» » » Владимир Виненко - Общие основы педагогики


Авторские права

Владимир Виненко - Общие основы педагогики

Здесь можно купить и скачать "Владимир Виненко - Общие основы педагогики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Виненко - Общие основы педагогики
Рейтинг:
Название:
Общие основы педагогики
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-91131-708-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общие основы педагогики"

Описание и краткое содержание "Общие основы педагогики" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматривается педагогика в системе наук о человеке, анализируются центральные педагогические категории: образование, воспитание, обучение, социализация, педагогическое взаимодействие и педагогический конфликт, педагогическая система и процесс обучения. Большое внимание уделяется раскрытию структурных связей между компонентами педагогического процесса: целями и содержанием образования, методами, средствами и организационными формами процесса обучения. Образование рассматривается как личностная ценность и как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах общества и государства. В рамках анализа методологии педагогики раскрываются структура методологической культуры педагога, исходные основания выбора логики педагогического исследования, исследовательских подходов и методов исследований. Содержание учебного пособия находится в полном соответствии с требованиями современных нормативных документов федерального уровня.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031000.00 «Педагогика и психология», преподавателей и аспирантов.






3) системы (обобщение);

4) метода (применение).

Здесь в скобках курсивом указаны современные трактовки структурных элементов процесса обучения. Педагогическая деятельность в представлении И. Ф. Гербарта также включает четыре компонента: «Преподавание вообще должно: показывать, связывать, поучать, философски обосновывать».[60]

Разработанная И.Ф. Гербартом дидактическая система способствовала упорядочению учебного процесса в школе. Она позволяла четко организовать, систематизировать и рационализировать деятельность учителя на основе научных данных психологии и этики. Критики системы Гербарта указывали на то, что в ней упор делается на вербальные методы обучения, на передачу ученику готовых знаний без вовлечения его в активную умственную деятельность. Отмечали, что система авторитарна, подавляет самостоятельность учащихся, оторвана от потребностей и интересов ребенка. Однако многочисленным последователям И.Ф. Гербарта все это не мешало постоянно развивать и совершенствовать его систему, приспосабливая ее к меняющимся общественным условиям. Может быть поэтому школа, построенная на дидактической системе Гербар-та, давно не отвечая современным педагогическим требованиям, в основных чертах уже второе столетие достаточно успешно функционирует в большинстве стран Запада.

Дидактика Дьюи создавалась в противовес авторитарной дидактике Гербарта и его последователей. Американский философ, психолог и педагог, основатель прагматической философской школы, основатель педагогики прагматизма, автор теории дидактического утилитаризма, автор свыше 3 тыс. научных работ Джон Дьюи (1859–1952) отмечал, что традиционная школа основную задачу видит в передаче ученикам готовых знаний, а развитие мышления для нее является сопутствующим, идущим самим по себе, второстепенным. Она не учитывает интересы и потребности детей, а поэтому чужда им.

Ключевое понятие философии Дьюи, объединяющее человека и мир в неразрывное единство, – «опыт», поэтому предложенное им направление мысли (одновременно в общей философии и философии образования) часто именуют экспе-риментализмом.[61] Слово это в английском языке родственно не только слову experiment – специально поставленный научный опыт, но и experience – опыт переживания и проживания проблемных ситуаций, творческий акт жизни. А человеческая жизнедеятельность всегда социальна: личностные смыслы, мышление, вся психическая жизнь человека возникают вследствие взаимодействия людей друг с другом, в ходе которого один человек вынужден вставать на точку зрения другого при формировании своего собственного поведения. Так рождается единое человеческое содержание, обеспечивающее общность смыслов, вносимых людьми в общение; таким путем возникают сознание и самосознание отдельного человека.

Рассматривая образование как процесс формирования фундаментальных установок – интеллектуальных и эмоциональных – по отношению к природе и к другим людям, Дж. Дьюи считал, что в рамках общей философии философию образования можно определить как общую теорию образования. В одной из своих работ «Демократия и образование» (1916) в главе «Природа философии» он пишет: «Школьное образование становится рутинным и чисто эмпирическим, если цели и методы не оживляются широким и компетентным обзором его места в современной жизни, а уж предоставить последний – дело философии».[62] Философия в педагогике создает методы использования людских ресурсов в соответствии с серьезными, продуманными концепциями жизни. «Образование – лаборатория, в которой конкретизируются и проверяются философские суждения», – считал Дж. Дьюи. Отсюда один шаг до утверждения о том, что перестройка философии, образования, а также социальных идеалов и процедур идут рука об руку. Удивительно современно звучат его слова о том, что «если в настоящее время особенно велика потребность в перестройке образования, если эта потребность заставляет срочно пересмотреть основные идеи традиционных философских систем, то это происходит в первую очередь из-за глубоких изменений в социальной жизни, сопровождающих прогресс науки, революцию в промышленности и развитие демократии. Мощные социальные сдвиги невозможны без соответствующих реформ в образовании…».[63]

Дидактика Дьюи стала на рубеже XIX и XX вв. базисом новой школы, которая учитывала интересы учащихся, заботилась о развитии их интеллекта, чувств, воли, давала возможность свободной творческой деятельности, поэтому эту дидактическую систему еще называют прогрессивистской, педоцентристской или «обучением путем делания».

В основе дидактической системы Дьюи лежит концепция «полного акта мышления». Согласно этой концепции познание и знания, усвоенные человеком, являются средствами решения различных жизненных проблем и трудностей. Мысль – средство борьбы за существование. Благодаря мышлению человек накапливает и расширяет свой опыт. Само мышление всегда начинается с проблемы, исходным пунктом которой является ощущение трудности, поэтому целью обучения школьников должно быть развитие умственных способностей и разнообразных умений.

Содержание обучения должны составлять разнообразные занятия конструкторского характера, активизирующие мышление и познавательную деятельность учащихся. Процесс обучения должен иметь структуру, близкую по форме к научной, поисковой деятельности, а методы обучения – быть практическими и теоретическими, отражающими самостоятельную поисковую деятельность учеников. В них упор делается на организацию активной деятельности ученика. Роль учителя заключается в наблюдении, помощи в преодолении затруднений и проведении консультаций для учащихся, когда они сами обращаются за помощью.

Критики дидактической системы Дьюи отмечали, что обучение по этой системе приводит к утрате систематичности и последовательности в обучении и содержании учебного материала, который формируется только спонтанными интересами детей. Случайный отбор материала не дает возможности его всесторонней проработки и приводит к большим затратам учебного времени. Снижается руководящая роль учителя в процессе обучения, что ведет к снижению уровня обучения. Тем не менее, несмотря на отмеченные недостатки, у системы Дьюи остается и сейчас немало сторонников, особенно в американской школе. А опыт школы Дьюи и его новаторские подходы и через 100 с лишним лет привлекают внимание исследователей.

Современная дидактическая система основана на демократизации школы и гуманизации учебно-воспитательного процесса. Она начала разрабатываться во второй половине XX в. вместе с поиском путей преодоления проблем и недостатков в дидактике Гербарта и в дидактике Дьюи. Практически одновременно обособляется от общей философии и приобретает институциализированную форму философия образования – исследовательская область образовательного знания на его стыке с философией, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, их цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем.

Особенностями философии образования как исследовательской области являются:[64]

1) выделение образования в автономную сферу гражданского общества;

2) диверсификация и усложнение институций образования;

3) разноречие в трактовке целей и идеалов образования;

4) возникновение новых требований к системе образования, связанных с переходом от индустриального к информационному (постиндустриальному) обществу;

5) превращение образования в предмет особого цикла наук педагогических дисциплин, психологии, антропологии. К формированию новой исследовательской области сразу проявили интерес и философы, и педагоги, и администраторы из управленческих институтов образования. В философском и педагогическом сообществах наметилась тенденция поиска единых или, по крайней мере, общепризнанных идеалов объяснения образовательной действительности, концептуальной базы и методолого-методической программы. Две формы стратегии исследования – философия и педагогика – не только нуждались друг в друге. Они оказались взаимодополнительными, и постепенно начала складываться общая установка и общая стратегия объединения усилий в разработке совместного поля исследований. А.П. Огурцов и В.В. Платонов, анализируя условия становления философии образования, подчеркивают, что отношение философии и педагогики нельзя воспринимать как отношение «высокой теории» и «низкого опыта», как подведение философского фундамента под педагогику: педагогика не была к середине XX в. узко эмпирической, в ней уже существовали свои, весьма развитые с теоретической позиции концепции.[65]

Начиная с середины XX в., термин «философия образования» употребляется в весьма определенном смысле, а именно: в отличие от вообще всякого философствования в области образования им обозначается определенная исследовательская область (семейство исследовательских программ особого типа). Оно предполагает прежде всего прояснение понятий «философия», «образование», «образовательное знание», «образовательная реальность», «образовательная деятельность» и др.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общие основы педагогики"

Книги похожие на "Общие основы педагогики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Виненко

Владимир Виненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Виненко - Общие основы педагогики"

Отзывы читателей о книге "Общие основы педагогики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.