» » » » Алексей Осипов - Философия и методология науки


Авторские права

Алексей Осипов - Философия и методология науки

Здесь можно купить и скачать "Алексей Осипов - Философия и методология науки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Белорусская наука»23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Осипов - Философия и методология науки
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-985-08-1568-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматриваются статус, специфика и функции философии как рационально-критической формы мировоззрения. Особое внимание уделяется пониманию философии как рефлексии над всеми формами и способами практического и духовного освоения мира. Выявляется специфика философско-методологического анализа науки, ее методологического инструментария, структуры и динамики научного познания, социально-аксиологического измерения науки. Раскрываются функции философии в обосновании и развитии научного познания. Структура и тематическое содержание пособия соответствуют типовой программе-минимуму кандидатского экзамена по философии и методологии науки.

Адресуется магистрантам и соискателям нефилософских специальностей, студентам и преподавателям учреждений высшего образования, а также научным сотрудникам.






Субстанциональный подход (если отвлечься от нюансов) характерен для идеалистической и религиозной философских традиций. Сознание (индивидуальное или надындивидуальное) здесь наделяется субстанциональным статусом, т. е. или не зависит от материальной (телесной) субстанции, как в дуализме (Р. Декарт), или порождает и творит материю (различные формы идеализма, религиозные и религиозно-философские концепции). С этих позиций сознание или душа человека обладают самостоятельностью по отношению к его телу (хотя и связаны с ним). Мозг в таком случае выступает не органом, продуцирующим мысль, а неким инструментом души, которая использует его для «озвучивания» мыслей подобно тому, как радиоприемник есть некий инструмент, который «озвучивает» мелодию, не являясь ее генератором.

Несубстанциональный подход характерен для материалистической традиции. Наиболее развернутая трактовка сознания дается в диалектико-материалистической философии, где сознание не обладает субстанциональным статусом, т. е. несамодостаточно, не-самостоятельно. Сознание является порождением материи на ее высшем (социальном) этапе развития (социально-исторический аспект), высшей формой информационного отражения реальности (гносеологический аспект) на основе нейрофизиологических процессов мозга (онтологический аспект) и выполняет важную, но служебную роль регулятора целеполагающей деятельности (функциональный аспект).

В материалистической трактовке мозг является органом, продуцирующим мысль, которая исчезает вместе с прекращением в нем материальных нейрофизиологических процессов. Но мысль есть продукт не просто мозга человека, а человека, включенного в контекст социальных связей и коммуникаций, вне которых сознание не сможет сформироваться даже при наличии соответствующего нейрофизиологического субстрата (мозга). Император Акбар (империя Великих Моголов в Индии), живший в XVI в., поставил жестокий, но показательный эксперимент. Родившегося младенца кормили, поили, но никак с ним не общались. В итоге сознание у ребенка не возникло (феномен Маугли, но в его трагическом воплощении, а не в красочно-сказочной интерпретации Р. Киплинга).

Сознание представляет собой целостный внутренний мир мыслей, чувств, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого осознающего субъекта, ни других людей. В этом онтологическом плане существование сознания выражается понятием «субъективная реальность», «идеальное». В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение человека к действительности. В праксеологическом ракурсе идеальное означает духовную активность, направленную как во вне, так и внутрь, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность сознания.

Широкое распространение в западной философии ХХ в. получила феноменологическая трактовка сознания, основателем которой был Э. Гуссерль. Исходный пункт феноменологии как философского учения – интенциональность (направленность на предмет) сознания, его несводимость (нередуцируемость) к предметному миру, хотя несомненна и неразрывность его с последним. Феноменология отвлекается от причинных и функциональных связей между сознанием и предметным миром.

За сознанием остается лишь функция смыслообразования (установление смысла предметов), воссоздание смыслового поля непосредственно между сознанием и предметом. Для этого необходимо обнаружить и выявить чистое сознание или его сущность, что в свою очередь предполагает так называемую феноменологическую редукцию, т. е. исключение («вынесение за скобки») разнообразных установок как внешних по отношению к сознанию (мифологических, научных, идеологических, повседневно-обыденных и т. п.). Чистое сознание – это сознание, очищенное не от предметов, а от схем, догм, шаблонов, от попыток найти основу сознания в том, что сознанием не является. Феноменология рассматривает предметы в качестве конституированных сознанием.

Феноменологическая установка нацелена не на восприятие известных и выявление еще неизвестных свойств и функций предмета, но на сам процесс сознания как формирование определенного спектра значений, усматриваемых в предмете. При этом неважно,

существует предмет реально или нет. Сознание никак не определяется предметом, смысл которого оно устанавливает. Сущность сознания – в смысловой направленности на предметы, в смысловом смыкании с предметами.

§ 10. Происхождение и сущность сознания

Согласно традиционной диалектико-материалистической концепции, сознание есть продукт длительного общественно-исторического развития. Становление сознания происходило в контексте становления человека разумного (homo sapiens). Этот процесс начался примерно 2–2,5 млн лет тому назад. Биологическими предпосылками этого процесса являются достаточно развитой головной мозг и связанный с этим развитой уровень психики человекообразных обезьян, а также их переход к прямохождению. Последнее обстоятельство обусловило дифференциацию функций передних и задних конечностей. Передние конечности освободились для трудовой деятельности, поначалу весьма примитивной.

Именно трудовая деятельность, которая с самого начала имела коллективный, общественный характер, стимулировала развитие мозга, мыслительных способностей, поскольку изготовление орудий труда (а не ситуативное использование готовых предметов) требовало достаточно сложной цепочки целеполаганий. В процессе трудовой деятельности совершенствовались передние конечности как орган труда, возникала и развивалась членораздельная речь как необходимое условие эффективной разносторонней коммуникации.

В результате длительного процесса антропосоциогенеза примерно 30–40 тыс. лет назад сформировался человек разумный, внешний облик которого, как и его мозг (объем, морфологическая структура, функциональные возможности), были такие же, как и у современного человека. Разница между кроманьонцем и современным человеком состоит только в информационной насыщенности («загруженности») мозга и его тренированности. Кроманьонские малыши не ходили в детские сады и школы, где их учили бы решать интеллектуальные задачи, читать, писать, развивать свои способности. Но если бы они попали в современные детсады и школы, то выросли бы обычными современными людьми.

Такова вкратце суть классической трудовой концепции происхождения сознания, изложенной еще Ф. Энгельсом в работе «Диалектика природы» во фрагменте «Роль труда в превращении обезьяны в человека»[26]. Однако эта концепция не согласуется с положениями генетики.

Дело в том, что концепция Энгельса исходит из того, что трудовая деятельность, связанная с целеполаганием, создает стимулирующее «напряжение» для мозга, постепенно приводя к появлению сознания. Однако само целеполагание, без которого невозможна трудовая деятельность, уже предполагает наличие хотя бы искры сознания. Получается замкнутый круг. Далее, эта концепция исходит из того, что благоприобретенные в онтогенезе признаки передаются по наследству, что позволяет объяснить постепенное, медленное (в течение сотен тысяч и даже миллионов лет) накопление морфологических изменений (рука, мозг и др.). Современная же генетика доказала, что благоприобретенные признаки по наследству не передаются. Для преодоления этой трудности была выдвинута так называемая радиационная гипотеза, которая объявляла происходящие изменения следствием благоприятных мутаций, вызванных действием радиационного фона. Но мутации в своей основе являются факторами отрицательными. Вероятность благоприятной мутации для организма равна примерно 10–3. Здесь же был необходим комплекс взаимосогласованных благоприятных мутаций, что делало их вероятность ничтожно малой. Поэтому трудовая концепция происхождения сознания может рассматриваться, в лучшем случае, как правдоподобная гипотеза.

С религиозной точки зрения сознание человека – нечто принципиально новое, которое не возникает эволюционным путем. Сознание, разум – это дар Творца, отличающий человека от животных. Человекообразное животное получает от Бога разумную душу. Библейский текст, где говорится о том, что Бог создал человека из праха земного и «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7), не надо понимать так, что человек был слеплен из песка и глины. Епископ Феофан Затворник поясняет этот библейский текст следующим образом: «Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? Оно было живое тело – было тело животного в образе человека с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой»[27].

Нами уже отмечалось, что диалектический материализм рассматривает сознание как функцию мозга, а мозг – как орган, порождающий, продуцирующий сознание. Однако сознание не только продукт деятельности нейрофизиологических процессов мозга, но и продукт сложных общественных отношений, в которые погружен человек.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки"

Книги похожие на "Философия и методология науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Осипов

Алексей Осипов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Осипов - Философия и методология науки"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.