» » » Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие


Авторские права

Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Дифференциальная психология человека: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-388-00145-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дифференциальная психология человека: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Дифференциальная психология человека: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии дано систематизированное изложение методологических основ дифференциальной психологии человека. Приведены результаты многочисленных эмпирических исследований, осуществленных средствами этого раздела психологии. Рассмотрены возможности корректного практического приложения дифференциально-психологических знаний с помощью предлагаемых методик.

Издание предназначено для студентов психологического и педагогического профилей, а также для преподавателей вузов и практических психологов.






Вместе с тем каждый человек обладает механизмами и экстраверсии, и интроверсии. Только относительный перевес того или иного определяет психологический тип. Это обеспечивает для каждого выраженного типа компенсирование его односторонности посредством проявления противоположной установки, находящейся на более низком уровне, позволяющей удержать равновесие. Но при достаточно высоком потенциале обеих установок повышается вероятность возникновения внутри-личностного конфликта. Интровертированный и экстравертированный типы получили наименование общих установочных. Каждый из них, в свою очередь, на втором уровне типологии, подразделяется на функциональные типы, а именно: мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный. Отнесение человека к тому или иному функциональному типу определяется по преобладанию у него соответствующей функциональной системы. Таким образом, типология Юнга включает восемь психологических типов.

Сравнение между собой типологий Лазурского и Юнга демонстрирует их несомненную схожесть на первом уровне типологизации, когда все люди подразделяются на экстравертов, или лиц с доминированием экзопсихики, – с одной стороны, и на интровертов, или лиц с доминированием эндопсихики, – с другой. Разделение интровертов и людей, ориентированных на эндопсихику, на втором уровне типологизации по видам психических функциональных систем также достаточно схоже. А дифференциация людей с превалированием у них экзопсихики, ориентированных на окружение, вовне, осуществляемая по каким-то «внешним» показателям, представляется более последовательной, чем дифференциация экстравертов по тем же «внутренним» функциональным системам.

И хотя обе типологии на своем втором уровне включают дифференциацию людей по способностям, только типология Лазурского в какой-то мере захватывает дифференциацию людей и по характеру, т. е. по системе отношений к миру и себе, проявляющейся в действиях и поступках. В то же время понятно, что зависимость характера от многообразной внешней среды затрудняет его использование в качестве основы типологий, выделяющих ограниченное, немногочисленное число психологических типов всех людей. В определенной мере эта проблема преодолевается в типологиях, основанных на психологических особенностях, близких к патологии.

Следует отдельно заметить, что наиболее известные и общепризнанные типологии, например типологии Гиппократа, Э. Кречмера, К. Юнга и др., как правило, возникли в процессе лечебной практики. Очевидно, в этих условиях встречается большая поляризация психологических свойств, способствующая корректному выявлению дифференцирующих признаков. Наибольшими дифференцирующими возможностями обладают альтернативные (взаимоисключающие) психологические признаки, позволяющие получить различия на качественном уровне. Процедура определения психологических различий в ходе лечебной практики названа методом клинического выделения полярных групп; этот метод эже общего клинического и предназначен прежде всего для целей дифференциальной психологии, т. е. является методом именно этой отрасли психологической науки.

2.2. Патопсихологические типологии

2.2.1. Патопсихологические особенности различных видов психических отклонений

Закономерности распада психической деятельности и особенности личности при болезни и аномалиях развития изучаются патопсихологией. В отличие от психопатологии – области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий, в патопсихологии данные исследования интерпретируются в категориях психологической теории.

Среди всего многообразия психических расстройств личности особо значимое место занимают психозы, олигофрении, психопатии, неврозы и акцентуации.

Психозы – это грубые расстройства отражения реального мира с нарушением поведения. Характерной особенностью психозов является невменяемость больных. К основным психозам чаще относят шизофрению, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсию. Изучение и лечение психозов – задача прежде всего психиатрии. «Психозы представляют собой лишь редкие заострения широко распространенных больших конституционных групп здоровых» [27, с. 517].

Олигофрения (малоумие) – «врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, которое выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно – интеллекта» [46, с. 252]. По степени выраженности (от слабой к сильной) различают 3 формы олигофрении: дебильность, имбицильность, идиотию. Однако между ними нет четких границ и существуют промежуточные формы. Выделяют 2 главных диагностических признака олигофрении: тотальность задержки психического развития и его иерархичность. Тотальность проявляется в том, что психическое недоразвитие касается не только гностических психических функций (сенсорики, памяти, речи, мышления и др.), помимо этого отмечаются однообразие и диспластичность моторных реакций олигофренов, скованность мимики и жестов, примитивность и вязкость эмоций, незрелость мотивации, слабость борьбы мотивов, повышенная внушаемость, невозможность выйти за пределы непосредственного опыта. Иерархичность недоразвития при олигофрении выражается в том, что в наибольшей мере страдают высшие психические функции. В восприятии преимущественно нарушаются процессы анализа и синтеза воспринимаемого, перцепция целостных образов, при запоминании – смысловые связи, способность к использованию опосредованных приемов запоминания. В речи особенно сильно страдает смысловая сторона, функция обобщения. Таким образом, умственные способности олигофренов определяют все их поведение, предопределяют их взаимоотношение с окружением, характер общей и социальной адаптации.

Степень тяжести умственной неполноценности, олигофрении, можно соотнести с достигнутым человеком умственным возрастом. В соответствии с этим легкая степень патологии (дебил, или морон по другой терминологии) соответствует для взрослого умственному возрасту между8и12 годами, средняя степень (имбецил) – между3и7годами, а тяжелая степень (идиот) – умственному возрасту меньше 3 лет. Дебил определяется как человек, который по причине своей умственной неполноценности требует ухода, надзора или контроля в целях собственной безопасности или безопасности окружающих; имбецил – как человек с такой степенью неполноценности, которая не позволяет ему управлять своими делами; а идиот – как человек настолько неполноценный, что не имеет возможности противостоять распространенным физическим угрозам. Аномалии психического развития идиотов и имбецилов достаточно очевидны и наглядны. Они являются объектом медицинского психиатрического контроля.

Дебильность, ее легкую форму, бывает трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поэтому особенности этого вида психического отклонения нуждаются в психологической характеристике.

Так, дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми процессами, возможно их социальное приспособление в известных пределах. Они нередко обнаруживают довольно высокое развитие речи;их поведение более адекватно и самостоятельно, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствуют хорошая механическая память, подражательность. Однако наблюдение и специальные исследования выявляют у дебилов слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых к более сложным отвлеченным обобщениям для них затруднителен. При дебильности возможно обучение в школе, но при этом обнаруживаются отсутствие инициативы и самостоятельности в учении, медлительность и инертность. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается.

При дебильности всегда можно отметить слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание своих поступков, некоторую импульсивность поведения, повышенную внушаемость. Несмотря на это, лица с дебильностью неплохо приспосабливаются к жизни. Отставание в развитии отчетливее на ранних этапах, когда заметно запаздывание ходьбы, речи и других психических функций. С годами, особенно при умеренно выраженной дебильности, отставание становится менее выраженным и выступает не так явственно.

Таким образом, идентификация дебильности требует значительно более тонкой дифференциации, чем идентификации идиотии и имбецильности, что делает дебилов объектом рассмотрения не только психиатрии, но и патопсихологии, а также дифференциальной психологии.

Если переходить к психопатии, то под ней принято понимать аномалию личности, обычно обусловленную врожденными особенностями нервной системы. По определению П. Б. Ганнушкина, первый признак психопатии состоит «в постоянстве, прирожденности известных психических особенностей у представителей этой группы людей; второй состоит в том, что эти особенности отражаются на всей душевной жизни субъекта; наконец, третий – в том, что эти особенности таковы, что при их наличности индивидуум должен рассматриваться как находящийся на границе между душевным здоровьем и болезнью» [18, с. 26]. Обычно подчеркивается также выраженное нарушение адаптации психопатов в социальной сфере.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дифференциальная психология человека: учебное пособие"

Книги похожие на "Дифференциальная психология человека: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Машков

Валерий Машков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Дифференциальная психология человека: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.