» » » » Алексей Осипов - Философия и методология науки


Авторские права

Алексей Осипов - Философия и методология науки

Здесь можно купить и скачать "Алексей Осипов - Философия и методология науки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Белорусская наука»23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Осипов - Философия и методология науки
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-985-08-1568-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматриваются статус, специфика и функции философии как рационально-критической формы мировоззрения. Особое внимание уделяется пониманию философии как рефлексии над всеми формами и способами практического и духовного освоения мира. Выявляется специфика философско-методологического анализа науки, ее методологического инструментария, структуры и динамики научного познания, социально-аксиологического измерения науки. Раскрываются функции философии в обосновании и развитии научного познания. Структура и тематическое содержание пособия соответствуют типовой программе-минимуму кандидатского экзамена по философии и методологии науки.

Адресуется магистрантам и соискателям нефилософских специальностей, студентам и преподавателям учреждений высшего образования, а также научным сотрудникам.






Говоря о кардинальных изменениях мировоззрения в эпоху Возрождения, по сравнению со средними веками, необходимо указать на один важный мировоззренческо-психологический момент, который часто не замечают на фоне восторгов по поводу окончания «ночи» средневековья и наступления светлого и радостного «утра» эпохи Возрождения. Речь идет об остром чувстве психологического дискомфорта, который испытал человек в результате революции в мировоззрении, совершенной Николаем Кузанским, Н. Коперником и Дж. Бруно. В результате этой революции человек лишился привилегированного статуса венца творения, находящегося в центре мироздания под отеческим попечением Творца, и оказался обитателем рядовой планеты, затерянной в бесконечных просторах Вселенной. Это можно сравнить с чувствами человека, которого против его воли переселили из элитной роскошной квартиры в центре столицы в бескрайнюю тундру. Но очень скоро, уже в ХVII в., человек смог компенсировать этот психологический дискомфорт, «ужас» холодной и безмолвной бесконечности, направив свою энергию и силы на преобразование природной и социальной реальности. Современного же человека бесконечность вообще не пугает. Он к ней привык, строит планы освоения, на этот раз уже космического пространства. И все же ему одиноко во Вселенной, он не оставляет надежды установить контакт с «братьями по разуму». Необычайный интерес к НЛО – яркое тому подтверждение.

Повышение ценностного статуса природы было необходимой предпосылкой становления в ХVII в. экспериментально-математического естествознания, о чем подробнее будет говориться в § 18. Сейчас же дадим лишь общую характеристику эпохе, начало которой положил ХVII в., а продолжил ХVIII в. – эпоха Просвещения. Именно этот период насыщен существенными материально-экономическими, социально-политическими и духовно-мировоззренческими новациями.

ХVII в. – это период становления капитализма, зарождение которого произошло еще в эпоху Возрождения. В последней трети ХVI – начале ХVII в. произошла буржуазная революция в Нидерландах, а в середине ХVII в. – буржуазная революция в Англии, чему в немалой степени содействовала Реформация: распространение в странах Северной Европы протестантизма, способствовавшего мировоззренческой легитимации капиталистического предпринимательства[22].

Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, вытеснившего ремесленно-цеховое производство, которое базировалось на том, что работник сам производил товар от начала и до конца. Мануфактура же за счет разделения труда и кооперации смогла на том же техническом базисе (промышленный переворот произойдет позже) за счет новой организации производства существенно повысить производительность труда, что стало материально-экономическим залогом победы капитализма над феодализмом.

С XVII в. начинает свой «разбег» техногенная цивилизация. Для предшествующей традиционной цивилизации был характерен примат аграрного способа производства, обусловленного сращенностью человека с природными условиями своего существования. В докапиталистических формациях, как отмечал К. Маркс, «объективным условием труда является не продукт труда, а находимая трудом природа»[23]. Техногенная же цивилизация базируется на технико-технологических структурах разного типа, которые приобретают решающее значение в сфере материального производства и, быстро развиваясь в силу присущей им динамичности, оказывают влияние на все стороны жизни общества.

В экономическом плане техногенная цивилизация предполагает универсализацию товарно-денежных отношений, ориентацию не на простое, а на расширенное воспроизводство. Экспансивность, динамизм заложены в самой природе капитала (самовозрастающая стоимость), который стремится превратить в рынок весь земной шар. В своем экспансивном стремлении капитал встречает сопротивление со стороны сословно-корпоративной структуры социума и соответствующего типа личности, связанной многочисленными зависимостями. Для сословно-корпоративной личности ее многочисленные связи – это страховочная сеть, инкорпорированность в которую гарантирует ей устойчивый социальный статус и материальное благополучие. Поэтому такая личность положительно оценивает устойчивость, традиционность, авторитет, а динамизм, новации и тому подобное получают у нее отрицательную оценку. Для традиционной цивилизации характерен приоритет ценности над целью, т. е. ценностно-рациональное, а не целерациональное отношение к миру.

Ценностная рациональность – это рациональность целого, где индивид ориентируется на общие ценности, четко не выделяя себя из целого. Его рациональная собственная позиция состоит в том, чтобы следовать рациональности общества, которая обеспечивает его выживание, функционирование, существование и в определенной мере развитие[24].

Для капитала, наоборот, сословно-корпоративные связи выступают не страховочной сетью, а являются путами, оковами. Для него традиционализм и устойчивость – это синонимы косности, сдерживающей инициативу и предприимчивость. Поэтому не удивительно, что экспансия капитала ломает эту сословную структуру, устраняет все национальные перегородки и «освобождает» человека от сковывающих его обязательств и клятв. Капиталу нужна свободная рабочая сила, не связанная никакими сословными договорами и обязательствами. Поэтому при капитализме люди превращаются в автономных, независимых, юридически равноправных индивидов. Вместо отношений личной зависимости приходят отношения личной независимости, основанные на всеобщей экономической зависимости. Социальные связи становятся менее многочисленными, более простыми, абстрактными, универсальными, но зато экономически более прочными.

В условиях традиционного общества, как уже отмечалось, образ жизни (в материально-техническом, экономическом, социальном смыслах) мог воспроизводиться практически неизменным на протяжении ряда поколений. Динамизм технико-технологических структур как основы производства, влияющей на все стороны жизни, привел к тому, что образ жизни стал меняться на протяжении жизни даже одного поколения. Это требовало от человека, оказавшегося в такой ситуации, умения быстро адаптироваться к стремительным изменениям. В противном случае лишенный поддержки сословно-корпоративных связей человек опускался на социальное дно. Такая ситуация, жестокая и беспощадная, характерна для периода первоначального накопления капитала, когда, с одной стороны, огромные массы крестьян, ремесленников нищали, разорялись и превращались в «свободных» пролетариев, вынужденных продавать единственное, что у них осталось, – свою рабочую силу. С другой стороны, складывается новый тип личности – буржуа, предпринимателя, отличающегося энергичностью, динамизмом, предприимчивостью.

Все вышесказанное привело не только к изменению характера отношений между людьми, но и к изменению их отношений к природе. Рвутся внутренние, органические связи человека с природой, присущие аграрному способу производства. Отныне человек и природа соединяются внешним образом как субъект и объект. Природа становится простым объектом технического воздействия человека, полем приложения его энергии и экспансивной предприимчивости, вооруженной соответствующими средствами. Формируется агрессивно потребительское отношение человека к природе, которое стало мировоззренческой основой и первопричиной глобального экологического кризиса последней трети ХХ в., когда все возрастающие масштабы негативного воздействия человека на природу привели к нарушению глобальных механизмов саморегуляции биосферы.

Но в ХVII в. об этом еще никто не думал и не догадывался. Утилитарно-потребительское отношение к природе усилило внимание к ее изучению с целью дальнейшего использования в интересах человека. Возникло естествознание, что стало возможным лишь в условиях капиталистического товарного производства, породившего ценностную переориентацию познания на получение практически полезного знания. Для XVII в. характерен девиз: «Знание – сила».

Объективное изменение отношения человека к природе, как и изменение отношений между людьми, объективный процесс «атомизации» общества своеобразно отражаются новоевропейским сознанием. Углублявшийся процесс секуляризации культуры, начало которому было положено еще в эпоху Возрождения, выразился в том, что роль доминанты мировоззрения начала играть (пусть и не сразу) научно-рациональная, а не религиозная парадигма, хотя процесс эмансипации науки от религии был достаточно долгим и противоречивым. Для ХVII в. с пантеистическими воззрениями (Б. Спиноза) характерна и такая форма религиозного мировоззрения, компромиссная по своей сути, как деизм, который давал новоевропейской науке возможность заниматься изучением природы. Согласно деизму, Бог является Творцом мира, но «освобождается» от функций Вседержителя и Промыслителя, участвующего в судьбах мира. Деисты полагали, что Бог, создав законосообразный мир, больше не вмешивается в ход событий и не нарушает установленных закономерностей (что было характерно для средневекового религиозного мировоззрения). Таким образом, освобождалось поле деятельности для науки, призванной изучать созданный законосообразный мир.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки"

Книги похожие на "Философия и методология науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Осипов

Алексей Осипов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Осипов - Философия и методология науки"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.