» » » Сергей Шестак - Символ веры. История догматов Христианской церкви Часть первая


Авторские права

Сергей Шестак - Символ веры. История догматов Христианской церкви Часть первая

Здесь можно купить и скачать "Сергей Шестак - Символ веры. История догматов Христианской церкви Часть первая" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русское современное, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Символ веры. История догматов Христианской церкви Часть первая
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Символ веры. История догматов Христианской церкви Часть первая"

Описание и краткое содержание "Символ веры. История догматов Христианской церкви Часть первая" читать бесплатно онлайн.



В книге Сергея Шестака рассказывается об истории первых христианских Вселенских соборов. Автор показывает непростые взаимоотношения религиозных деятелей того времени. Затронуты вопросы подлинности книг христианских писателей, живших во II – IV веках нашей эры; изложена версия создания канонического «Апокалипсиса».






2

Пресвитер Лукиан, – уроженец города Самосаты, основатель Антиохийской школы, – учитель Ария и Евсевия Никомидийского.

Лукиан получил своё богословское образование в городе Эдесса у исповедника Макария (Димитрий Ростовский32).

«Главный труд жизни Лукиана – пересмотр и исправление греческого перевода (70 толковников) Ветхого Завета, а также всего текста Нового Завета. В его редакции Ветхий Завет был представлен в трёх параллельных столбцах, вмещавших в себе тексты еврейский, сирийский и 70-ти»33.

Лукиан пересмотрел греческий текст «Библии» после того, как обнаружил, что тот сильно испорчен «еретиками со злою целью. Ради этого полезного труда Лукиан предварительно изучил еврейский язык» (Димитрий).

«Труды Лукиана сохранились лишь в фрагментах… Большим авторитетом пользовалась его рецензия Библии. По существу она была одним из первых критических изданий… Святой Иоанн Златоуст цитировал Библию по рецензии Лукиана; она же была положена в основу готского перевода Ульфилы» (Мень34).

«Лукиан, муж красноречивый, пресвитер церкви в Антиохии, столько потрудился в изучении Писания, что некоторые экземпляры книг Писания доселе именуются „Лукиана мученика“» (Иероним35).

Пресвитер Лукиан умер мученически в 311 году. Император Галерий (305—311) предложил ему отказаться от Христа. Лукиан укреплял в вере осужденных с ним христиан, убеждал их не отрекаться от Христа, не бояться мучений и смерти.

«В исторических воспоминаниях писателей четвёртого века личность Лукиана занимает совершенно особое место: большинство говорит о нём не иначе, как с уважением к его нравственному характеру и высокой учёности, но в тоже время избегают передавать какие-либо конкретные факты из его жизни. Такое своеобразное положение Лукиана объясняется тем, что в течение некоторого времени своей жизни Лукиан был противником церкви (врагом Римского папы Дионисия (259—268). – С. Ш.), поддерживал человека, учение которого осуждено было соборами» (Спасский).

Лукиан поддерживал своего земляка – Павла Антиохийского, которого афанаситы называют Павлом Самосатским (они не желают называть его Павлом Антиохийским), уроженца города Самосаты, епископа Антиохии (262—272).

Павел Антиохийский учил, что Иисус – это рядовой человек, достигнувший совершенства сознательным воздержанием от греха. Если бы Иисус был изначально совершенным, как утверждают афанаситы, то в этом случае добродетель Иисуса не имела бы нравственной ценности.

«Как пророки были простыми людьми, находившимися под вдохновением Божества, но совершенно непричастными Божеской природе, так и Христос есть простой человек, который чужд Божеского существа и соприкасается с последним только через нравственные усилия своей воли» (Спасский).

Бог, возлюбив Иисуса, даровал ему силу чудотворения, передал суд и возвёл в Божеское достоинство. Иисус больше пророков, не потому что он изначально был больше их. Совершенство Иисуса – результат его собственных подвигов.

«Павел ставил особое ударение на этой стороне своего учения и видел в нём преимущество проповедуемого им воззрения… Заслуга Христа, по Павлу, и состоит в том, что, будучи по существу одинаков с прочими людьми, Он не только остался без греха, но борьбой и трудом преодолел грех наших прародителей» (Спасский).

Епископы Антиохийского патриархата знали учение Павла. Они единогласно избрали его своим руководителем. По мнению Спасского, Павел стал епископом при поддержке Пальмирской царицы Зенобии. Она возвела его в важные государственные сановники: назначила дуценарием – управляющим финансами.

Епифаний назвал Павла Антиохийского – Господоубийцей за то, что тот назвал Иисуса – творением36. «Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мат. 7: 2). Епифаний был ангелоубийцей: лишил Иисуса нравственных подвигов, объявив его безгрешным.

«Несомненно, однако, то, что всех заблуждений Павла Самосатского Лукиан не разделял» (Спасский).

Павел и Лукиан считали, что Иисус – рядовое творение Бога и обличали заблуждения Римского папы Дионисия, ученика Савеллия. Моё доказательство этого – уничтоженные книги Павла и Лукиана. Павел отблагодарил Лукиана: рукоположил в пресвитера.

«Святой Лукиан оставил после себя Символ веры во Святую Троицу» (Димитрий).

По мнению Карташева, «Символ веры Лукиана», изложенный 97 епископами Востока на Антиохийском соборе в 341 году, не принадлежит Лукиану: «Наука не подтверждает буквальной принадлежности его Лукиану, но, может быть, в основе этой формулы и лежал какой-нибудь древний текст, связанный с Лукианом». Древние афанаситы тоже сомневались в этом: «Правду ли они говорили, или своё собственное сочинение возвышали авторитетом мученика, сказать не могу» (Созомен, 3: 5). Руководили этим собором ариане – Евсевий Никомидийский, Патрофил Скифопольский, Акакий Кесарийский (преемник Евсевия Кесарийского). А так же подписал этот Символ веры епископ Кесарии Каппадокийской Дианий (духовный отец Василия Великого).

Я разделяю сомнение Карташева и Созомена: Лукиан не имеет отношения к «Символу веры Лукиана».

Сначала ариане, недовольные Символом веры Первого Вселенского собора, навязанного идеологами Римской церкви руками язычника императора Константина, составили другой Символ веры на Антиохийском соборе в 339 году37. Ариане сообщили, что «Сын существует с Отцом, что Он единородный и Бог… а совечен ли и единосущен ли Он Отцу, или напротив, – этого не написали» (Созомен).

Неудовлетворённость Созомена понятна. Недостаточно назвать Иисуса – Богом. Ангелы высшего чина – тоже боги. «Бог встал в сонме богов; среди богов произнёс суд… Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей» (Пс. 81: 1—7). Чтобы Иисус был истинным Богом, Который создал Вселенную, Его надо назвать совечным и единосущным Отцу.

А затем ариане вдруг изложили другой Символ веры на Антиохийском соборе в 341 году. Сократ (2: 10) и Созомен (3: 5) назвали причину: они остались недовольными своим Символом, сочинённом в 339 году. Как я предполагаю, их заставил сочинить новый Символ веры император Востока Констанций, не желавший воевать с императором Запада Константом, который был сторонником афанаситов.

После смерти Константина Великого империей управляли три его сына – Константин II, Констант и Констанций. В 340 году Констант стал единым правителем Запада: Константин II объявил ему войну и погиб. «Повеяло аналогией единодержавия Константина Великого. Это заставило и Констанция, и весь восточный епископат не „задирать“ Запад, в том числе и римский, церковный» (Карташев).

Констанций решил, что он может разделить трагическую участь Лициния: в 323 году император Запада Константин Великий уничтожил императора Востока Лициния, обвинив его в преследовании христиан. Армия Констанция была слабее армии Константа. Вот почему он решил не «задирать» Запад.

Новый Символ веры, изложенный арианами в 341 году, «был согласен с учением» афанаситов, «если только в их словах не скрывается какой-нибудь неизвестной для меня мысли» (Созомен). Они опять не назвали Сына единосущным Отцу! Они назвали его неизменным по Божеству. И объявили это изложение «Символом веры Лукиана».

Почему Созомен сомневался в искренности ариан? Во-первых, он знал, что Лукиан был учителем ариан. Лукиан назвал Иисуса истинным Богом, – для Созомена это звучало анекдотично, примерно так же, как если бы кто-то серьёзно сказал арианам, что Афанасий Великий считал Иисуса творением. Во-вторых, Созомен, очевидно, знал, что император Констанций принудил ариан сочинить компромиссный Символ веры.

Со слов Филосторгия, каппадокийский ритор Астерий «извратил учение Лукиана, изустно и письменно утверждая, что Сын являет собой ничем не отличимый образ сути Отца» (Фотий, 2: 15). Следовательно, Лукиан учил, что природа Сына и природа Отца различны, как небо и земля.

Участники Антиохийского собора, сочинившие «Символ веры Лукиана», прокляли ариан: кто утверждает, «что есть или было время либо век, когда Сына Божия не было, тот да будет анафема» (Сократ. 2: 10). Как я предполагаю, этого уточнения не было в оригинальной рукописи: не мог Евсевий Никомидийский, руководитель этого собора, проклясть себя. Возможно, Сократ пользовался рукописью, переписанную афанаситом Василием Анкирским, объявившим в 359 году этот Символ веры апостольским. Если бы это уточнение было в оригинальной рукописи, Созомен, наверное, не предположил бы, что участники собора могут скрывать неизвестные для него мысли.

Согласно учению Павла Антиохийского, Иисус – рядовой человек. Совершенство Иисуса – результат его собственных подвигов. Добродетель Иисуса не имела бы нравственной ценности, если бы он был безгрешным.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Символ веры. История догматов Христианской церкви Часть первая"

Книги похожие на "Символ веры. История догматов Христианской церкви Часть первая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Шестак

Сергей Шестак - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Шестак - Символ веры. История догматов Христианской церкви Часть первая"

Отзывы читателей о книге "Символ веры. История догматов Христианской церкви Часть первая", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.