» » » » Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность


Авторские права

Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность

Здесь можно купить и скачать "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность
Рейтинг:
Название:
Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-906660-25-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"

Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать бесплатно онлайн.



Во второй том включены работы доктора философских наук, доктора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы ФС РФ III созыва Х. А. Барлыбаева, касающиеся взаимосвязанного анализа проблем философской антропологии как основы исследования генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития и глобалистики. Такой анализ закономерно распространяется на изучение вопросов универсальной эволюции, идентичности, структуры сознания, истины и справедливости как системообразующих ценностей.

Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами философской антропологии в контексте перехода к устойчивому развитию и глобальных проблемам современности.






Сегодня стремление ускоренными методами избавиться от религиозных заблуждений человечества, при отсутствии равноценной религии или превосходящей ее мировоззренческой системы, было бы равноценно желанию вернуться обратно в первобытное состояние. Постепенное освобождение человечества от религиозных шор, иллюзий и догм знаменуется отделением государства от церкви, начавшимся в XVIII в. и происходящим по сей день.

Отделение понимается именно в форме отделения от «церкви» как обобщенного выражения религии, поскольку оно начиналось в христианских странах. На место уходящего религиозного мировоззрения и жизненного руководства в этих странах приходят атеистические или реформаторские идеологии индивидуального успеха, удовольствия, потребительства, прав личности, свободы без ответственности и т. п. Сейчас можно уже говорить об отделении государства от религии вообще, поскольку оно происходит и в странах с другими религиями. В некоторых из них указанное отделение производится весьма строго, смешение государственных и религиозных функций и полномочий преследуется по закону, как это, например, имеет место в Турции.

В странах, где произошло отделение религии от государства, она продолжает играть исключительно важную роль во многих областях общественной жизни. А в странах, где они не отделены друг от друга, например, в большинстве мусульманских государств, религия еще выступает в качестве государственной идеологии. Постепенный отход человека от религиозной воображаемой жизни, очевидно, будет происходить в течение длительного времени, по мере появления на Земле интеллектуально более развитых поколений людей, формирования ими новых систем интеллектуально-гуманистического мировоззрения и образа жизни.

Воображаемые человеком картины мира в философии, науке, творческой жизни

Сознание человека делает его существом, которое не может жить иначе, как в постоянном процессе мышления, создания и изображения в голове бесчисленных мыслительных картин, а также их фиксирования на различных материальных носителях. Вопрос заключается в том, с одной стороны, насколько эти картины могут быть верифицированы практикой, насколько они соответствуют и отображают реальную действительность, и, с другой – насколько они являются виртуальными, ложными, не находят эмпирического подтверждения в той мере, в какой это доступно человеческому познанию.

Многое из творчества людей – результаты научных исследований, исторические летописи, документальные произведения, мемуары и хроники, социологические обзоры, реалистические планы, программы и проекты, фотографические изображения и т. п. – соответствует реальным событиям и явлениям. Не меньше места в духовном арсенале человечества занимают творения, представляющие собой художественное отображение действительности: литературные творения в жанрах прозы, поэзии и драматургии, музыкальные сочинения, оперные и балетные произведения, живописные полотна. Но в них могут быть претворены и полностью вымышленные сюжеты, события, явления, и образы, не претендующие на реальность. Вымыслом оперируют целые жанры: миф, эпос, сказка, басня, фантастика, детектив и т. п.

Пожалуй, самое большое место в воображаемой жизни человека занимают картины, которые выдаются за реальные, но на самом деле оказываются ложными или ошибочными. Таковыми являются, например, различные утопические социальные теории, в т. ч. марксистское учение о коммунистическом обществе; не подтвержденные практикой научные гипотезы в естественных и технических науках; философские понятия, не имеющие эмпирического подтверждения и доказательства и т. п.

Образцами нереального воображения в естественных науках можно считать, например, имевшее место в прошлом учение о теплороде (флогистоне), алхимию, схоластику, поиски вечного двигателя, представление о неделимости атома, недостаточно отработанную гипотезу о тепловой смерти Вселенной и др. Эмпирически не подтверждаемых философских категорий также немало, ибо многие философы, как правило, исходя из рассудочной логики, создавали свои философские системы, категории и законы, которые имели мало общего с реальной действительностью. К ним, пожалуй, можно отнести «абсолютную идею» Гегеля, советскую теорию коммунизма, концепцию либерального общества как конечного пункта истории цивилизации и т. п.

В отличие от естественных наук, где несостоятельность определенного ложного утверждения может быть доказана экспериментальным путем, в философии, общественных и гуманитарных науках бесчисленные утверждения, подобные представлениям о флогистоне, эмпирически труднодоказуемы или вообще недоказуемы. По существу, подавляющая часть написанного в указанных научных сферах является «флогистоном», «алхимией» и «вечным двигателем».

Своего рода воображаемыми нереальными картинами являются тексты многих авторов, имеющие демагогический характер, переполненные бессодержательным многословием и пустословием, нарушающие не только принцип «бритвы Оккама» (не умножай сущностей сверх необходимого), но и не имеющие ничего общего с сущностью явлений. Таковым может быть написанное целой плеядой авторов в течение многих лет, как, например, «творения» ученых многих специальностей о «развитом социализме», выходившие из-под их пера в продолжение нескольких десятилетий советского периода. В нынешних условиях подобных «трудов», посвященных проблемам демократии, либерализма, рыночной экономики, государства, путей общественного развития в мире и отдельных странах и т. п., еще больше.

Соотношение воображаемого и невоображаемого в сознании человека

Соотношение воображаемого и невоображаемого в сознании имеет место в жизни каждого человека, человеческих сообществ и человечества в целом. Это соотношение каждодневно и повсеместно, особенно в момент принятия решений по поводу тех или иных вариантов действий, а также изображения той или иной картины в своем представлении. Так, часто летом человек, выходя из дома, не представляет, будет дождь или нет, зонта не берет и попадает под дождь; пассажиры «Титаника» перед поездкой не допускали мысли, что погибнут; Гитлер в 1941 г. не мог себе представить, что в 1945 г. покончит с собой; в 1985 г. почти никто из жителей Советского Союза не думал и не мог подумать о том, что через шесть лет СССР перестанет существовать.

Таких неопределенностей, которых каждый человек или сообщества людей даже представить себе не могут, великое множество. Главное в том, чтобы постараться предугадать часть из этих неопределенностей, особо важных и судьбоносных. Отсутствие такого стремления вызывается беспечностью людей и равнодушием общества, низкой квалификацией и безответственностью руководителей. Очевидно, что человек перед выходом из дома может познакомиться с прогнозом погоды; ответственные за рейс «Титаника» специалисты могли назначить ему другой маршрут; немецкий народ мог не избрать Гитлера рейхсканцеляром; лидеры Советского Союза должны были думать о возможном развале страны и принимать меры против этого или по организации более разумной ее трансформации.

Одним из наиболее угрожающих будущему человечества факторов является ситуация, когда оно не подозревает, не знает и не информировано о необходимости знать о том, что его ждет в обозримом будущем в связи с климатическими изменениями и деградацией окружающей среды. Между тем, научные прогнозы убедительно показывают, что указанные изменения в обозримом будущем реально могут привести к таким планетарным катаклизмам, которые во всемирном масштабе будут аналогом катастроф в Новом Орлеане во время урагана «Катрина» или в Юго-Восточной Азии во время небывалого цунами. Только об этом жители планеты не задумываются так же, как не задумывались о том, что их ожидает, те люди, которые погибли во время упомянутых катастроф.

2.5. Сознание как источник опасности для самого человека

Опасности для человека со стороны его собственного сознания возникают ввиду того, что, во-первых, зачастую человек не знает или не может предвидеть последствий использования своего сознания в определенных целях. Например, сегодня человек не знает, какие из сфер его жизнедеятельности ведут к его самоуничтожению ввиду глобального потепления климата и что надо делать для его предотвращения.

Можно сказать, что в данном случае сознание человека обрабатывает информацию только до определенных пределов, до той границы, где его деятельность приносит ему сиюминутную пользу, и не в состоянии в достаточной мере анализировать явления, происходящие в окружающем мире за указанными пределами, для того, чтобы гарантировать человеку дальнейшую безопасную жизнедеятельность на планете.

Во-вторых, человек нередко не в состоянии управлять своим сознанием. Это случается как правило и в наиболее опасном варианте тогда, когда происходит общее понижение нравственности людей, в условиях, когда сознание людей приобретает характер коллективного, массового, общественного сознания. В основном имея позитивное содержание, общественное сознание в отдельных обстоятельствах приобретает характер стадного сознания или массового психоза, что приводит к разрушительным последствиям. Такое происходит во время массовых волнений, революций или неуправляемых демонстраций. При необходимости предотвращения отдельных нежелательных явлений, например экологических катастроф, тормозящим фактором становится инерционность общественного сознания, когда множество людей не может или не хочет немедленно отказаться от образа жизни, форм производства и от потребления природных ресурсов, ведущих к экологической катастрофе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"

Книги похожие на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Халиль Барлыбаев

Халиль Барлыбаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"

Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.