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Человек в мире"

Книги похожие на "Человек в мире" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ярослав Михайлов

Ярослав Михайлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ярослав Михайлов - Человек в мире"

Отзывы читателей о книге "Человек в мире", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.