Инна Цидилина - Администрирование таможенных платежей как направление финансовой деятельности государства (финансово-правовой аспект)
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Администрирование таможенных платежей как направление финансовой деятельности государства (финансово-правовой аспект)"
Описание и краткое содержание "Администрирование таможенных платежей как направление финансовой деятельности государства (финансово-правовой аспект)" читать бесплатно онлайн.
Монография представляет собой одно из первых комплексных исследований, в котором разработаны концептуальные основы финансово-правового регулирования администрирования таможенных платежей. Автором научно обоснованы предложения по совершенствованию норм финансового и таможенного законодательства, правоприменительной практики.
Разработана система администрирования таможенных платежей, включающая в себя два уровня его осуществления – союзный и национальный. Установлены субъекты, непосредственно осуществляющие администрирование. Предложено понятие администрирования таможенных платежей, обозначены его признаки, виды и направления.
Автором широко использованы материалы правоприменительной практики судебных органов, а также официальные статистические данные ФТС России, заключения Счетной палаты РФ и др.
Монография может быть использована в нормотворческой, научно-исследовательской деятельности, при преподавании дисциплин: «Финансовое право», «Таможенное право», «Налоговое право». Отдельные положения могут быть использованы в правоприменительной деятельности сотрудников таможенных органов и участников ВЭД.
Сторонники представлений о таможенной пошлине как о налоге приводят следующие аргументы:
– налоговыми характеристиками таможенной пошлины являются обеспечение обязательности ее уплаты принудительной силой государства; нетождественность платы за предоставление каких-либо прав или условий совершению государственными органами в интересах налогоплательщика каких-либо юридически значимых действий; зачисление полученных от ее взимания средств в федеральный бюджет, а не на финансирование конкретных государственных расходов[139];
– таможенная пошлина является количественным платежом, свойственный неналоговым платежам принцип эквивалентности;
– она носит общий характер и не служит для каких-либо специальных целей или специальных задач, что позволяет говорить о ее индивидуальной безвозмездности;
– целью их введения является пополнение доходной части бюджета, то есть нарушается свойственный неналоговым платежам пошлинный принцип;
– участие во внешнеторговом обороте является одним из составляющих права на свободную предпринимательскую деятельность, которое не может ставиться в зависимость от уплаты какого-то платежа»[140].
Аргументированный взгляд на таможенную пошлину как на разновидность налоговых платежей содержится в монографическом исследовании А. Н. Козырина. Автор отмечает, что таможенной пошлине присущи все основные признаки и черты налога, в частности «безвозмездность уплаты, безэкви-валентность и безвозвратность налога»[141].
К. А. Сасов отмечает, что таможенные платежи имеют существенные налоговые признаки: «они уплачиваются в рамках государственно-властных отношений; их уплата обязательна; платежи обладают большинством признаков налогов и сборов» (ст. 8 НК РФ)[142]. Сложно согласиться с высказыванием автора о том, что «налоговая природа таможенных платежей ни у кого не вызывает сомнений», поскольку многие исследователи не признают налоговую природу одной из разновидностей таможенных платежей – таможенной пошлины.
Отличие таможенной пошлины от налога сформулировано Н. И. Химичевой: «Таможенная пошлина является своего рода платой за получение права, т. е. имеет индивидуально возмездный характер»[143]. Автор обращает внимание на то, что налоговым платежам, в отличие от таможенной пошлины, свойственна регулярность уплаты[144]. Позицию Н. И. Химичевой поддерживают Е. Ю. Грачева и Э. Д. Соколова[145].
Вывод об особом месте таможенной пошлины в системе обязательных платежей и ее неналоговой природе разделяют и другие ученые (О. Ю. Бакаева[146], Н. И. Землянская[147], М. Н. Сорокина[148], М. В. Калинин[149], И. А. Цинделиани[150], Р. Н. Черленяк[151]).
Так, И. А. Цинделиани утверждает, что таможенную пошлину не следует рассматриваться как налоговый платеж, «поскольку она относится к мерам оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности…, направленным на рационализацию товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию, поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации, защиты экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику» [152].
Н. И. Землянская отрицает налоговый характер данного платежа, настаивает на его пошлинной природе. Автор указывает на необходимость ее отграничения как от налогов, так и от и сборов. От налогов таможенную пошлину отличают возмездный характер, нерегулярность, возможность делегирования права ее уплаты любым заинтересованным лицам. По сравнению со сборами названный платеж не носит эквивалентного характера[153].
Бакаева О. Ю. подвергает критическому анализу диаметрально противоположные научные взгляды по данному вопросу, заключающиеся как в причислении ее к косвенным налогам, так и включении в число сборов. На основе анализа правовой природы таможенной пошлины и ее видов, автор делает вывод о дуалистическом характере ее сущности: данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов[154].
Сорокина М. Н. аргументирует, что таможенная пошлина всегда связана либо с ввозом, либо с вывозом товара; возмездна; отличается целевой направленностью; безэквивалентна; в отличие от большинства налогов она является нерегулярным платежом[155]. Аналогичной позиции придерживается М.В. Калинин[156].
В свою очередь Р.Н. Черленяк отмечает, что законодатель относит таможенную пошлину к неналоговым доходам государства по формальным основаниям: она не содержит все элементы налогообложения, предусмотренные ст. 17 НК РФ (нет налогового периода и налоговой ставки)[157].
Подводя итоги отметим, что позиция ученых о неналоговой природе таможенной пошлины представляется наиболее обоснованной. Однако в научной литературе недостаточно внимания уделяется различиям правовых характеристик ввозной и вывозной таможенных пошлин. Между тем указанные различия следует признать существенными.
Отметим, что классификация таможенных пошлин и их ставок может быть произведена по различным основаниям. Например, М. Н. Сорокина разработала авторскую классификацию таможенных пошлин и их ставок:
1) по способу определения ставки таможенных пошлин делятся на адвалорные, специфические и комбинированные;
2) по характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные), транзитные;
3) в зависимости от функционального назначения различают фискальные и протекционистские таможенные пошлины;
4) исходя из страны происхождения товаров, ставки таможенных пошлин могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными), максимальными, карательными;
5) по порядку введения выделяют ординарные и партикулярные таможенные пошлины;
6) согласно размеру ставки таможенных пошлин дифференцируются на высокие, средние и низкие;
7) с учетом характера закрепления различают автономные и конвенционные пошлины.
8) по сроку действия ставки таможенных пошлин бывают постоянными и временными[158].
Примечательно, что Договор о ЕАЭС в ч. 2 ст. 25 закрепляет определение понятия ввозной таможенной пошлины. Под ней понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств-членов в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза. Важно, что данное определение не вступает в противоречие с определением таможенной пошлины, закрепленным в ТК ТС.
Важный вопрос проводимого нами анализа – особенности правовой природы ввозной таможенной пошлины, отличающие ее как от вывозной пошлины, так и от других разновидностей таможенных платежей.
Во-первых, по общему правилу для ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза[159]. Что касается вывозных пошлин, то к ним применяются ставки, установленные национальным законодательством в отношении товаров, включенных в сводный перечень, формируемый Комиссией Таможенного союза в соответствии с договорами, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран. При этом Стороны стремятся к унификации перечней товаров и ставок вывозных таможенных пошлин[160].
Ситуация, при которой субъекты внешнеэкономической деятельности должны руководствоваться не только действующими нормами ТК ТС, но и национальным законодательством стран-участниц Союза, существенно осложняет работу[161]. Исходя из этого, полагаем, что указанная унификация перечней товаров и ставок вывозных таможенных пошлин существенно облегчит задачу в первую очередь для субъектов хозяйственной деятельности, благоприятно скажется на правоприменительной практике.
Во-вторых, ввозные таможенные пошлины подлежат распределению между странами Евразийского экономического союза. Для вывозных таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов подобный механизм распределения не предусмотрен, они перечисляются в полном объеме в бюджет соответствующей Стороны.
В-третьих, ввозные пошлины зачисляются в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа той Стороны, в которой они подлежат уплате, в том числе в случае их взыскания. Что касается вывозных пошлин, то для них не предусмотрено подобной процедуры. Они перечисляются непосредственно в бюджет каждой Стороны.
В-четвертых, ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей и уплачиваются на единый счет отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями). Несмотря на это, налоги и сборы, а также иные платежи, поступившие на единый счет, могут быть зачтены в счет уплаты ввозных таможенных пошлин.
Подводя итог сравнительно-правовому анализу, можно сделать вывод о том, что ввозная таможенная пошлина в условиях Евразийского экономического союза имеет особенности, отличающие её от других разновидностей таможенных платежей, в том числе от вывозной пошлины.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Администрирование таможенных платежей как направление финансовой деятельности государства (финансово-правовой аспект)"
Книги похожие на "Администрирование таможенных платежей как направление финансовой деятельности государства (финансово-правовой аспект)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Инна Цидилина - Администрирование таможенных платежей как направление финансовой деятельности государства (финансово-правовой аспект)"
Отзывы читателей о книге "Администрирование таможенных платежей как направление финансовой деятельности государства (финансово-правовой аспект)", комментарии и мнения людей о произведении.