» » » » Алексей Осипов - Философия и методология науки


Авторские права

Алексей Осипов - Философия и методология науки

Здесь можно купить и скачать "Алексей Осипов - Философия и методология науки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Белорусская наука»23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Осипов - Философия и методология науки
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-985-08-1568-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматриваются статус, специфика и функции философии как рационально-критической формы мировоззрения. Особое внимание уделяется пониманию философии как рефлексии над всеми формами и способами практического и духовного освоения мира. Выявляется специфика философско-методологического анализа науки, ее методологического инструментария, структуры и динамики научного познания, социально-аксиологического измерения науки. Раскрываются функции философии в обосновании и развитии научного познания. Структура и тематическое содержание пособия соответствуют типовой программе-минимуму кандидатского экзамена по философии и методологии науки.

Адресуется магистрантам и соискателям нефилософских специальностей, студентам и преподавателям учреждений высшего образования, а также научным сотрудникам.






§ 8. Движение как способ существования материи

Философское понимание материи в рамках диалектического материализма предполагает неразрывную связь материи и движения. Материя не мыслима без движения. Движение понимается как всякое изменение. Движение есть противоречивое единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности. Если бы в многообразных процессах, которые происходят в мире, не было бы моментов относительной устойчивости (не только в смысле механического покоя), то не могли бы возникнуть ни атомы и молекулы, ни звезды и планеты и т. п. Относительная устойчивость (сохраняемость) в движении дает возможность материи «развернуться» в многообразии своих структурных уровней (от микрочастиц до Метагалактики) и сохранить это дифференцированное многообразие.

Движение, при котором происходят необратимые качественные изменения, связанные с появлением новых свойств, элементов, структуры, называется развитием. Развитие, при котором происходит усложнение, переход на более высокий уровень организации, называют прогрессом. Развитие в обратном направлении называется регрессом. Главным критерием развития являются не просто качественные изменения, а признак новизны. Превращение воды в лед, а льда в воду – это не развитие, а более сложная (по сравнению с механическим перемещением) форма движения. Это смена агрегатных состояний обратима и не обладает «новизной».

В соответствии с многообразной иерархической структурированностью материи (неорганическая, органическая, социальная) выделяют физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи. Механическая форма движения, отмеченная Ф. Энгельсом в качестве простейшей и генетически первичной основы физической формы движения, теперь таковой не рассматривается. Механическое движение не связано с каким-либо отдельным структурным уровнем организации материи.

Принцип соотношения форм движения субординационный, а не координационный. Иными словами, они не рядоположены, а соотносятся как высшие и низшие формы движения. В свою очередь, высшие формы движения основываются на низших, включают их в себя (а не наоборот), трансформируют их и за счет этого не сводятся к низшим. Это означает, что низшие формы движения в «связанном» состоянии (включенные в состав высших) приобретают новые свойства, которых они не имеют в «свободном» состоянии. Так, живой организм состоит из тех же атомов и электронов, что и любой неорганический объект. Но эти же атомы и электроны, включаясь в состав живого организма, образуют высокомолекулярные органические соединения и создают сложную морфологическую структуру, призванную обеспечить устойчивое функционирование этого организма. Когда же последний умирает, т. е. прекращается его функционирование, ничто уже больше не удерживает сложную морфологию, «не предъявляет» к ней соответствующих требований, и она распадается, возвращаясь снова в «свободное» состояние, где атомы и электроны продолжают свой круговорот, так и «не почувствовав», что произошло с живым организмом.

Осознание этой субординационной сложности пришло не сразу. Долгое время в науке и философии преобладало мнение, что высшие формы можно сводить к низшим без остатка. Такая позиция называется редукционизмом. В период господства механистического мировоззрения (ХVII – ХIХ вв.) считалось, что все можно свести к механическому движению, объяснить с помощью механических закономерностей. Лишь начиная с конца ХIХ в. в науке возобладало мнение, что механика имеет ограниченную сферу применения. Но редукционизм как методология оказался живуч. До сих пор встречаются попытки сведения сложного (биологической формы движения) уже не к простейшему механическому движению, а к более сложным физико-химическим взаимодействиям или социальных явлений – к биологическим.

Современная наука далеко продвинулась в понимании сложного многообразия мира. Идея развития, во многом благодаря философии (прежде всего философии диалектического материализма), распространилась из области органической природы и общества на область неорганической природы. В середине ХХ в. идея развития «прописалась» в физике, где до этого говорили только о развитии знаний об атомах, элементарных частицах, но не о развитии самих элементарных физических объектов. Однако в середине ХХ в. исследования в области релятивистской космологии и квантовой теории поля вышли на такие рубежи, что встал вопрос не только об эволюции звезд, но и об эволюции элементарных физических объектов. Обнаружилась глубинная взаимосвязь процессов микро– и мегамира. Чтобы проследить их эволюцию, нужно задействовать временные интервалы в десятки миллиардов лет. Именно глубинная фундаментальность элементарных частиц приводила ко мнению, что они неизменны, изменяются только знания о них. Иначе говоря, физики до середины ХХ в. оперировали понятием различных взаимодействий, взаимопревращений, но не понятием развития, не рассматривали элементарные объекты как продукт эволюции. Это стало возможным сравнительно недавно.

В 1980-е гг. сформировалась концепция глобального эволюционизма, в основе которой лежат представления о системной взаимосвязи и целостности мира (неорганического, органического, социального) и универсальной эволюционности, присущей и живому, и неживому. Становлению концепции глобального эволюционизма способствовали не только концепции эволюции живого в биологии и нестационарной Вселенной, но и возникшая в 1970-х гг. междисциплинарная наука – синергетика.

Синергетика изучает общие закономерности процессов самоорганизации в системах самой разной природы. Под самоорганизацией в синергетике понимают процессы, когда в открытых нелинейных системах, находящихся в сильно неравновесном состоянии, вблизи критических точек (точек бифуркации) микроскопические взаимодействия (на молекулярном уровне) приобретают характер согласованного, кооперативного взаимодействия и приводят к макроскопическим упорядоченным пространственно-временным структурам. В равновесном же состоянии движение молекул хаотично, несогласованно. При переходе открытой нелинейной системы в сильно неравновесное состояние в точках бифуркации самые незначительные внешние воздействия или внутренние (флуктуации) приводят к тому, что система резко изменяет свое состояние – появляются макроскопически упорядоченные структуры. В литературе (И. Пригожин) это получило название «возникновение порядка из хаоса».

Синергетика кардинально пересматривает понятия хаоса, случайности, которые теперь трактуются как важные внутренние факторы самоорганизации. Вводится понятие динамического или детерминированного хаоса как некой сверхсложной упорядоченности, существующей неявно, потенциально и способной проявиться в огромном многообразии упорядоченных структур. Синергетическая парадигма, складывающаяся в современной науке, позволяет по-новому рассматривать процесс развития в разных областях мира как сложный необратимый нелинейный процесс, предполагающий альтернативные сценарии.

Контрольные вопросы

1. Каков статус категории бытия в философии?

2. В чем заключается различие пространства и времени как форм существования материи?

3. Почему высшие формы движения материи не сводятся к низшим? 4. В чем состоит суть концепции глобального эволюционизма? 5. Какова роль синергетики в становлении современной научной картины мира?

6. Покажите различие материалистической и религиозной трактовок понятия «вечность».

Глава 4

Проблема сознания в философском осмыслении

§ 9. Проблема статуса сознания

Проблема сознания является одной из самых сложных и трудноразрешимых. Споры и дискуссии по этому вопросу не утихают до сих пор. Сознание является предметом исследования не только философии, но и психологии, социологии и других наук. В данной главе мы рассмотрим сознание кратко и обобщенно, так как не ставим своей задачей охватить всю полноту и глубину этой проблемы.

Если рассматривать сознание обобщенно (а значит, неизбежно схематично), то можно выделить два основных подхода в понимании статуса сознания – субстанциональный и несубстанциональный.

Субстанциональный подход (если отвлечься от нюансов) характерен для идеалистической и религиозной философских традиций. Сознание (индивидуальное или надындивидуальное) здесь наделяется субстанциональным статусом, т. е. или не зависит от материальной (телесной) субстанции, как в дуализме (Р. Декарт), или порождает и творит материю (различные формы идеализма, религиозные и религиозно-философские концепции). С этих позиций сознание или душа человека обладают самостоятельностью по отношению к его телу (хотя и связаны с ним). Мозг в таком случае выступает не органом, продуцирующим мысль, а неким инструментом души, которая использует его для «озвучивания» мыслей подобно тому, как радиоприемник есть некий инструмент, который «озвучивает» мелодию, не являясь ее генератором.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки"

Книги похожие на "Философия и методология науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Осипов

Алексей Осипов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Осипов - Философия и методология науки"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.