» » » » Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История культуры повседневности. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.






Социальная структура древнеиндийского общества136. Аналогичный мифу о возникновении вселенной из принесенного в жертву Пуруши сюжет о возниконовении четырех сословий – варн – древнеиндийского общества из частей тела бога Брахмы. Так, согласно ведийской традиции, из уст Брахмы возникли жрецы – брахманы, чья прерогатива – совершение жертвоприношений, объявлявшихся залогом сохранения мироздания от неминуемого апокалипсиса; также в ведении брахманов находились вопросы управления государством, благодаря чему жрецы были бессменными советниками правителей в политических делах137.

Из груди Брахмы появились кшатрии – воины и правители, из бедер Брахмы появились вайшьи – торговцы и ремесленники, свободные крестьяне. Слуги шудры возникли из стоп Брахмы, поэтому их удел – вечное служение представителям первых трех варн.

Стратификация древнеиндийского общества была замкнутой, и социальная мобильность была исключена, только праведным поведением, «согласно своей варне и ашраме», по прошествии многих и многих рождений в одной и той же социальной страте было возможно заслужить «карьерный рост» – рождение в более высоком сословии.

Семья и брак, мужские и женские статусы в «классической Индии». Классическая индийская семья, патриархальная и патрилинейная, включает абсолютно всех родственников – братьев, дядьев, двоюродных братьев и племянников, приемных детей, внуков и всех побочных родственников по мужской линии, являясь таким образом довольно крупной социальной ячейкой. В понятие семьи также включались и слуги, домашние рабы, ученики, проходящие курс обучения в доме брахмана. Необходимо отметить, что не отдельно взятый человек, а семья в целом являлась «мельчайшей единицей измерения» населения региона. Семейные узы были настолько крепкими, что кровнородственные отношения внутри семьи нередко теряли отчетливость: сын главы семейства мог свободно обратиться с просьбой к любой из жен своего отца, и та относилась к нему как к родному.

При рождении младенца совершалась первая в его жизни церемония джатакарма. Ребенку перерезали пуповину, нашептывали на ухо защитительные заклинания (мантры), мазали язык смесью меда и топленого масла гхи, давали имя, которое тщательно хранилось в тайне родителями вплоть до обряда посвящения в ученики138.

Упомянутый выше термин ашрама означает возрастную стадию в жизни «дважды рожденного» – мужчины первых трех варн. Первой ашрамой как раз и являлась стадия ученичества – брахмачарья, знаменующая собой уход из родительского дома в семью учителя – гуру. Именно во время этого ритуала посвящения мальчик получал так называемый шнур дважды рожденного, т. е. в процессе ритуала получал второе имя.

Примечательно, что во время данной инициации родители, передавая сына брахману с рук на руки, произносили следующую формулу: «Господин! Мы поручаем Вам нашего ребенка. Учите его, бейте его! <…> Мясо Ваше, кости наши». Данная словесная формула наглядно демонстрирует, что наказание выступало легитимным орудием образования, которое являлось, вне всякого сомнения, платным и очень дорогим, так как обеспечивало обучающемуся возможность занять весьма прибыльную должность. А грамотные люди неизменно пользовались спросом на древнеиндийском рынке труда. Родителям стоило больших трудов обеспечить своему чаду достойное образование, поэтому результат должен был быть стопроцентным вне зависимости от способностей к обучению у новоиспеченного школяра.

Тем не менее фраза «Мясо Ваше, кости наши» означает, что физическое воздействие допускалось лишь по мышцам, без переломов, поскольку неправильно сросшиеся кости могли привести к увечью, полной или частичной потере трудоспособности нерадивого студента, что в свою очередь могло сделать невозможным дальнейшую женитьбу, а также наследование профессии отца.

Считалось, что дети из брахманских семей, от рождения самые способные, могли начать обучение в 6–8 лет, тогда как дети кшатриев – в 8–10, самыми неспособными к обучению рассматривались дети вайшьев, вступавших в стадию брахмачарьи к 10–12 годам. Считается, что девочки не проходили стадию обучения, их «наукой» было обучение премудростям ведения домашнего хозяйства и заботы о будущем муже. Однако образцы индийской пластики наглядно демонстрируют, что девочки, по крайней мере, из высокородных – брахманских и кшатрийских – семей владели грамотой: могли читать и писать. Представительницы знатных родов были, как правило, довольно образованными – до наших дней дошли образцы поэзии и драмы, созданные женщинами.

Окончив обучение в доме наставника, которое обычно длилось 12 лет, юноша, совершив ритуальное омовение и отблагодарив учителя соответственно материальным возможностям своей семьи, становился снатакой (букв. «омывшийся»). Теперь ему дозволялось вкушать все прелести мирской жизни, носить украшения и праздничные одежды, в которые он и облачался во время особого ритуала «возвращения домой» (самавартана). Снатаке, если он только не принимал целибат и не избирал путь духовного совершенствования, надлежало в ближайшее время вступить в брак.

Как правило, брак устраивался родителями жениха и невесты путем долгих переговоров, консультаций астролога. В столь стратификационно замкнутом социуме, как индийское общество, где брак заключался между представителями одной варны и касты, вопрос союзов между кровными родственниками стоял достаточно остро. Так, в северной Индии не дозволялось жениться лицам, имеющим общего предка со стороны отца в седьмом поколении или со стороны матери в пятом. Подобные сведения интересны еще и тем, что дают представления о древнеиндийских познаниях в генетике, основанных, конечно, исключительно на многолетних наблюдениях.

Считалось, что возраст невесты должен составлять треть возраста жениха, однако в древнеиндийских трактатах по медицине утверждается, что самое здоровое потомство рождается у матерей старше 16 лет, 20 лет – идеальный возраст вступления в брак для мужчины.

Основная цель брака в традиционном обществе – рождение детей, продолжение потомства, способного в будущем обеспечить выживание семьи, общины. Поэтому основным критерием выбора спутника жизни были не чувства молодых людей, а их способность зачать здоровое потомство, будущей матери – выносить и родить здоровых наследников, будущего отца – прокормить семью, дать детям достойное воспитание и образование. Отсюда решающими факторами служили физическое состояние жениха и невесты, их материальный достаток и социальный статус.

Существовал также и тип брака, именуемый гандхарва или сваямвара (собственный выбор), когда девушка могла сама выбрать себе жениха. Знатные кшатрии с этой целью устраивали состязания женихов в силе, ловкости, воинской доблести. Если по достижении дочерью половой зрелости родители не могли определиться с выбором жениха, то она также имела право на самостоятельный выбор.

Нередко молодожены впервые виделись лишь на свадьбе, времени «узнать человека поближе» не было. Знакомство с привычками, предпочтениями супруга/супруги происходило в процессе семейной жизни. Решение проблемы несовместимости супругов было одной из задач создания трактата Камасутра, авторство которого приписывается Ватсьяяне (III–IV вв.). Данный текст является своеобразным пособием по «этике и психологии семейной жизни», где описаны правила поведения жены и мужа, а также представлена типология женских темпераментов в зависимости от телосложения с тем, чтобы супруг, впервые видя свою жену, сразу мог выстроить стратегию собственного поведения.

Праведный образ жизни индийского мужчины с необходимостью включал три аспекта:

1) дхарма – обретение религиозных заслуг путем неукоснительного соблюдения законов, «согласно своей варне и ашраме»;

2) артха («польза») – достижение благосостояния праведными способами;

3) кама – получение чувственных наслаждений.

Считалось, что отсутствие либо ущемление одного из вышеназванных аспектов является неблагим поведением мирянина.

После того завершения свадебного ритуала брак считался нерасторжимым. И даже если обряд был по каким-то причинам не завершен, он не имел обратной силы и развод почти исключался, но был все-таки возможен. В древнеиндийском трактате Артхашастра говорится о том, что развод возможен, если брак не освящен соответствующей церемонией. Такой брак мог быть расторгнут лишь по обоюдному согласию. Без проблем разводиться дозволялось представителям низших каст.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Книги похожие на "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История культуры повседневности. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.