» » » Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе


Авторские права

Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе

Здесь можно купить и скачать "Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе
Рейтинг:
Название:
Работа с картинами русских художников на уроках в школе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-691-02001-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Работа с картинами русских художников на уроках в школе"

Описание и краткое содержание "Работа с картинами русских художников на уроках в школе" читать бесплатно онлайн.



В методическом пособии представлены учебно-тематические планы и конспекты уроков для учащихся начальной и средней школы по ознакомлению с видами и жанрами изобразительного искусства, с отечественной историей и культурой, с творчеством русских мастеров XVIII–XX веков. В основе предлагаемой программы и конспектов занятий положен принцип изложения материала «от простого к сложному».

Издание адресовано педагогам для использования на уроках русского языка и литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, для бесед по эстетике в дополнительном образовании.






Учитель показывает репродукцию картины «Золотая осень».

Д. Художник изобразил солнечный осенний день.

– Трава уже не сочно-зеленая, а с желтизной.

– Главные тут березки, они и в самом деле «золотые».

– В реке отражается небо. Вода в ней уже темная. В такой речке не хочется искупаться.

– На дальнем плане видны дома и зеленое поле.

У. Как вы догадались, что день солнечный?

Д. Тень падает от деревьев, и кусты отражаются в воде.

– Было бы приятно в это время побродить в березовом лесочке.

– Кустик на переднем плане красноватый.

У. Вы правы, друзья. Дивно у Левитана изображение золотой осени, той поры, когда «весь день стоит как бы хрустальный».

Радостное восприятие жизни звучит в его «Золотой осени». Сверкает «золото» берез, багрянцем вспыхнула молодая осинка, побурела трава, холодная синяя гладь реки. Невольно вспоминаются стихи Тютчева:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Мне бы хотелось обратить ваше внимание на манеру письма. На одном из предыдущих уроков я говорила о письме мазками. Всмотритесь в репродукцию. Где особенно четко видны мазки?

Д. Четче всего это видно на золотистых березах.

– На воде, на багровом кустике.

У. Вы правы. Но прежде чем переключить ваше внимание на другую картину, мне бы хотелось рассказать еще об одной особенности художника. В расцвете творческих сил Левитан вынужден был писать левой рукой, так как правая начала усыхать, но написанное левой рукой было так же прекрасно, как и предыдущие полотна, написанные правой рукой.


Картина «Над вечным покоем»

У. Следующая работа художника более прозаична и грустна. Всмотритесь в репродукцию.

Учитель показывает репродукцию картины «Над вечным покоем».

Д. Много воды и много неба.

– Все хмурое, как перед грозой.

– Река розоватая, как во время заката.

– Деревянная церковь с крестом.

– На переднем плане могилы с крестами.

– Дует ветер, деревья наклонились.

– Небо сиренево-фиолетовое, с хмурыми облаками.

– Скорее всего, художник изобразил закат.

У. Почему так названа картина?

Д. Художник изобразил кладбище.

– Это старое кладбище, некоторые кресты завалились.

– Спокойно течет река, никто не нарушает покой на кладбище.

У. Сам Левитан считал картину «Над вечным покоем» своим центральным произведением. «…В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», – писал он Третьякову, радуясь, что картина куплена для галереи.

Левитан написал спокойную гладь реки, а вдали – в туманной дымке – низкие берега. На переднем плане высоко над водой маленькая ветхая церковка, рядом бедное деревенское кладбище. Садится солнце, сгущаются сумерки. Спокойны краски картины – чуть желтоватый отблеск вечернего солнца мягко ложится на неподвижные воды, пустынные бескрайние дали. Засыпает природа. Кажется, бесконечно будет продолжаться этот вечный покой.

И все-таки чуткий глаз художника сумел уловить в этом пейзаже самое трепетное мгновение – минуты перед закатом. Мы взволнованы: вот-вот скроется солнце, и все – облака, дали, церковка – потонет в непроглядном мраке. Стоило художнику «опоздать» хотя бы на полчаса, и исчезло бы настроение, которое охватывает нас перед этим поэтическим полотном Левитана.

Картину Левитан писал на озере Удомля под Вышним Волочком. Его захватили безбрежные просторы и грандиозность природы, мысль о человеке, временности и хрупкости его существования.


Картина «Весна. Большая вода»

У. Палитра художника богата и разнообразна. В зависимости от характера создаваемого им художественного образа он находит все новые и новые живописные средства.



Учитель показывает репродукцию картины «Весна. Большая вода».

– Посмотрите на репродукцию картины. Здесь, как в ранее рассмотренных нами картинах, нет человека, но…

Д. Да, на берегу стоит лодка, на которой приплыл человек.

У. Почему Левитан так назвал картину?

Д. Художник написал весенний разлив.

– Вода затопила лесочек, часть деревенских домов.

У. Какой день изобразил Левитан?

Д. День солнечный.

У. Почему вы так думаете?

Д. От деревьев падают тени на берег.

– Вода голубая и небо голубое.

– На берегу золотой песочек.

– Солнце мешает найти границу между деревом и отражением.

– Оно позолотило верхушки березок, у которых скоро распустятся листочки.

– Картина радостная – вода уйдет, и все деревья покроются зеленью.

– Художник использовал солнечные краски и сделал картину светлой.

У. В этой картине Левитан выступает как тончайший колорист, лирик. Нежными переливами красок нарисованы тонкие деревца и их отражения. Голубоватые удлиненные тени видны на воде и на берегу. Яркая зелень ели и ствол старого дерева дополняют эту картину.

Большинство последних полотен Левитана посвящено теме русской деревни. Поле, лес, гумно, околица деревни в свете луны или заходящего солнца – излюбленные мотивы этого периода. Своей лаконичностью, благородством красоты и правды они близки творчеству А.П. Чехова.


III. Итог урока

У. Несмотря на прогрессирующую болезнь сердца, которое у него, по словам Чехова, не стучало, а «дуло», его работы последних десяти лет освещены радостным ощущением жизни. В это время пришла к нему слава и отступила бедность. Он стал членом Товарищества передвижников и участвовал в его выставках. Многие его работы экспонировались на международных выставках в Париже и Мюнхене. В 1897 г. Левитан стал академиком живописи и вскоре начал вести класс пейзажа в том самом училище, где учился сам. Все было хорошо. У него была отличная мастерская в тихом Большом Трехсвятительском переулке, были любимые ученики, сотни планов и художественных замыслов вынашивались в голове, но здоровье уходило.

Умер Левитан 4 августа 1900 г., прожив сорок лет.

Вопросы для повторения:

С творчеством какого художника мы знакомились?

Какие произведения он написал?

Какие картины вам больше всего понравились?

Урок 7

Творчество Ивана Константиновича Айвазовского

Цели: Познакомить детей с художником-маринистом И.К. Айвазовским – одним из лучших авторов морских пейзажей; прививать любовь к природе.

Оборудование: А.В. Тыранов «Портрет И.К. Айвазовского»; репродукции картин: «Чесменский бой 25–26 июня 1770 года», «Девятый вал», «Черное море».


ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала

У. С творчеством какого художника мы знакомились на прошлых уроках?

Д. С творчеством художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана.

У. Какие произведения Левитана вам запомнились и чем?

Д. Запомнилась картина «Март». Художник написал начало весны, голубое небо, «золотой» дом.

– Мне запомнились следы, уводящие в лес, лошадь с санями, ожидающая человека, который вот-вот выйдет из открытой двери на крыльцо.

– А мне запомнился осенний пейзаж, который называется «Золотая осень», и те крупные мазки, какими написана картина.

– «Весна. Большая вода». Там нет человека, но его присутствие выдает лодка у берега.

– Я помню летний луг на опушке леса, в траве которого хотелось бы полежать и посмотреть в голубое небо.

– «Владимирка». По дороге, идущей к горизонту, шли каторжники в Сибирь. Печальная картина.

Д. Аллея парка, золотые деревца и листья по краю аллеи в картине «Осенний день. Сокольники». А женщину, идущую по аллее, написал брат писателя Чехова – Николай.

– Все эти картины купил Третьяков, и они находятся в Третьяковской галерее в Москве.

II. Изучение нового материала. Жизнь и творчество И.К. Айвазовского

У. Бывают пейзажи, изображающие не только луга, леса, аллеи, речки, но и моря. Пейзажистом, изображающим море, был Иван Константинович Айвазовский – художник-маринист.

Учитель записывает на доске годы жизни художника (1817–1900) и показывает репродукцию портрета Айвазовского кисти А.В. Тыранова.

– Творчество Айвазовского, прожившего долгую жизнь и посвятившего изображению моря несколько тысяч произведений, сложилось еще в первой половине века как искусство художника-романиста, находящего созвучие свободной раскованности чувств человека в дыхании вольной стихии моря и неба.

Он занимает исключительное место в истории не только русской, но и мировой пейзажной живописи.

Родился Иван Константинович Айвазовский в городе Феодосии, в Крыму. Дед его был турок. Он погиб в уличном бою при взятии русской армией крепости Бендеры. Отец как сирота был усыновлен армянским семейством; впоследствии женился на армянке, которая и стала матерью художника.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Работа с картинами русских художников на уроках в школе"

Книги похожие на "Работа с картинами русских художников на уроках в школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Зоя Барановская

Зоя Барановская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Зоя Барановская - Работа с картинами русских художников на уроках в школе"

Отзывы читателей о книге "Работа с картинами русских художников на уроках в школе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.