» » » » Алексей Осипов - Философия и методология науки


Авторские права

Алексей Осипов - Философия и методология науки

Здесь можно купить и скачать "Алексей Осипов - Философия и методология науки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Белорусская наука»23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Осипов - Философия и методология науки
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-985-08-1568-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматриваются статус, специфика и функции философии как рационально-критической формы мировоззрения. Особое внимание уделяется пониманию философии как рефлексии над всеми формами и способами практического и духовного освоения мира. Выявляется специфика философско-методологического анализа науки, ее методологического инструментария, структуры и динамики научного познания, социально-аксиологического измерения науки. Раскрываются функции философии в обосновании и развитии научного познания. Структура и тематическое содержание пособия соответствуют типовой программе-минимуму кандидатского экзамена по философии и методологии науки.

Адресуется магистрантам и соискателям нефилософских специальностей, студентам и преподавателям учреждений высшего образования, а также научным сотрудникам.






Кардинальные различия между средневековьем и античностью имеются не только в понимании мира, Абсолюта и их соотношения, о чем уже говорилось выше, но и в понимании самого человека и его отношения к Богу. В средние века человек больше не чувствует себя органической частью гармоничного целого – Космоса или частью целого – полиса. Человек в средневековом мировоззрении есть образ личного Бога в безличном мире, т. е. человек является свободной разумной личностью, призванной Богом к царственному священству: преображению вверенного ему Творцом мира. Но грехопадение исказило, повредило человеческую природу, подпавшую под власть страстей, привело к разладу духа, души и тела, ввергнув человека в пучину телесной смертности.

Открыв в человеке личность, христианство открывало и неведомую античности внутреннюю глубину человека. Для античного грека даже в сократовском смысле («познай самого себя») душа человека всегда соотнесена либо с космической жизнью и есть «микрокосм», либо же с жизнью общественного целого, и тогда человек предстает как общественное животное, наделенное разумом (Аристотель). Отсюда проистекают античные аналогии с душевной жизнью человека и космически-природной и социальной жизнью. Августин же вслед за апостолом Павлом открывает «внутреннего человека», обращенного к надкосмическому Творцу. Тайные, неисследимые глубины человеческой души сокрыты даже от самого человека, но не от Бога. Познание своей души, ее пораженности греховными страстями есть, согласно христианской антропологии и сотериологии (учение о спасении), необходимое условие спасения.

Существенные новации в средневековом мировоззрении произошли в понимании времени. Речь идет не только об остро переживаемой оппозиции «время – вечность», но и о понимании самого времени. Античности, да и в целом древнему миру, как уже отмечалось, были свойственны циклическое понимание времени и идея постоянного возвращения. Средневековая модель времени противоречива – это линеарно-циклическая модель. Аграрный способ производства, для которого характерна не только зависимость, но и подчиненность человека природным ритмам, экономически и социально воспроизводимый в прежних масштабах и формах образ жизни создавали и ощущение временной повторяемости, неуникальности.

Но христианство подорвало господство циклического понимания времени. События сакральной истории, центральным пунктом которой явилось Боговоплощение, да и последующие события рассматриваются как уникальные, неповторимые, выходящие из-под власти круговорота природных явлений, в котором вращалось мировоззрение Древнего мира. Ожидаемое второе пришествие Христа задавало эсхатологическую перспективу человеческой истории, формируя линейную концепцию времени, которая базировалась на осознании необратимости и уникальности событий сакральной истории. Социально-исторические основания концепции необратимого и линейного течения времени сложились в последующие эпохи, о чем пойдет речь в следующем параграфе.

§ 5. Возрождение и Новое время: у истоков современной цивилизации

Большинство ныне живущих людей, упоенных грандиозными достижениями научно-технического прогресса, без которых они не мыслят своей жизни, не задумываются над тем, где же истоки этих грандиозных свершений. В § 3 уже отмечалось, что наука и техника – это детище западной, а не восточной культурно-исторической традиции. Однако непосредственное начало кардинальных материально-экономических, социально-политических и духовно-мировоззренческих новаций, характеризующих современную эпоху, было заложено в эпоху Возрождения и Нового времени.

В Западной Европе период со второй половины ХIV до конца ХVI в., получивший название эпохи Возрождения (Ренессанса), характеризуется по сравнению с эпохой средневековья кардинальными изменениями во всех сферах жизни. Компас, книгопечатание, получение бумаги из хлопка, порох, очки, механические часы – вот далеко неполный перечень технических новшеств, позволивших существенно изменить жизнь человека. В быстро растущих городах стали интенсивно развиваться ремесло и торговля, что вынудило искать новые рынки сбыта и приобретения товаров. Появилась потребность в новых транспортных коммуникациях (прежде всего морских). Человек отправлялся в длительные и опасные морские путешествия. Дерзкий план достичь сказочно богатой Индии морским путем (не в привычном южном и восточном направлении, вдоль Африки, а в противоположном – западном, через Атлантику) привел к открытию новых земель – Америки. Благодаря многочисленным географическим открытиям расширились горизонты представлений человека о мире.

Но помимо расширения внешних пространственных границ мира происходило и внутреннее пространственно-временное освоение социума. Растущие и вновь строящиеся города изменили ландшафт местности, да и строительно-архитектурный облик самих городов менялся прямо на глазах. Производственно-технические потребности ремесла и торговли, городского хозяйства в целом требовали рациональной пространственно-временной организации города, более четкой пространственной композиции, более точного измерения времени, расстояний и т. п.

Городские производственные и социальные ритмы в гораздо большей степени были автономны по отношению к природным ритмам, подчинявшим себе труд земледельца. Как подчеркивает

А. Я. Гуревич, в городах формировалась социальная среда, которая относилась ко времени совершенно иначе, нежели феодалы и крестьяне. Для купцов время – деньги, ремесленник-предприниматель также нуждался в четком определении времени функционирования своей мастерской. Так время становилось мерой труда. Уже не перезвон церковных колоколов, зовущих к молитве, а бой башенных часов ратуши регламентировал жизнь горожан. Время приобретало бо́льшую ценность, превращаясь в существенный фактор производства, регламентации городской жизни[15].

Итак, культура Возрождения по своей сути была городской, а не деревенской; светской, а не церковной. Хотя жизнь в деревне в эту эпоху не претерпела сколько-нибудь заметных изменений.

Изменился в целом объективный социальный статус человека, что привело к изменению его мировоззрения. Опасные и рискованные предприятия, напряженные городские ритмы требовали от ремесленников, купцов, мореплавателей и просто искателей приключений большой смелости и мужества, личных знаний и умений, энергичности, предприимчивости, умения полагаться только на свои силы.

Кроме того, в условиях городской культуры оказались востребованными художники – архитекторы, скульпторы, поэты, музыканты, живописцы и др. В такой атмосфере на смену средневековому типу личности, связанному сословно-корпоративными узами, приходит личность гуманиста – человека, утверждающего себя вне официально-формальных образовательных, профессиональных и иных рамок. Конечно, весьма узкий круг гуманистической интеллигенции не мог полностью разрушить цеховую социально-производственную структуру общества. Например, отец одного из величайших мастеров Ренессанса Микеланджело Буонарроти так и не смог понять, чем отличается скульптор от каменотеса. Кардинальная ломка сословно-корпоративной структуры социума произойдет позже – в эпоху Нового времени.

Теперь новый тип личности отличала не профессия, а призвание; не служба, а служение. Гуманистическая культура создала общую атмосферу, в которой высоко ценились индивидуальность, незаурядность, образованность, в которой провозглашался примат личных достоинств над родословной.

Резко повышалась самооценка человека. Он рос как в своих собственных глазах, так и в глазах окружающих его людей. Человек воспринимал себя, прежде всего, как творческое существо, наделенное способностями и талантами, которые он всячески в себе развивал, культивировал и демонстрировал другим[16].

В соответствии с тем, что человек начинал высоко себя ценить как творческую личность, изменялась и его оценка Бога и мира, своих отношений с Богом и миром. При этом выявлялись существенные различия между периодами гуманизма (ХV в.) и натурфилософии (ХVI в.). В период гуманизма преобладал не научный или философский, а художественно-эстетический взгляд человека на мир и Творца. Бог рассматривался уже не просто как Творец, а как Художник, сотворивший прекрасный мир, достойный того, чтобы им любовались и восхищались. Но и человек рассматривал себя как художника, создающего прекрасные произведения, которые будут жить в веках и после его смерти. Живопись, по мысли художников Возрождения, способна противостоять времени, она чем-то сродни вечности. Красоту человеческой гармонии, отмечал Леонардо да Винчи, время разрушает очень быстро, чего не случается с красотой, изображенной живописцем, так как время сохраняет ее надолго[17].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки"

Книги похожие на "Философия и методология науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Осипов

Алексей Осипов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Осипов - Философия и методология науки"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.