» » » » Алексей Осипов - Философия и методология науки


Авторские права

Алексей Осипов - Философия и методология науки

Здесь можно купить и скачать "Алексей Осипов - Философия и методология науки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Белорусская наука»23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Осипов - Философия и методология науки
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-985-08-1568-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматриваются статус, специфика и функции философии как рационально-критической формы мировоззрения. Особое внимание уделяется пониманию философии как рефлексии над всеми формами и способами практического и духовного освоения мира. Выявляется специфика философско-методологического анализа науки, ее методологического инструментария, структуры и динамики научного познания, социально-аксиологического измерения науки. Раскрываются функции философии в обосновании и развитии научного познания. Структура и тематическое содержание пособия соответствуют типовой программе-минимуму кандидатского экзамена по философии и методологии науки.

Адресуется магистрантам и соискателям нефилософских специальностей, студентам и преподавателям учреждений высшего образования, а также научным сотрудникам.






Существование государства в глазах просветителей оказывалось главным признаком цивилизованности нации, решающим условием гражданской жизни. Поэтому речь должна была идти не об устранении государства, а о его радикальном «исправлении» с целью приведения в соответствие с естественной природой человека, чтобы справедливое государственное устройство максимально отвечало интересам всех граждан. Средством такого «исправления» являлось совершенствование разума, рост сознательности людей под воздействием средств просвещения. Последнее образует цель и содержание культурного развития в понимании просветителей[25].

В ХVIII в. возникает неведомый в предыдущие эпохи феномен – атеизм. Материалисты XVII в., например Ф. Бэкон, атеистами не были. Французские же материалисты и просветители (Д. Дидро,

Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций, Вольтер) позиционировали себя в качестве атеистов. В свое время В. И. Ленин высоко оценил их атеистическую пропаганду. Их атеизм имел основание не только в просветительском пафосе борьбы просвещающего разума с «религиозным невежеством», но и в социальной действительности Франции ХVIII в. Французские просветители, будучи предвестниками и идеологами Французской буржуазной революции, боролись не только против феодального дворянства, но и против церкви, которая его поддерживала.

ХIХ в. открыл новую страницу в истории западноевропейской культуры. Техногенная цивилизация вступила в индустриальную стадию развития. Грандиозные успехи классической механики к концу ХVIII в. создали условия для промышленного переворота конца ХVIII – начала ХIХ в. На смену мануфактурному пришло крупное промышленное производство, что вызвало бурный рост численности пролетариата, а вместе с тем и усиление его эксплуатации, массовую безработицу, и, как следствие, резкое обострение социальных противоречий и классовой борьбы в первой половине ХIХ в.

В ХIХ в. уже рассеялись просвещенческие иллюзии, оптимистические надежды и ожидания. Лозунг: «Свобода. Равенство. Братство», написанный на знаменах Французской буржуазной революции, обнаружил свою несостоятельность. Капитализм, по крайней мере в ХIХ в., оказался не тем обществом, о котором мечтало человечество. Слишком много было несправедливого, недолжного, неразумного. Просветительская вера в разум и его неограниченные возможности оказалась если не подорванной, то сильно поколебленной. Это нашло свое выражение и в умонастроениях ХIХ в. Появились концепции иррационалистического плана (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон и др.), в которых развенчивались безосновательные претензии разума, критиковалась сама рационалистическая традиция, апофеоз которой представлен в панлогизме гегелевской философии. Однако эта традиция не исчезла. Продолжил и развил ее марксизм, возникший в середине ХIХ в. и предложивший свой рациональный революционно-практический проект построения справедливого общества, утопичность и несостоятельность которого стала очевидной лишь к концу ХХ в. Традиции рационализма продолжал развивать и позитивизм, появившийся в 30–40-х гг. ХIХ в.

ХХ в. – это начало уже современной эпохи, ознаменовавшейся существенными изменениями во всех сферах жизни общества. Для нас, ныне живущих, век ХХ – это наше недавнее «вчера» в отличие от ставшего уже историческим прошлым ХIХ в., не говоря уже о более ранних столетиях. Наша современная эпоха (ХХ – ХХI вв.) заслуживает более основательного рассмотрения. Об этом и пойдет речь в разделе 4.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается различие в понимании человека в древне-восточной и античной культуре?

2. Охарактеризуйте основные особенности античного мировоззрения.

3. Чем отличаются античное и современное понимание Космоса? 4. Каковы основные черты мировоззрения средневековья?

5. Какие ценностные ориентации и установки современной культуры берут начало в эпоху Возрождения и чем они обусловлены?

6. Охарактеризуйте материально-технические, социально-экономические и духовные новации, которые привели к формированию техногенной цивилизации.

Глава 3

Философское осмысление проблемы бытия

§ 6. Бытие и его основные формы

Бытие является одной из наиболее абстрактных, предельно общих категорий философии. Учение о бытии называется онтологией. Быть – значит существовать, наличествовать. Признак существования присущ не только вещам, но и мыслям, сознанию, духовным

явлениям. Категорией, противоположной бытию, является небытие. В древнекитайской философии (даосизме) понятие небытия является более фундаментальным, первичным, чем бытие. Бытие возникает из небытия. Небытие – это как бы резервуар, вместилище, в котором в потенциальном виде (виртуально) содержится возможное разнообразие мира. В западной философской традиции сформировалось иное понимание соотношения бытия и небытия. Если бытие – это нечто, то небытие – это ничто. Например, в античной атомистике атомы существуют, а пустота не существует.

Современные представления о бытии отличаются сложностью и разнообразием. Понятие «бытие» не ограничивается простой констатацией факта существования «здесь» и «теперь». Человеческий разум, преодолевая ограниченность чувственных констатаций относительно существования отдельных вещей, приходит к идее сохранения, пребывания. Отдельные вещи могут исчезнуть, перестать существовать, но это не означает их абсолютного исчезновения и уничтожения, а лишь переход в иную форму существования. Раздвигая пространственно-временные рамки бытия вещей, разум формирует более общую идею о существовании не только «здесь» и «теперь», но и «здесь» и «там», «теперь» и «потом», «теперь» и «раньше». Так формируется идея о достаточно длительном существовании мира в пространстве и во времени. Философы-материалисты, предельно расширяя сферу бытия мира, не оставляют места для бытия вне его. Бытие мира с философско-материалистических позиций означает существование мира «здесь» и «везде», «теперь» и «всегда».

Согласно религиозно-философским концепциям, бытие не сводится к бытию мира, ибо есть еще бытие вне мира, бытие Бога. А мир – это бытие тварное, оно имеет начало и конец как во времени, так и в пространстве. Творение – это действие свободной божественной воли, не связанной никакой необходимостью, которое дает место иному, небожественному бытию, разворачивающемуся в пространстве и во времени. Само пространство и время творятся вместе с миром как формы его организации. Поэтому постановка вопроса о том, что делал Бог до сотворения мира является некорректной, так как «до» – временная категория, не применимая (как и все временные и пространственные характеристики) к Абсолюту, который существует не во времени, а в вечности.

Можно по-разному классифицировать формы бытия. Самая распространенная классификация выделяет:

бытие вещей (природных вещей и вещей, созданных человеком);

бытие человека (в мире вещей как вещи среди других вещей и в сложном переплетении телесных, социальных и духовных характеристик);

бытие духовного (идеального), включающего индивидуализированное и объективированное духовное;

бытие социального (отдельного человека и общества). Бытие можно подразделить на актуальное и потенциальное.

Мы говорим: «существует реальная угроза», «существует потенциальная возможность». Можно привести и другую, краткую, а потому неполную рифмующуюся классификацию бытия: бытие вещей, бытие людей, бытие идей.

Философский анализ бытия конкретных вещей и бытия мира приводит к идее субстанции. Конкретные вещи изменчивы, преходящи, возникают и исчезают. Философская мысль еще в древности задавалась вопросом о существовании непреходящей, пребывающей, сохраняющейся первоосновы всего существующего многообразия вещей, из которой возникают и в которую возвращаются конкретные многообразные вещи. Эта первооснова получила название субстанции. Субстанция характеризуется самодостаточностью, не обусловленностью ничем другим. Субстанция – причина самой себя (Б. Спиноза).

Философские учения, которые в качестве основы берут одну субстанцию, получили названия монистических, две – дуалистических (Р. Декарт), три и более субстанции – плюралистических (Г. В. Лейбниц). Если в основу кладется духовная субстанция (все остальное выступает как ее проявление, порождение и т. п.), то это идеалистический монизм (например, гегелевская философия). Если за основу берется материальная субстанция (материя), то это – материалистический монизм (пример – диалектический материализм К. Маркса – Ф. Энгельса – В. Ленина).

§ 7. Материя и формы ее существования

В диалектическом материализме категория материи играет важнейшую роль. Материя рассматривается как все многообразие конкретных материальных образований и в то же время как сохраняющаяся основа (субстанция) всех конкретных существований. Материя существует не в отрыве от конкретных вещей, не вне и наряду с ними, а в них и через них. Поэтому попытки видеть, осязать материю как таковую подобны попыткам наряду, скажем, с конкретными плодами осязать и видеть «плод вообще». Понятие «бытие» предельно широкое и не исчерпывается понятием материи как объективной реальности, поскольку включает в себя и субъективную реальность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки"

Книги похожие на "Философия и методология науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Осипов

Алексей Осипов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Осипов - Философия и методология науки"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.