» » » » Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История культуры повседневности. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.






Несмотря на высокий уровень развития городских ремесел, подавляющая часть населения Индской цивилизации занималась земледелием. При раскопках цитадели Хараппы в щелях каменных плит фундамента зернохранилища были обнаружены зерна пшеницы, ячменя, кунжута. Зерен риса при раскопках городов индской цивилизации обнаружено не было, однако среди черепков в портовом городе Лотхале была найдена рисовая шелуха. Это дает основание полагать, что либо рисоводство являлось частью сельскохозяйственной культуры жителей долины Инда, либо, по крайней мере, они были знакомы с рисом как зерновой культурой, импортируемой из других стран. Обнаруженная глиняная табличка с изображением финиковой пальмы позволяет предполагать, что население индских городов также было знакомо с садоводством, что, безусловно, подразумевает высокоразвитую ирригационную систему, опирающуюся на знания о периодах разлива Инда.

Неоднократно упомянутые глиняные таблички и бронзовые печати, а также мелкая пластика, функциональная специфика которой не до конца выяснена (то ли это детские игрушки, то ли – фигурки, имевшие ритуальное значение), позволяют составить представление о нюансах сельской жизни представителей индской цивилизации: транспортных средствах, домашних животных и пр. Так, многочисленные фигурки изображают зебу, буйволов, запряженных в качестве тяглового скота в высокие повозки, перевозящие людей, домашнюю утварь. Среди домашних животных известны также овцы, козы, коровы, кошки, собаки, куры.

При раскопках Мохенджо-Даро была обнаружена терракотовая фигурка слона, выкрашенная в красный и белый цвет (этими цветами украшают домашних слонов в Индии и по сей день), что свидетельствует о том, что слон как одомашненное животное был известен уже в индский период. Кроме того, были обнаружены кости лошади, хотя мы не располагаем достоверными фактами использования лошади в качестве домашнего животного.

Досуг в индский период. О свободном времяпрепровождении жителей Хараппы, Мохенджо-Даро, Лотхала можно судить исходя лишь из известных нам археологических находок. Упомянутые ранее фигурки рабынь-танцовщиц указывают на то, что одним из видов развлечений знати долины Инда было лицезрение танцев в исполнении рабынь. Была обнаружена часть каменной плиты, одна из поверхностей которой была разлинована на равного размера клетки, напоминающие поле шахматной доски, а также фигурки, которые, по всей видимости, имеют то же предназначение, что и шахматные фигуры. Поэтому не исключено, что индийская игра чатуранга, считающаяся прародителем известных нам шахмат, имела своего предшественника в период индской цивилизации.

Культура повседневности «классической Индии» (от ведийского периода до классического). Несмотря на столь широкие временные рамки: от XVII–XV вв. до н. э. практически до XII в. н. э., промежуток, охватывающий ведийский период, возникновение и распространение буддизма и собственно классический период (расцвет буддизма, индуизма) – эти более чем три тысячи лет в аспекте рассмотрении индийской традиционной культуры можно объединить в один. Это был период преобладания общих категорий культуры, таких как варна (сословие), каста (узкопрофессиональная общность), дхарма (закон, порядок), мокша/нирвана (духовное освобождение от бренного существования) и др.134 Интерпретация данных категорий, безусловно, могла претерпевать изменения, согласно доктрине той или иной традиции (ортодоксальной – брахманистской, признававшей абсолютный авторитет вед как священных текстов и неортодоксальной – буддийской и джайнской), однако категориальный аппарат в целом оставался практически неизменным.

Источники по изучению «классической Индии». В отличие от культур Индостана, предшествовавших ведийской, мы имеем достаточное количество источников по изучению культуры Индии данного периода – помимо археологических артефактов в распоряжении ученых имеются многочисленные письменные памятники, прекрасные образцы художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, записанные на санскрите – языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье (индоиранская подветвь, индоарийская группа)135. Среди основных письменных источников по изучению культуры «классической Индии» необходимо упомянуть прежде всего гимны и заклинания четырех Вед, тексты буддийской литературы, а также индийский эпос – Махабхарату и Рамаяну, – часто именуемый пятой Ведой.

Самые ранние гимны Ригведы датируются приблизительно II тыс. до н. э., т. е. они сложились еще в тот период, когда арии еще не проникли на Индостан. Поэтому было бы неправильным говорить о наступлении «арийской ночи», означающей, что на место высокоразвитой индской цивилизации пришли варвары-кочевники, разрушившие все предшествующее культурное наследие и предавшие забвению достижения жителей Хараппы и Мохенджо-Даро. Гимны Ригведы наглядно демонстрируют, что на Индостан пришел народ, обладающий богатой и самобытной культурой. Тексты вед дают прекрасный материал, в частности по мифологии индоариев, несомненно, оказавшей влияние на их повседневный уклад.

Структура города. Одним из таких мифологических представлений, одинаково принимаемым как ортодоксальной, так и неортодоксальной индийской традицией, была идея о структуре места обитания живых существ – чакравалы, имеющего форму колеса (чакры). Центром мироздания объявлялась гора Меру, на верхних террасах которой находится, согласно ведийской традиции, дворец царя богов Индры (в буддизме – Шакры). По краям этой мифологической ойкумены располагались четыре материка, ориентированные по основным сторона света. На востоке от Меру находился континент Пурвавидеха («Восточная Видеха»; слово пурва означает также «первый»); на юге – материк Джамбудвипа, где, согласно древним представлениям, и обитали люди; на западе – земля Апарагодания (Аварагодания; слово апара/авара, помимо «западный», означает также и «последний»); наконец, на севере расположен материк Уттаракуру («Северный Куру»; уттара означает также «высший») – мистическая земля на севере, где царят процветание и благоденствие.

Таким образом, структурное изображение вселенной – мáндала – в древнеиндийской традиции представляется в виде круга с центром, из которого расходятся четыре основных направления, ориентированных по сторонам света. Согласно этим представлениям и строился город в «классической Индии», а также в древних государствах Южной и Юго-Восточной Азии – ареале распространения индийской культуры. Роль центра в древнеиндийском городе играл ассоциировавшийся с горой Меру и обителью Индры царский дворец – средоточие политической, экономической, религиозной жизни города. За стенами дворца располагались казна, суд, общественные амбары, главный храм, гарнизон. От дворца расходились главные городские дороги, расположенные также по направлению четырех сторон света. Престижными районами, где селилась городская знать, считались северная (по аналогии с «землей благоденствия Уттраракуру») и восточная (восточное направление особо почиталось в древней Индии) части города, соответственно, городская беднота селилась, как правило, на южной и западной окраинах.

Необходимо отметить, что такие достижения предшествующей индской цивилизации, как, например, городская канализация, общественные колодцы, были приняты на вооружение ариями и всячески поддерживались.

Структура зданий. Жилища простых людей в «классической Индии» практически не отличались от домов представителей индской цивилизации: жилые и хозяйственные помещения также располагались по периметру двора, в центре которого мог располагаться частный колодец. Центральное место в доме занимал алтарь, где главой семейства совершались необходимые жертвоприношения. Особый интерес представляет структура дворцов, культовых сооружений – храмов, буддийских ступ и т. д.

И здесь вновь необходимо обратиться к ведийской мифологии, а именно к сюжету о жертвоприношении Пуруши – космического первочеловека, которого боги умертвили и, расчленив, создали из частей его тела вселенную. Культовые сооружения (как отдельные храмы, так и целые храмовые комплексы) древней Индии строились так, что они схематично были вписаны в фигуру человека, воплощая тем самым принцип возникновения вселенной из тела Пуруши. Однако как светские, так и культовые сооружения строились и по принципу мандалы – в символической форме повторяли очертания горы Меру.

Социальная структура древнеиндийского общества136. Аналогичный мифу о возникновении вселенной из принесенного в жертву Пуруши сюжет о возниконовении четырех сословий – варн – древнеиндийского общества из частей тела бога Брахмы. Так, согласно ведийской традиции, из уст Брахмы возникли жрецы – брахманы, чья прерогатива – совершение жертвоприношений, объявлявшихся залогом сохранения мироздания от неминуемого апокалипсиса; также в ведении брахманов находились вопросы управления государством, благодаря чему жрецы были бессменными советниками правителей в политических делах137.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Книги похожие на "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История культуры повседневности. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.