» » » Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие


Авторские права

Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Дифференциальная психология человека: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-388-00145-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дифференциальная психология человека: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Дифференциальная психология человека: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии дано систематизированное изложение методологических основ дифференциальной психологии человека. Приведены результаты многочисленных эмпирических исследований, осуществленных средствами этого раздела психологии. Рассмотрены возможности корректного практического приложения дифференциально-психологических знаний с помощью предлагаемых методик.

Издание предназначено для студентов психологического и педагогического профилей, а также для преподавателей вузов и практических психологов.






Но первоначальное, гиппократовское понимание темперамента сохраняется при интерпретации результатов исследований И. П. Павлова, выделившего нервную деятельность в качестве ведущего определителя психики. В частности, Павлов считал, что «так как наше и высших животных поведение определяется, управляется нервной системой, т. е. вероятность свести указанное разнообразие на более или менее ограниченное число основных свойств этой системы с их комбинациями и градациями. Таким образом, получится возможность различать типы нервной деятельности, т. е. те или другие комплексы основных свойств нервной системы» [40, с. 21]. Было выделено три таких основных свойства: сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток, уравновешенность нервной системы, т. е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения, и ее подвижность, под которой понимается скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

В зависимости от сочетания свойств нервной системы различают ее четыре основных типа: сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, неуравновешенный (с преобладанием силы процесса возбуждения); слабый, который можно связать с разными видами темперамента – сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика соответственно.

Продолжая исследования И. П. Павлова, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын открыли новые свойства нервной системы. Это динамичность и лабильность. Первая определяет легкость генерации нервной системой процессов возбуждения и торможения, в частности при формировании временных связей, вторая характеризует скорость возникновения и процесса возбуждения. Кроме установления связи между свойствами нервной системы и особенностями формирования условных рефлексов была определена зависимость от силы нервной системы величины порогов чувствительности зрения, слуха, а также ряд других закономерностей. Б. М. Теплов подчеркивал, что «свойства нервной системы накладывают глубокий отпечаток на все поведение человека. Но в чем именно выражается этот отпечаток – этого нельзя вывести из простого переноса слов „сила“—„слабость“, „возбудимость“—„торможение“, „подвижность“—„инертность“ с характеристики физиологических процессов на характеристику поведения» [51, с. 36].

Нейрофизиологические факторы легли в основу типологии О. Гросса. Он предположил, что нервный процесс, оказавшийся успешным при создании некоторой умственной идеи, сохраняется некоторое время, хотя и не на сознательном уровне, влияя на процесс последующих умственных ассоциаций. С точки зрения О. Гросса, аффективные и эмоциональные переживания и идеи требуют наиболее интенсивного энергетического расхода и поэтому сопровождаются появлением вторичной функции, в течение которой умственное содержание находится под влиянием и отчасти определяется эффектами сохранения первичной функции. Для «глубокого и узкого» типа первичная функция оказывается перенасыщенной эмоциями и аффектами, определяя тем самым долгую вторичную функцию. У «поверхностного и широкого» типа первичная функция гораздо менее интенсивна, требует меньших затрат энергии и за ней следует короткая вторичная функция. По Гроссу, человек «широкоповерхностного» типа постоянно готов к кратким действиям и реакциям, ему присущи некоторая поверхностность, рассеянность и наравне с этим быстрое реагирование на внешние обстоятельства. Для «узко-глубокого» типа характерна сконцентрированность на одной идее, погруженность в мышление и социальная робость.

Фактор первичность—вторичность, трактуемый как лабильность– впечатлительность, стал одним из оснований типологии Г. Хейманса– Ле Сенна. В результате исследования биографий 110 исторических личностей было установлено, что наряду с показателями эмоциональность—бесстрастность (Э+ и Э-) и активность—пассивность (А+ и А-) этот показатель является основным элементом (чертой) характера. Различные комбинации из эмоциональности, активности и первичности – вторичности (П и В) составляют восемь основных типов: нервный (Э+, А-, П); сентиментальный (Э+, А-, В); очень деятельный, бурный (Э+, А+, П);страстный (Э+, А+, В);сангвиник (Э-, А+, П); флегматик (Э-, А+, В); аморфный, беспечный (Э-, А-, П); апатичный (Э-, А-, В). Возможны также смешанные типы.

Особенности психофизиологических реакций человека послужили основой для типологии К. Н. Корнилова. Из сочетания таких характеристик реакций, как скорость и сила, получаются 4 типа поведения:

1) лица с природной склонностью к быстрому и сильному способу реагирования – мускульно-активный тип;

2) лица с природной склонностью к быстрому и слабому способу реагирования – мускульно-пассивный тип;

3) лица с природной склонностью к медленному и сильному способу реагирования – сенсорно-активный тип;

4) лица с природной склонностью к медленному и слабому способу реагирования – сенсорно-пассивный тип.

Подобный подход предложил В. П. Казначеев в своей концепции функциональных конституций. По виду реагирования в экстремальных условиях он выделяет три типа людей: спринтер, стайер, смешанный тип. У спринтеров регуляторные системы и системы обеспечения обладают большими резервами и возможностями их мобилизации, но довольно слабыми регенераторными возможностями, т. е. у них плохо одновременно сочетаются работа и восстановительные процессы. У стайеров резервные возможности и степень мобилизации невысоки, но работа более легче сочетается с процессами восстановления, что обеспечивает ее продолжительность. Вероятно, типологии Гросса, Хейманса—Ле Сенна, Корнилова, Казначеева в большей мере связаны с динамической основой психики, темпераментом, чем с другими психическими свойствами. Хотя в типологии Гросса просматриваются аспекты, относящиеся к познавательным особенностям людей.

2.1.2. Типологии познавательных особенностей

Кроме разделения людей по свойствам нервной системы И. П. Павлов осуществил типологическую дифференциацию людей в зависимости от специфических особенностей переработки информации, сигнальной деятельности больших полушарий головного мозга, обеспечивающих точное и тонкое уравновешивание организма с окружающим миром. Эти специфические особенности проявляются в существовании двух систем сигнальной деятельности. Первая сигнальная система, общая у человека и животных, это впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и социальной. Вторая, специально человеческая, сигнальная система формируется с помощью вторичных сигналов – слов. По Павлову, благодаря двум сигнальным системам и в силу данных длительно действующих разнообразных образов жизни, людская масса разделилась на художественный, мыслительный и средний типы. Последний соединяет работу обеих систем в должной мере. Для представителей художественного типа, «художников», характерно отражение действительности целиком, без раздробления и разделения. Другой тип, «мыслители», воспринимают действительность аналитически, дробят ее, превращая в схему, а затем снова собирают целостный образ из частей.

Из приведенных определений достаточно очевидно, что речь идет прежде всего обособенностях протекания познавательных процессов человека. Их можно идентифицировать как познавательные способности, которые таким образом оказываются базовым дифференцирующим признаком, основанием психологической типологии. Кстати, выделенные Павловым свойства нервной системы также в значительной мере можно отнести к предпосылкам развития способностей. Результаты исследования характеристик людей с относительным преобладанием первой или второй сигнальной системы представлены в табл. 2.2 [35, с. 366].

Таблица 2.2. Психологические типы, основанные на соотношении сигнальных систем

Понятно, что приведенное в таблице разграничение характеристик разных типов не исключает их возможного частичного пересечения.

Положение о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, правое из которых преимущественно связано с первой сигнальной системой, а левое – со второй, стало исходной предпосылкой появления отдельного научно-практического течения в психологии человека – нейролингвистического программирования. Тогда одной из ключевых методических проблем становится проблема определения у человека доминирующего полушария головного мозга. Считается, что у правополушарных людей левые составляющие парных органов взаимодействия со средой (левый глаз, левая рука, нога и т. д.) являются ведущими,а у левополушарных – наоборот. Но прирожденная, «истинная» асимметрия может быть прижизненно искажена, например под влиянием сложившегося в обществе образа жизни, преимущественно ориентированного на правшей. Поэтому определять функциональную асимметрию было предложено с помощью специальных проб. Например, обследуемому предлагается выполнить следующие задания:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дифференциальная психология человека: учебное пособие"

Книги похожие на "Дифференциальная психология человека: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Машков

Валерий Машков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Дифференциальная психология человека: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.