» » » Владимир Виненко - Общие основы педагогики


Авторские права

Владимир Виненко - Общие основы педагогики

Здесь можно купить и скачать "Владимир Виненко - Общие основы педагогики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Виненко - Общие основы педагогики
Рейтинг:
Название:
Общие основы педагогики
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-91131-708-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общие основы педагогики"

Описание и краткое содержание "Общие основы педагогики" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматривается педагогика в системе наук о человеке, анализируются центральные педагогические категории: образование, воспитание, обучение, социализация, педагогическое взаимодействие и педагогический конфликт, педагогическая система и процесс обучения. Большое внимание уделяется раскрытию структурных связей между компонентами педагогического процесса: целями и содержанием образования, методами, средствами и организационными формами процесса обучения. Образование рассматривается как личностная ценность и как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах общества и государства. В рамках анализа методологии педагогики раскрываются структура методологической культуры педагога, исходные основания выбора логики педагогического исследования, исследовательских подходов и методов исследований. Содержание учебного пособия находится в полном соответствии с требованиями современных нормативных документов федерального уровня.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031000.00 «Педагогика и психология», преподавателей и аспирантов.






Среди источников философии образования А.П. Огурцов и В.В. Платонов называют такие, как:

1) общая философия;

2) опыт педагогической практики;

3) борьба общественно-политических сил и мировоззрений;

4) науки в различных их видах – от естественных до гуманитарных.[66]

К философии образования можно относиться как к размышлению над самим явлением «образование», над его конкретно-историческими формами, состояниями, проблемами и противоречиями.[67] С этой точки зрения философия образования предстает размышлением над возможными путями разрешения современных проблем и противоречий сферы образования в ее неразрывной связи с комплексом экономических, социальных, культурных и политических проблем. Она выражает стремление познать причины и предпосылки, объясняющие, почему в данное время и в данном месте сфера образования выглядела так, а не иначе. Такое понимание философии образования можно считать конструктивным, существенно обогащающим педагогическую науку. В этом случае связь с философией является действенным фактором развития педагогической мысли, а философские положения выступают как наиболее общие регулятивы в составе методологического обеспечения педагогического исследования.[68]

Более конкретно взаимодействие философского анализа и педагогического исследования в их реальном протекании, в динамике можно описать следующим образом. На основе широкого круга научных знаний и исследований педагогической действительности разрабатываются педагогические концепции. Затем они анализируются с философских позиций, и результаты этой работы составляют основу дальнейшего педагогического исследования, приводящего к созданию новых концепций.

Предметом философской рефлексии в этом случае является связь наиболее широких представлений о мире, обществе и месте человека в нем с педагогической действительностью и ее отражением в педагогике. После того как анализ выполнен в русле философской рефлексии, он включается в состав педагогической теории и становится ее частью и исходным пунктом для дальнейшей теоретической работы уже не в области философии, а в области педагогики.

Следовательно, философские знания необходимы при построении педагогической теории прежде всего потому, что теоретическое исследование связано с изучением действительности опосредованно: теория непосредственно соотносится не с данными опыта, а с философскими знаниями. Попытки игнорировать философские и общетеоретические основания педагогики неизбежно приводят к неудачам. Однако, несмотря на то что педагогическая теория не может обойтись без философии и ее построение без «философского угла зрения»[69] не представляется возможным, педагогика не может быть сведена к философии и тем более подменяться ею.

Современная дидактическая система, глубоко связанная с философией образования, еще не завершена в своем построении, но уже сейчас достаточно отчетливо просматриваются следующие ее особенности.

1. Целью обучения является не только приобретение знаний, но и общее развитие учащихся, формирование интеллектуальных, художественных, трудовых умений и навыков.

2. Процесс обучения понимается как двусторонний процесс, управляемый учителем. Его построение и содержание должно учитывать объективные законы и закономерности процесса обучения, обеспечивать достижение целей обучения с оптимальными затратами средств и времени. В руководстве учителем познавательной деятельностью учеников следует разумно сочетать педагогическое управление с активностью, инициативой и самостоятельностью учеников.

3. Содержание обучения отражается в дифференцированных учебных планах, программах, учебных предметах. Оно строится с учетом интересов и потребностей учащихся, интеграции части учебных предметов.

Современная дидактическая система стремится избавиться от недостатков предшествующих систем, но и в то же время включить в себя все положительное, что накоплено многовековым опытом педагогов. Ее становление предполагает демократизацию школы – поворот к личности школьника – и гуманизацию учебно-воспитательного процесса – создание условий для гармонического развития личности учеников, более полного удовлетворения их познавательных и духовных потребностей, интересов.

Современная дидактическая система диктует необходимость отказа от авторитарного стиля педагогической деятельности, который характеризуется жесткостью используемых схем и стереотипов руководства, догматизмом и ригидностью поведения, абсолютизацией единоначалия, при котором от ученика требуется повиновение, послушание, прилежание, исполнительность. Все это вовсе не ведет к формированию творческой личности.

1.6.4. Педагогика и социология

Социология – наука о формах и изменениях совместной жизни людей. Она исследует всю совокупность общественных явлений, таких как народ, сословие, племя, род, семья, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение.

В конце XIX в. в связи с настойчивыми поисками целостного системного видения образования и в результате все более разносторонних социальных исследований происходит становление социологии образования. Она особенно активно развивалась во второй половине XX в. прежде всего в связи с проявлением признаков кризиса образования[70] и стала ныне одним из наиболее заметных направлений общей социологии.

Среди тем социологии образования особенно важными в современной России представляются такие как, внутренняя социальная жизнь в системе образования, взаимодействие с властью и ее различными ветвями, связи с местным сообществом, экономикой, семьей, религией, национальной культурой.[71]

Пристальное внимание к социальным проблемам образования обусловлено рядом причин, актуальность которых становится более очевидной на всех уровнях человеческого сообщества – глобальном, социетальном, индивидуальном. Среди этих причин выделяются следующие:[72]

1) приоритетность образования усиливает роль социальных факторов в хозяйственной, культурной и политической жизни и служит залогом реализации личностной индивидуальности и всего комплекса социальных и гуманитарных прав человека;

2) национальные системы образования оказываются в группе факторов, определяющих темпы научно-технического прогресса и, следовательно, перспективы мирового соперничества (не случайны попытки поставить под контроль образовательные системы и интеллектуальные ресурсы других стран, с опорой на концепции «прав человека», «взаимного признания дипломов», «гуманитарной помощи» или «взаимозависимости»);

3) в геополитическом плане приоритетность образования ускоряет слом сложившихся систем социального отчуждения в мире;

4) образовательная политика – один из долгосрочных инструментов политики «социального партнерства», используемого в интересах политической стабильности в отдельной стране.

Исключительно важным представляется понимание того, что социология образования вместе со смежными отраслями знания (педагогикой, философией и историей образования, экономикой образования) может помочь определить, какие решения в образовательной политике будут эффективными, и какие – нет. Если образовательная психология помогает в оптимизации индивидуальной образовательной деятельности, то социология образования необходима для оптимизации группового поведения и институциональных взаимодействий. Она необходима для определения целей и объектов воздействия, в определении того образа социального поведения, который должен стать результатом реализации образовательной программы.

1.6.5. Педагогика и системология

Системология по определению является наукой, осуществляющей поиск общих системных понятий, законов и моделей в самых разных предметных областях. В системологию включаются все теории систем – как общая теория систем, так и специальные теории, такие, например, как кибернетика и синергетика. «Существование разных системных теорий, в том числе и различных общих теорий систем внутри системоло-гии, столь же мало противоречит существованию этой науки, как и наличие разных физических теорий не противоречит существованию науки физики», – утверждал А.И. Уемов.[73]

Весь ход развития науки во второй половине XX в. убедительно показал, что наибольшей предсказательной силой обладает знание, в котором познаваемый объект представлен как система. Выступая в качестве средства представления объекта научного познания, система попадает в число фундаментальных и универсальных методологических категорий. С этих позиций система – это «специфический способ организации знаний о реальности, специально рассчитанный на наиболее эффективное использование этих знаний для осуществления некоторого целенаправленного взаимодействия с реальностью».[74]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общие основы педагогики"

Книги похожие на "Общие основы педагогики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Виненко

Владимир Виненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Виненко - Общие основы педагогики"

Отзывы читателей о книге "Общие основы педагогики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.