» » » Владимир Виненко - Общие основы педагогики


Авторские права

Владимир Виненко - Общие основы педагогики

Здесь можно купить и скачать "Владимир Виненко - Общие основы педагогики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Виненко - Общие основы педагогики
Рейтинг:
Название:
Общие основы педагогики
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-91131-708-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общие основы педагогики"

Описание и краткое содержание "Общие основы педагогики" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматривается педагогика в системе наук о человеке, анализируются центральные педагогические категории: образование, воспитание, обучение, социализация, педагогическое взаимодействие и педагогический конфликт, педагогическая система и процесс обучения. Большое внимание уделяется раскрытию структурных связей между компонентами педагогического процесса: целями и содержанием образования, методами, средствами и организационными формами процесса обучения. Образование рассматривается как личностная ценность и как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах общества и государства. В рамках анализа методологии педагогики раскрываются структура методологической культуры педагога, исходные основания выбора логики педагогического исследования, исследовательских подходов и методов исследований. Содержание учебного пособия находится в полном соответствии с требованиями современных нормативных документов федерального уровня.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031000.00 «Педагогика и психология», преподавателей и аспирантов.






Серьезным шагом вперед в понимании и организации процесса обучения оказались результаты исследований, проведенных в рамках гуманистической психологии. Предметом изучения в гуманистической психологии выступает целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях: самоактуализации, любви, творчестве, поисках ценностей и смыслов жизни, понимании свободы и ответственности. Гуманитарная психология как научное направление сформировалась в начале 60-х гг. прошлого века в трудах ведущих представителей ее – Абрахама Маслоу (1908–1970), Шарлотты Бюлер (1893–1974), Карла Роджерса (1902–1987). Основные принципы гуманистической психологии сводятся к следующему.[51]

1. Человек всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью.

2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт.

3. Поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как осознает свое бытие, его природа никогда не может быть определена полностью, она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.

4. Человек един и целостен. Эта целостность «я» создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

5. Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребностям или защитам, как во фрейдизме, ни к эпифеноменам (сопутствующим, несущественным явлениям) бихевиоризма.

Важный прикладной аспект гуманистической психологии составляют проблемы «гуманистического воспитания» – формирования человека как уникальной личности. Значительное внимание этим проблемам в своих трудах уделил К. Роджерс, которого не без оснований называют основоположником теории личностно ориентированного образования.

Подводя итог этому краткому обзору, можно сказать, что педагогика органически связана с психологией. Между ними существует несколько узлов связи.[52] Первый из них (главный) определяется наличием некоторых общих граней предметов этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Точнее, предметом целостного психологического исследования является психологическая структура личности, включающая связь сознания, деятельности и субъективно-личностных образований.[53] Педагогика, поставив во главу угла анализ образовательной деятельности в триединстве ее учебно-воспитательной, научно-исследовательской и управленческой составляющих, в конечном счете разрабатывает законы управления развитием личности. Ни одна из перечисленных компонент образовательной деятельности не может не опираться на психологические знания. Второй узел связи – показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Уровень обученности учащихся определяется:

1) изменениями памяти и запасов знаний;

2) оперативными способностями использования знаний в практических целях, владения приемами когнитивной деятельности;

3) скоростью воспроизведения знаний;

4) владением терминологией;

5) наличием навыков переноса знаний в нестандартные ситуации и многими другими показателями. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Таким образом, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик вос-питуемых.

Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах исследований. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и т. д.). Своеобразный мост между двумя научными направлениями выстраивают педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами, психологические исследования других областей образования.

Однако расширительное понимание предмета психологии приводит к попыткам непосредственно выводить педагогические нормы, т. е. принципы, правила, рекомендации, из психологических закономерностей, например из закономерностей усвоения – принципы обучения.[54] При таком подходе остаются неучтенными цели и содержание общего образования, деятельность преподавания, конкретные условия и возможности процесса обучения и другие педагогические факторы. Тесная взаимосвязь педагогики и психологии не должна заслонять тот факт, что речь идет о разных научных дисциплинах, имеющих существенно отличающиеся предметы исследования. Ключ к различению предметов педагогики и психологии, по мнению В.В. Краевского, лежит в правильной расстановке акцентов: психология специально рассматривает человека, становление его психики в контексте деятельности, а педагогика изучает один из видов человеческой деятельности, взятой в ее социопрактическом аспекте.

Отмечая различие подходов психологии и педагогики как наук к описанию объективно существующего внутреннего единства развития ребенка (психологического феномена) и педагогического процесса, С.Л. Рубинштейн писал: «То, что для одной из этих наук является предметом, то для другой выступает как условие».[55] Действительно, если предметом конкретного психологического исследования является развитие психики ребенка, педагогический процесс в этом исследовании выступает как условие этого развития. Предмет педагогики при изучении развития ребенка – это закономерности воспитания и обучения, а психические свойства ребенка на различных ступенях его развития воспринимаются лишь как условия, которые должны быть учтены.

1.6.3. Педагогика и философия

Тесное взаимодействие между различными философскими течениями и образовательным опытом можно обнаружить на всех без исключения этапах формирования человеческой культуры. Однако наиболее явно связи педагогики и философии прослеживаются в дидактике, в частности в построении дидактических систем. Понятие дидактической системы – основное в теории обучения. Оно определяется по системе взаимосвязанных признаков, к которым относят цели образования и обучения, принципы организации обучения, содержание обучения, организационные формы и методы обучения, дидактические средства обучения, методы контроля и оценки результатов обучения, результаты обучения, деятельность преподавания, учебную деятельность.[56]

В истории дидактики выделяют всего три принципиально отличимые дидактические системы: дидактику Гербарта, дидактику Дьюи и современную дидактическую систему.[57] Каждая из этих систем базируется на четко обозначаемом философском фундаменте.

Дидактика Гербарта. В начале XIX в. немецкий философ и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841), стремясь дать педагогической науке целостное теоретическое обоснование, предложил положить в ее основание этику (философское учение о морали как одной из форм общественного сознания), позволяющую определить цели образования, и психологию, указывающую пути и средства их реализации. Напомним, что в течение столетий явления, изучаемые психологией (название «психология» появилось в XVI в.), объединялись общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии.

Постулировав, что педагогика – наука философская, так как она разрабатывает проблемы воспитания и обучения человека, исходя из тех основ, на которые указывает философия, И.Ф. Гербарт при этом высказал убеждение, что педагогика как законченная наука может быть построена только на завершенном фундаменте всех основных наук. В своем программном педагогическом труде «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» он обосновал в качестве цели воспитания формирование нравственно сильной личности. «Предоставлять человека природе, а тем более стремиться вырастить его и воспитать согласно природе, – является нелепостью», – считал И.Ф. Гербарт[58] и утверждал, что, поскольку всеми как высшая цель человека признается нравственность, следовательно, – она является высшей целью воспитания. «Добрая воля, постоянная решимость мыслить себя в качестве индивида, подчиненным всеобщеобязательно-му закону – вот обычная и с полным основанием ближайшая мысль, о которой напоминает нам слово нравственность».[59] Реализуется высшая цель воспитания посредством специально организованного «воспитывающего обучения».

Рассматривая процесс обучения, И.Ф. Гербарт выделил в его структуре четыре ступени:

1) ясности (изложение);

2) ассоциации (понимание);

3) системы (обобщение);

4) метода (применение).

Здесь в скобках курсивом указаны современные трактовки структурных элементов процесса обучения. Педагогическая деятельность в представлении И. Ф. Гербарта также включает четыре компонента: «Преподавание вообще должно: показывать, связывать, поучать, философски обосновывать».[60]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общие основы педагогики"

Книги похожие на "Общие основы педагогики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Виненко

Владимир Виненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Виненко - Общие основы педагогики"

Отзывы читателей о книге "Общие основы педагогики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.