» » » » Алексей Осипов - Философия и методология науки


Авторские права

Алексей Осипов - Философия и методология науки

Здесь можно купить и скачать "Алексей Осипов - Философия и методология науки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Белорусская наука»23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Осипов - Философия и методология науки
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-985-08-1568-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматриваются статус, специфика и функции философии как рационально-критической формы мировоззрения. Особое внимание уделяется пониманию философии как рефлексии над всеми формами и способами практического и духовного освоения мира. Выявляется специфика философско-методологического анализа науки, ее методологического инструментария, структуры и динамики научного познания, социально-аксиологического измерения науки. Раскрываются функции философии в обосновании и развитии научного познания. Структура и тематическое содержание пособия соответствуют типовой программе-минимуму кандидатского экзамена по философии и методологии науки.

Адресуется магистрантам и соискателям нефилософских специальностей, студентам и преподавателям учреждений высшего образования, а также научным сотрудникам.






Нами уже отмечалось, что диалектический материализм рассматривает сознание как функцию мозга, а мозг – как орган, порождающий, продуцирующий сознание. Однако сознание не только продукт деятельности нейрофизиологических процессов мозга, но и продукт сложных общественных отношений, в которые погружен человек.

В истории философии была попытка со стороны так называемых вульгарных материалистов (К. Фогт, Л. Бюхнер и др.) отождествить сознание, мышление с нейрофизиологическими процессами. Так, К. Фогт утверждал, что мозг выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Такое грубо примитивное сведение психического к физиологическому подверглось справедливой критике со стороны диалектического материализма, рассматривающего сознание как идеальное (нематериальное) отражение реальности. Иными словами, в мысли присутствует не материальный субстрат отображаемого объекта, а лишь его идеальный информационный образ. Но точно так же мысль не содержит в себе ничего и от высокомолекулярного нейрофизиологического субстрата, который ее порождает.

Итак, мысль, будучи нематериальной (идеальной), т. е. не содержащей в себе материального субстрата мозга, отображает не материальные процессы, происходящие в мозгу, а процессы, происходящие вне мозга, вне человека. Сознание характеризуется свойством интенциональности (направленность на отображаемый объект). Идеальный нематериальный образ переживается как вынесенный во вне, т. е., будучи порождением нейрофизиологического субстрата, он отображает не этот субстрат, а материальные внешние объекты, что является необходимым условием для регуляции целеполагающей деятельности субъекта.

С точки зрения современной нейрофизиологии идеальное есть предметная (относящаяся к предмету), функционально выделенная сторона нейродинамического кода или нейродинамической модели. Информация о любом внешнем предмете, закодированная в электромагнитной волне, проходя через оптическую систему (хрусталик глаза) и попадая на сетчатку, перекодируется в форме нервного импульса, который передается по зрительному нерву в затылочную часть мозга, где эта информация опять перекодируется на нейронном носителе. Нейродинамический код – это сплав информации об объекте с нейрофизиологическим субстратом. В результате сложнейших процессов, механизм которых не ясен до сих пор, предметная, информационная часть нейродинамического кода выделяется в идеальный образ, в котором нейрофизиологический субстрат не представлен (элиминирован).

Таким образом, с диалектико-материалистической точки зрения сознание есть свойство высокоорганизованной материи, точнее, функция мозга человека, погруженного в контекст социальных отношений. Мозг подобен генератору, продуцирующему мысль, которая не может существовать без мозга и вне его. Прекращение работы мозга ведет к исчезновению мысли.

Однако существуют парапсихологические феномены (телекинез, телепатия и т. п.), которые не могут быть объяснены исходя из жесткой «привязки» мысли к мозгу. Для этого выдвигаются концепции, интерперетирующие подобные феномены исходя из того, что мысль как некая информационная структура может кодироваться не только на высокомолекулярном нейрофизиологическом носителе (который в силу своей сложности очень уязвим), но и на более фундаментальных (полевых) носителях, которые не связаны с мозгом столь жестко, могут существовать без и вне его, для которых мозг выступает как сложный инструмент мысли, а не генератор. Точку зрения, что мозг является не органом, продуцирующим мысль, а неким ретранслятором, преобразователем, принимающим сигналы, преобразующим их и передающим другим органам тела, высказывают и современные ученые. Интересные данные на этот счет приводит кризисный психолог М. И. Хасьминский[28]. Например, выдающийся современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии Дж. Эклс и основоположник современной нейрохирургии У. Пенфилд, выполнивший свыше 10 000 операций на мозге, заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, – пишет Дж. Эклс, – что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него, извне». Ученый утверждает: в том, что человек существует как личность, есть некая основополагающая тайна, намного превосходящая биологическое объяснение того, как развивается его тело и мозг. Сходной точки зрения придерживалась и нейрофизиолог с мировым именем, научный руководитель Института мозга человека РАН, академик Н. П. Бехтерева. Такие концепции перекликаются с религиозными представлениями, согласно которым душа человека после смерти и распада тела (включая мозг) продолжает сохранять способность чувствовать, переживать, мыслить и т. п.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1989. С. 264.

2

Тузова Т. М. Специфика философской рефлексии. Минск, 2001. С. 75.

3

Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. М., 1972. С. 40–45.

4

Булатов М. А. Понятие и уровни культуры в связи с категориальным освоением мира // Категории философии и категории культуры. Киев, 1983. С. 15.

5

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Л., 1930. С. 149–159.

6

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 21–26.

7

Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.С. 14–15.

8

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 261.

9

Там же. С. 283–287.

10

Гуревич А. Я. Проблема генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970. С. 29.

11

Гуревич А. Я. Проблема генезиса феодализма в Западной Европе. С. 58.

12

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 97–98.

13

Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. С. 10.

14

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. С. 135–136.

15

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. С. 162.

16

Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978. С. 9.

17

Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934. С. 72.

18

Данилова И. Е. О категории времени в живописи средних веков и Возрождения (Из истории культуры средних веков и Возрождения). М., 1976. С. 165–166.

19

Там же. С. 168.

20

Цит. по: Баткина. Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. С. 80.

21

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962. Т. 1. С. 507.

22

См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. соч. М., 1990.

23

Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6, ч. 1. С. 473.

24

Федотова В. Г., Колпаков В. А., Федотова Н. Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации. Социально-философский анализ экономики и общества // Вопр. философии. 2008. № 8. С. 9.

25

Межуев В. М. Культура и история. М., 1977. С. 34.

26

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

27

Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. М., 1898. Вып. 1. С. 98.

28

Хасьминский М. И. Смогу ли я убить «я», или Где живет сознание // Самоубийство. Ошибка или выход? Минск, 2012. С. 139–157.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки"

Книги похожие на "Философия и методология науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Осипов

Алексей Осипов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Осипов - Философия и методология науки"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.