» » » Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе


Авторские права

Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе

Здесь можно купить и скачать "Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе
Рейтинг:
Название:
Работа с картинами русских художников на уроках в школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-691-02001-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Работа с картинами русских художников на уроках в школе"

Описание и краткое содержание "Работа с картинами русских художников на уроках в школе" читать бесплатно онлайн.



В методическом пособии представлены учебно-тематические планы и конспекты уроков для учащихся начальной и средней школы по ознакомлению с видами и жанрами изобразительного искусства, с отечественной историей и культурой, с творчеством русских мастеров XVIII–XX веков. В основе предлагаемой программы и конспектов занятий положен принцип изложения материала «от простого к сложному».

Издание адресовано педагогам для использования на уроках русского языка и литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, для бесед по эстетике в дополнительном образовании.






На доске репродукция картины «Корабельная роща».

Д. Это летний пейзаж.

– Светит солнце, сосновый лес.

– Медленно течет ручеек.

– Люди почему-то перегородили ручей заборчиком – и в лесу есть забор.

– На переднем плане очень чистый и прозрачный ручей, видны камешки на дне.

– И как Шишкину удалось сделать воду прозрачной.

– А почему называется «корабельная роща»?

У. Раньше корабли целиком строили из дерева. На строительство кораблей, мачт отбирали только стройные деревья. Много вы видите на этой картине кривых деревьев?

Д. Я вижу только одно. Оно, вероятно, на строительство корабля не пойдет.

У. Теперь понятно, почему Шишкин назвал рощу корабельной?

Д. Понятно.

У. Русский человек, глядя на эту картину, испытывает чувство гордости за необъятность и величие своей родины. Образ природы донесен до зрителя таким, каким он живет в сознании народа, в его думах, чувствах и представлениях, в его песнях, сказаниях, былинах. Картину следует рассматривать как синтез большой работы художника, как произведение, в которое он сумел вложить весь свой творческий опыт, все знания, накопленные им за долгую творческую жизнь.

На картине «Корабельная роща» Шишкин изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах. Художник проникновенно передал тишину, успокоенность леса. Это состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей, громадные, в несколько обхватов стволы деревьев, которые придают всему полотну особенную монументальность. «Корабельная роща» – лебединая песня художника. В ней он воспел родину с ее могучими стройными лесами, прозрачными водами, смолистым воздухом, голубым небом, с ласковым солнцем. В ней он передал то чувство любви и гордости за красоту земли-матери, которое не покидало его на протяжении всей творческой жизни.

Шишкин – художник громадной творческой страсти, целеустремленности. Своей работоспособностью он поражал современников. Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким он запомнился своим друзьям. Он и умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Это было 20 марта 1898 г.

Весь творческий путь Шишкина предстает перед нами как великий подвиг русского человека.

III. Итог урока

Вопросы для повторения:

С каким художником и какими его произведениями вы познакомились?

Урок 10

Творчество Василия Ивановича Сурикова

Цели: Рассказать детям о Василии Ивановиче Сурикове – одном из величайших исторических живописцев мира; привить любовь к отечественной истории и расширить исторические знания детей.

Оборудование: Репродукции картин В.И. Сурикова «Автопортрет», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове».


ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Сегодняшний урок посвящен великому потомку казачьего рода, просуществовавшего 300 лет, Василию Ивановичу Сурикову (имя записывается на доске). Это один из величайших исторических живописцев мира. Рассмотрите репродукцию автопортрета Сурикова.

Родился Василий Иванович в 1848 году (дата записывается на доске) в Красноярске, детство провел в селе Сухой Бузим в 60 км от Красноярска, среди суровой природы, вольных людей с бунтарскими казачьими душами и политических ссыльных, принесших в далекий енисейский край свет своих знаний и убеждений.

Рисовать мальчик начал рано. В восемь лет Васю отдали в Красноярское уездное училище, где он стал серьезно заниматься рисованием. Первым его учителем был Николай Васильевич Гребнев, под руководством которого он копировал рисунки Рафаэля, слушал рассказы о Брюллове, Айвазовском. По окончании училища Суриков вынужден был стать писцом в губернском совете, но занятий искусством не оставлял. Он довольно умело выполнял акварелью пейзажи и портреты и даже давал уроки рисования дочери губернатора Замятина. Талантливым юношей заинтересовался енисейский золотопромышленник Кузнецов. Он обещал Сурикову выплачивать стипендию во время его обучения в академии. В декабре 1868 г. с обозом, груженым рыбой, Суриков отправился в далекий С.-Петербург. Так, верхом на огромном осетре, шутил впоследствии Суриков, он и добрался до Нижнего Новгорода. Оттуда по железной дороге доехал до Москвы, где осмотрел Кремль и соборы, произведшие на него неизгладимое впечатление. После этого поехал в С.-Петербург.

На экзамене в академии нужно было выполнить рисунок с гипсовой статуи. Для Сурикова, никогда не рисовавшего слепки с античных фигур, экзамен окончился плачевно: он провалился. Тут-то и сказался волевой характер сибиряка. Он поступил в рисовальную школу, за короткий срок освоил все, что требовалось для вступительного экзамена. И осенью того же года был принят в академию, где прошел два академических курса за один год.

Окончив академию с золотой медалью, Суриков переезжает в Москву и работает над росписью храма Христа Спасителя.


Картина «Утро стрелецкой казни»

У. Давайте познакомимся с историческим полотном «Утро стрелецкой казни».

Учитель показывает репродукцию картины.

– Что вы видите?

Д. На переднем плане много людей.

– Они на Красной площади.

– На заднем плане храм Василия Блаженного и какое-то белое возвышение.



У. Это лобное место, рядом с которым совершались казни.

Д. Вдалеке светлеет небо. Видимо, раннее утро.

– Люди в белых рубахах сидят на телегах, у них в руках горящие свечи.

– Они, кажется, привязаны.

– Женщины плачут.

– На светлом фоне стены видны виселицы.

– Кого-то повели к ним.

– Кто-то сидит на белом коне.

У. Давайте попробуем догадаться и попытаемся ответить на вопросы о всаднике на белом коне. Где он находится? Кто стоит рядом с ним? Каковы его взгляд, посадка? Кто стоит на козлах кареты?

Д. Всадник – в стороне от толпы, его окружают люди в богатых одеждах.

– Один из них кланяется ему и что-то говорит.

– Он возвышается надо всеми, а взгляд очень строгий, даже злой.

– За мордой коня видны два негра.

– Может, это царь?

У. Правильно! Это царь Петр I, великий преобразователь России. Право на престол он отвоевывал с кровью – кровью казненных стрельцов.

Холодное, пасмурное октябрьское утро 1698 г. (дата записывается на доске). Немощеная тогда еще, изрезанная колеями и лужами Красная площадь. В голубовато-сером утреннем тумане неясно выступает живописная громада храма Василия Блаженного. В узком проходе – темные перекладины виселиц.

В темной толпе резкими светлыми пятнами выделяются белые рубахи привязанных к телегам стрельцов. Понуро склоненные головы, угрюмые лица. В связанных руках горящие свечи, бросающие зловещий красновато-желтый отблеск на одежду смертников – обреченных на казнь стрельцов.

Мы словно слышим неясный, глухой шум толпы, подобный рокоту морского прибоя, видим, как, чувствуя молчаливую поддержку народа, стрельцы приподнимают склоненные головы: они побеждены, но не сломлены. Седобородый кряжистый старик, с плеч которого сдирает синий стрелецкий кафтан солдат-преображенец, мысленно уже прощается с жизнью. Но он находит еще в себе силу утешать родных: упавшую к нему на колени рыдающую жену, плачущего сына. Он не говорит им ни слова – так бедны значением человеческие слова в страшные предсмертные минуты. Он ласково положил на голову жены свою крепкую, сильную, натруженную руку. Такие люди не просят пощады, они умирают в суровом молчании, с гордо поднятой головой.

Не просит пощады и чернобородый стрелец. Он один на один с подступающей смертью, даже не чувствует бережного прикосновения молодой жены.

Далек мыслями от стоящей за его спиной матери и пылающий лютой яростью рыжебородый стрелец – непокорный, закованный в колодки, связанный и все же страшный в своем гневе. Его фигура подалась вперед, смелый хищный профиль повернут к Кремлю, сверкающий взгляд устремлен на сидящего на коне царя.

Горделиво выпрямившийся Петр отвечает стрельцу таким же неумолимо яростным, твердым как сталь взглядом. Он чувствует свою правоту и силу – его рукой осуществляется воля истории. Им движут общегосударственные соображения, заставляющие не останавливаться перед жестокими средствами борьбы с варварством, он готов пытками, топором, виселицей сломить упорную борьбу стрельцов против прогрессивных, необходимых стране реформ.

А здесь мы видим, как отдает стрелец последний земной поклон: поникшая голова и бессильно повисшие руки стрельца, уже ведомого на казнь, горестный, душераздирающий вопль его жены, плач льнущего к матери сына, глухое рыдание старухи, севшей прямо на грязную землю возле брошенной, угасающей, как жизнь стрельца, свечи, немое отчаяние другой старухи, опустившейся на колени возле телеги с рыжебородым стрельцом, – вся бездна человеческих переживаний и полное высокого трагизма настроение картины. Ее колорит – сумеречно-мрачный, выдержанный в гармонии серо-черных и кроваво-красных тонов, – всецело отвечает этому настроению, усиливает его, создает общую атмосферу трагического хмурого утра нового дня России.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Работа с картинами русских художников на уроках в школе"

Книги похожие на "Работа с картинами русских художников на уроках в школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Зоя Барановская

Зоя Барановская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе"

Отзывы читателей о книге "Работа с картинами русских художников на уроках в школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.