» » » » Геннадий Голубин - Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач


Авторские права

Геннадий Голубин - Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач

Здесь можно купить и скачать "Геннадий Голубин - Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «ИОИ»77f366e0-7f11-11e5-b0d0-0025905b9d92, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Голубин - Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач
Рейтинг:
Название:
Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-88230-296-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач"

Описание и краткое содержание "Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач" читать бесплатно онлайн.



Геннадий Голубин даёт нам возможность углубиться во времени и почерпнуть оттуда те золотые россыпи, которые оставили после себя выдающиеся представители русской вокальной культуры, вдохнуть в свои грудные клетки некогда горячее дыхание прошлого, чтобы настоящее прочно становилось на его базе и направляло своё молодое дыхание в будущее. Для молодых певцов это уникальная возможность побыть на время рядом с голосами артистов некогда по-настоящему звёзд отечественной культуры, заглянуть в их виртуальную жизнь, зажечь в себе ту страсть и огонь, которые сопровождали в беспокойной артистической жизни наших героев и их почитателей. Это и хороший памятник именам, которые кто золотом, кто серебром вписал их в сокровищницу нашей яркой и неповторимой музыкальной летописи, биографию нашей страны.






Более подробно о жизни вели кого Шаляпина. Родился он в 1873 году в Казани, в бед ной семье крестьянина (выходца из Вятской губернии), писца Казанской земской управы. Окончил Федор Иванович двухклассное городское училище. Уже в детском возрасте обладал красивым дискантом. С 9-ти лет пел в церковных хорах. Доход семьи был невелик и будущему певцу приходилось подрабатывать, обучаясь столярному, сапожному и переплетному ремеслам. Но подмастерьям много не платили, так что пришлось выступать и в роли грузчика, а чуть позже – писца и крючника.

Примерно лет с двенадцати к Шаляпину пришло увлечение театром, он не только не пропускает ни одной гастрольной труппы, но и предлагает себя в качестве статиста. В 1890 году Шаляпин поступает в хор оперной труппы С. Семенова-Самарского в Уфе. Театральная болезнь была замечена отцом, который сказал: «Иди лучше в дворники, и у тебя будет кусок хлеба».

Но в 17 лет Федор покидает Казань и ездит с небольшими оперными труппами по городам Поволжья, Средней Азии и Закавказья.

Первой сольной партией, спетой Шаляпиным, был Стольник в опере Монюшко «Галька». Однако, голос голосом, талант талантом, а постигать азы вокальной школы Шаляпину все же пришлось. Правда, он не заканчивал ни училищ, ни консерваторий, а занимался частным образом у замечательного певца Большого театра Д. А. Усатова. Говорят, что с Шаляпиным маэстро занимался бес платно. Но удивительно не это, а то, что сам Усатов обладал тенором, а учил певца, голос которого характеризовался как бас кантанте (высокий или певучий, бас).

Занятия продолжались около полутора лет, но они многое дали будущему великому певцу. Всю жизнь Шаляпин с любовью вспоминал своего первого и последнего наставника. Занятия проходили в Тифлисе, так как к тому времени Д. Усатов расстался с Большим театром и занялся преподавательской деятельностью. Во время занятий с Усатовым Шаляпин старался по возможности не покидать Тифлис и не петь в опере, а все свое внимание сосредоточить на обучении. Правда, в ученических и любительских концертах Шаляпин выступать не отказывался.

Профессиональным дебютом Ф. Шаляпина в опере следует считать выступление в партии Рамфиса (опера «Аида» Д. Верди). Точная дата – 28 сентября 1893 года. Ну, а место действия – так называемый «Казенный театр». Весь сезон Федор Иванович по святил работе над такими партиями, как Мефистофель (Ш. Гуно), Гремин, Мельник, Базилио, Тонио (партия баритональная) и другими.

Летом 1894 года Шаляпин приезжает в Петербург, где поет спектакли в загородном саду «Аркадия», а чуть позже – в Панаевском театре. 5 апреля 1895 года он дебютирует в Мариинском театре, исполняя партию Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст». Но что-то не сложилось у Федора Ивановича… Вскоре он покидает театр и едет в Нижний Новгород. Именно там я состоялось его знакомство с С. Л. Мамонтовым, а дальше, я повторяюсь, – Москва и приглашение от «Частной русской оперы».

Здесь, в этом театре, Шаляпиным были созданы замечательные образы в операх русских композиторов. Пере числю некоторые из них: Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова, Борис Годунов в одно именной опере М. Мусоргского и Олоферн в «Юдифи» А. Серова…

В 1899 году, в возрасте всего лишь двадцати шести лет, Шаляпин переступает порог Большого театра. Следует признать, что это был уже сформировавшийся художник, имевший устоявшиеся, вполне определенные воззрения на свои задачи в искусстве. Широко распространено мнение, будто весь секрет шаляпинского воздействия на слушателей – в небывалой мощи и красоте его певучего баса. Однако это не совсем так. Оперные сцены знали голоса куда более мощные, но не было в мире голоса, который был бы наделен таким богатством тембров и красок. Известный певец и музыкальный критик С. Левик писал: «Мощь шаляпинского голоса была не природной, а следствием его умения распределять свет и те ни (разнообразить тембры). Чисто физиологически голос Шаляпина не был феноменом, но как художественный феномен этот голос неповторим».

Свой голос Шаляпин подчинил себе до пределов возможностей. Вот почему он звучал у него и мощнее, и звучнее, чем у других певцов, наделенных от природы более мощными голосами. Поэтому и воспринимался его голос, как необыкновенный, неповторимый и единственный!

Что касается звуковысотного диапазона голоса Шаляпина (его динамический диапазон был просто феноменальным), то не кто иной, как С. Левик (который пел с Шаляпиным в спектаклях), писал, что великий певец не имел даже полноценно звучавших двух октав (в то время, как многие певцы имеют еще и некоторый запас). Что же до низких нот, то они у Шаляпина были не таки ми звучными, как у профундовых басов. Но ведь это вполне естественно: у Шаляпина был высокий бас. Зато он мог петь некоторые баритональные партии (Руслана, Демона и другие). Правда, в партии Демона (ария «Не плачь, дитя») взять «соль» ему было сложно, поэтому гениальному певцу разрешалось транспонировать арию на полтона вниз (в опере это не приветствуется), и во фразе «…и будешь ты царицей мира» звучала нота соль-бемоль.

Ф. И. Шаляпину нравилась партия Онегина. В этой партии наверху всего лишь одна но та «соль» (в финале спектакля). Казалось бы, раз нравится, то можно ее спеть. И Шаляпин почти спел. Я произношу слово «почти» только потому, что сам Шаляпин признался, что заключительная сцена последнего акта «Евгения Онегина» ему не под силу, и дело здесь даже не в ноте «соль». В пении выдержать высокую тесситуру (расположение мелодии) намного сложнее, чем взять отдельную, пусть даже высокую ноту. И транспонировать вниз, как в «Демоне», тоже нельзя, так как заключительная сцена в «Онегине» – это дуэт.

Но мы-то знаем, что искусство певца заключается не в том, какие он берет ноты, а в том, как он доносит до слушателя содержание исполняемого произведения. И вот тут-то Федор Иванович был недосягаем. Исключительно все считают, что, если бы у Шаляпина не было голоса (конечно, певческого), он все равно стал бы Шаляпиным, но, естественно, в драме. Настолько это была гениальная личность.

Сценический диапазон великого артиста был огромен: Сусанин, Борис Годунов, Мель ник, Мефистофель (А. Бойто и Ш. Гуно), Еромка, Досифей, Галицкий, Кончак, Варлаам, Олоферн, Иван Грозный, Пимен, Филипп, Дон Базилио, Дон Кихот, Демон, Алеко (обе последние партии – баритональные) и др. Здесь образы трагические и комические, характеры трогательные и устрашающие, величественные и трусливые, страдающие и т. д. Шаляпину было всего 28 лет, когда он с триумфом спел Мефистофеля в одноименной опере Арриго Бойто. И не где-нибудь, а в Милане, в театре «Ла Скала». Петь итальянскую оперу в Италии, на родине бельканто, да еще на итальянском языке, когда за дирижерским пультом – великий Артуро Тосканини (Фауста пел Э. Карузо), – это ли не подвиг? Через три года Шаляпин покоряет Рим, а в 1908 году и Нью-Йорк («Метрополитен-опера»).

Шаляпин был гениален и как камерный исполнитель. Какое счастье, что мы имеем записи величайшего из певцов! Вспомним, как Шаляпин поет «Блоху», «Ночной смотр», «Титулярного советника», «Элегию» Масснэ и «Со мнение» Глинки. Все это является эталоном для любого поколения певцов и бесценным даром русского гения нам, слушателям.

В истории мирового театра Шаляпин – явление уникальное. К. С. Станиславский не скрывал, что свою систему он писал с Шаляпина. Вне всяких со мнений то, что Шаляпин занимает в оперном искусстве свое особое место. Это артист музыкальной драмы в высоком смысле этого слова. Творчество Шаляпина – одно из самых могучих выражений русского духа. Подобно Максиму Горькому, он вышел из глубинки и дошел до вершин мировой славы! Народность Шаляпина в музыкальном искусстве не может сравниться ни с чем. «Ты в русском искусстве музыки – первый. Как в искусстве слова – Толстой, – писал М. Горький и продолжал: – В русском искусстве, Шаляпин – эпоха, как Пушкин».

Всесторонняя одаренность Шаляпина – факт неоспоримый. Он владел всеми элементами исполнительского искусства. Кроме того, Шаляпин обладал на редкость выгодной сценической внешностью. Его рост, фигура и особенно лицо, меняющее свое выражение и черты, благодаря бесподобной мимике и высокому искусству грима, были всегда подчинены художественным задачам. Многих удивляет то, что Шаляпин почти не учился пению, если не считать занятия с Усатовым, продолжавшиеся чуть больше года. Однако, сам Шаляпин свидетельствует о том, что он упорно учился всю свою жизнь, начиная с ранних лет. Шаляпин часто повторял следующее: «К пению меня поощряли простые мастеровые люди… Ведь русские люди поют с самого рождения».

Как многогранно одаренный человек, Шаляпин хорошо рисовал. Многим известны его дружеские шаржи. Пробовал себя Шаляпин и в режиссуре. В 1912 году им была поставлена «Хованщина» М. П. Мусоргского, позднее – «Русалка» и «Дон Карлос». Эти постановки имели большое значение в жизни музыкально-театрального искусства. Они красноречиво свидетельствовали о том, какое внимание уделял гениальный русский артист проблеме оперной культуры и внутренней драматургии спектакля. Развитию таланта Шаляпина во многом способствовало его окружение в Мамонтовской опере, где работали такие художники, как В. Д. Поленов, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. А. Серов, М. А. Врубель и К. А. Коровин.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач"

Книги похожие на "Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Голубин

Геннадий Голубин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Голубин - Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач"

Отзывы читателей о книге "Корифеи русской оперной сцены. На волнах радиопередач", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.