» » » Елена Благирева - Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие


Авторские права

Елена Благирева - Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Елена Благирева - Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Благирева - Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-906660-07-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Рассмотрены теоретические аспекты и практические разработки современных технологий обучения. Дана характеристика активным методам обучения. Изложены особенности разработки и применения метода кейсов, деловых игр, социально-психологических тренингов. Представлены формы самостоятельной работы студентов.

Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов, а также маркетологов, менеджеров и экономистов и всех, кто интересуется вопросами современных технологий обучения.






Современные требования к повышению качества подготовки специалистов настоятельно требуют внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Чем же отличается активное обучение? Прежде всего, принудительной активизацией мышления (вынужденная активность) – студент должен быть активным независимо от того, желает он этого или нет; достаточно длительным временем вовлечения обучаемых в учебный процесс (практически на протяжении всего занятия самостоятельной творческой выработкой решений, повышенной степенью мотивации и эмоциональности; постоянным взаимодействием обучаемых и преподавателей с помощью прямых и обратных связей.

Динамично возрастающее значение активных методов обучения не является данью образовательной моде, а носит характер попытки дать адекватный ответ на необычайно сложные процессы, происходящие в современной экономике, науке, культуре и других сферах общественной активности.

Разработка технологий обучения преподавателем – это активный творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей, в выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это выбор личных предпочтений преподавателя. Практически, это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность. Но поскольку этот процесс связан с выбором форм, методов и средств обучения, коротко остановимся на этом.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладении обучающихся знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Разнообразие методов и приемов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания:

а) по источнику учебной информации (наглядные, словесные, игровые, практические);

б) по способу взаимодействия обучающихся и обучающих (объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, проблемный, исследовательский).

В предлагаемой классификации методы делятся, прежде всего, на две группы:

1) направленные на первичное овладение знаниями;

2) способствующие закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками.

В зависимости от степени активности студентов в процессе обучения методы первой группы делятся на:

1) информационно-развивающие;

2) проблемно-поисковые.

Ко второй группе методов относятся:

1) репродуктивные;

2) творчески воспроизводящие.

В традиционно-сложившейся практике преподавания в высших учебных заведениях большое место занимают информационно-развивающие методы (лекции, объяснения, рассказ, беседа), в которых преподаватель играет более активную роль, чем студенты. Для закрепления знаний и совершенствования умений особенно часто используют репродуктивные методы (пересказ – воспроизведение студентами учебного материала, выполнение упражнений по образу лабораторных работ по инструкции). Они более ориентированы на запоминание и воспроизведение учебного материала, менее – на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности.

В последние десятилетия широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развивающие мышление, формирующие стойкие практические умения и навыки. Именно на решение этих задач направлены поисковые и творчески воспроизводящие методы.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Для активизации познавательной деятельности студентов используются традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов, обсуждение и дискуссия.

Познавательная активность – это интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление к учению, также умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить подход к решению задачи, добыть информацию, независимость собственных суждений.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности – на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками – активные методы обучения делятся на:

• неимитационные;

• имитационные.

Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности, т. е. имитируются как ситуация, так и сама профессиональная деятельность:

• неигровые: анализ конкретных ситуаций; решение ситуационных задач; упражнения – действия по инструкции (лабораторные и практические работы по инструкции); выполнение индивидуальных задач (практика);

• игровые: имитация деятельности на тренажере; разыгрывание ролей (ролевая, деловая игры).

Неимитационные методы: проблемная лекция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; поисковая лабораторная работа; исследовательский метод; самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение); самостоятельная работа с книгой.

В преподавательской деятельности часто пользуются термином «прием обучения». Прием – это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность. Так, в практике обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств.

Объяснение материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов, показом диафильмов и кинофильмов и их фрагментов, видеозаписей, телефильмов и т. д. Использование наглядных примеров не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему.

В практике преподавания довольно часто используются игровые приемы обучения – разного рода головоломки, дидактические игры, разыгрывание ролей. Сюда можно отнести разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок-шуток, связанных с содержанием учебного материала.

К информационно-развивающим относятся такие методы, с помощью которых студенты получают учебную информацию в готовом виде: или в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, посредством обучающей программы (программированное обучение).

Лекция – метод обучения в виде монологического изложения преподавателем учебной информации. Преимущество лекция состоит в том, что она имеет четкую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за сравнительно короткое время может быть дан большой по объему учебный материал, а благодаря системности его подачи у студентов можно создать целостное представление об изучаемом явлении или объекте.

Лекция требует от преподавателя владения ораторским искусством, строгой логичности и ясности суждений. Именно эти особенности лекционного метода обеспечивают активность слушателей, поддерживают интерес к содержанию, вызывают эмоциональную ответную реакцию, способствуют формированию убеждений.

Материал лекции излагается таким образом, чтобы его легко можно было записать. Для этого интонационно выделяют основные положения, которые формулируются кратко, удобно для записей. На доске лектор делает краткие записи (изображения) структуры учебного материала, которые могут служить для студентов «опорными сигналами» (опорными конспектами). Лекция может сопровождаться показом иллюстрационных материалов: плакатов, слайдов, кинофрагмент.

Лекция как проблемно-поисковый метод, обучения отличается от лекции информационно-обучающего значения тем, что перед ее началом ставится вопрос (проблема), на который они самостоятельно ищут ответ, сами создают для них новые знания, «делают открытия», формулируют теоретические выводы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие"

Книги похожие на "Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Благирева

Елена Благирева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Благирева - Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.