» » » » Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История культуры повседневности. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.






Практически всегда виновной в разводе супругов объявлялась женщина. В таких случаях она лишалась большинства прав, в том числе и на повторное замужество. Однако муж обязан был продолжать ее содержать, если она в этом нуждалась.

Одной из основных причин развода называется измена жены. Если ее любовник принадлежал к более низкой варне, ее могло ожидать самое суровое наказание – иногда неверную супругу отдавали на растерзание собакам. Но если ей удавалось соблазнить представителя высокого сословия, положение изменницы в этом случае было несколько лучше. Изменница обязана была носить грязную одежду, спать на земле, голодать, после чего ей дозволялось вернуться к супругу.

В Древней Индии женщина была более уязвима перед законом, нежели мужчина, почти бесправна и несамостоятельная. В детстве ее опекают родители, с замужеством она зависима от супруга, став вдовой, оказывалась под присмотром сыновей. Женщине дозволялось иметь собственность (стридхана) – драгоценности и одежду. Муж имел права на собственность жены, но после ее смерти наследниками ее имущества могли считаться только дочери, но не муж или сыновья. Основной обязанностью женщины в семье объявлялось исполнение функций супруги и матери. Супруг имел право подвергать жену наказаниям, как телесным (порка розгами), так и финансовым (денежный штраф). В обязанность супруги входил уход за мужем и полное ему подчинение.

Вместе с тем утверждалось бережное и нежное отношение к женщине; необходимо было заботиться о супруге, дарить ей драгоценности и окружать роскошью, согласно доходам мужа. Считалось, что у того, кто бьет свою жену, боги не примут жертву. Таким же уважительным должно было быть отношение сыновей к матери, которую вменялось всячески почитать, запрещалось причинять ей вред, ругаться с ней, покидать, оставлять в беспомощном состоянии.

После рождения наследника вчерашний снатака обретал следующую ашраму – статус грихастха (домохозяина), а его отец, новоиспеченный дедушка, передавал сыну управление хозяйством, семейное дело и автоматически обретал статус лесного отшельника (ванапрастха) – третья ашрама. Бывший глава семейства удалялся в лес и жил в одиночестве. Таким отшельникам полагалось строить себе жилище на некотором удалении от деревни, однако связь сына с отцом окончательно не прерывалась – молодой домохозяин снабжал своего отца-отшельника едой, а тот наставлял наследника в делах управления домашним хозяйством.

Дело в том, что цель жизни в традиционном обществе совпадала с религиозной целью. В случае с Индией цель – обретение освобождения (мокши/нирваны) от оков мирского существования, достигаемая путем освобождения от любых эмоциональных привязанностей, либо же обретения лучшего рождения. Пребывая в статусе домохозяина, мужчина лишен возможности «подумать о душе», основной целью его деятельности является обеспечение своей семьи всем необходимым. И только после рождения внука он получает возможность для уединенной йогической практики, ведущей к реализации жизненной цели. Именно поэтому отсутствие мужского потомства (невозможность возложить домашние заботы на наследника) рассматривалось как кармическое возмездие за грехи в прошлых жизнях и считалось большим горем139.

По достижении определенного возраста (некоторые источники указывают на 70–75 лет) отшельник переходит в четвертую, последнюю, ашраму – саньяса (отречение), становится странствующим аскетом и живет подаянием.

После смерти супруга в семьях участь вдовы была тяжелой. Ей предписывалось спать на земле, питаться грубой пищей только один раз в день. Запрещалось употреблять мед, мясо, вино, соль, нельзя было носить украшения, яркую одежду, использовать косметику. Вдове надлежало все дни проводить в молитвах и поминальных обрядах, страшась, что малейшее отступление от столь аскетического образа жизни не только негативно скажется на ее кармическом следствии, но и навредит покойному супругу, который будет страдать в загробном мире из-за нерадивости своей второй половины. Общества вдовы сторонились все, кроме ее детей, считая, что встретить ее является несчастливым предзнаменованием. Вдова была обречена на одиночество.

Альтернатива такой безрадостной жизни была только одна – взойти на погребальный костер, совершив ритуал самосожжения (сати). Необходимо отметить, что в гимнах Ригведы нет ни одного упоминания о ритуале сати, т. е. он не является, в строгом смысле слова, освященным ведийской традицией, хоть и имеет достаточно древние корни. Если можно так выразиться, идеологическое обоснование сати проистекает из идеала следования праведной жены вслед за мужем, в том числе и в смерти. Во время индийского похода Александра Македонского греки были поражены тем, что женщины вставали с оружием на место своих павших в битве мужей и яростно сражались насмерть. Таким образом, совершение сати характерно для вдов прежде всего из воинского сословия. Однако необходимо отметить, что ритуальное (погребальное) убийство/самоубийство как следование за мужем/хозяином известно во многих культурах.

Решение о сати должно быть добровольным, хотя на практике вдова подвергалась сильнейшему моральному прессингу со стороны родственников покойного мужа, всячески подвигавших ее к столь решительному поступку. Считалось, что в смерти мужа (особенно преждевременной) виновата темная карма жены. Если вдова решалась на совершение сати, ритуал обставлялся с особой пышностью; все, включая мужчин, воздавали всевозможные почести «праведной жене». Чтоб облегчить страдания, вдову, совершающую сати, могли опоить наркотическими веществами.

Одежда в Индии классического периода. Источниками, дающими информацию об одежде древних индийцев, могут выступать и письменные памятники, и образцы иконографии, пластики. Ввиду чрезвычайно жаркого и влажного климата одежда отличалась легкостью материала (лен, хлопок, импортируемый из Китая шелк, шерсть), а также максимально допустимой открытостью тела140.

Во всем многообразии древнеиндийских костюмов можно выделить два типа одежды: сшитую и несшитую. К несшитой одежде правомерно отнести мужское поясное одеяние дхоти и женское – сари, оба вида одеяния отличаются тщательностью драпировки. Дхоти представляет собой полоску ткани длиной около 5 м, которая оборачивалась вокруг ног и бедер. Сари, обматываемое снизу вверх, имело длину 6,5 м и ширину более метра. Облачение в сари начинают с драпировки ног и талии и заканчивают, перебрасывая ткань через плечо, иногда используя верхнюю часть сари в качестве капюшона.

По особенностям драпировки сари, форме складок, узору каймы – важного декоративного элемента данной одежды, направлению и завязыванию свободного конца ткани можно было судить об этнической, религиозной, варновой (сословной) принадлежности хозяйки сари, а также о ее семейном положении. Примером сшитой мужской одежды могут служить кафтан, адхивасу – шитая золотом прилегающая рубаха, женской – юбка (ленга) и кофта (чоли), которые также могли сочетаться с сари.

Одежда, безусловно, являлась гендерным и социальным маркером. Одеяние представителей различных сословий могло отличаться по цвету (так, одежды золотого/желтого цвета могли носить лишь представители правящих династий), характеру наносимых узоров.

Первым трем сословиям древнеиндийского общества (вайшьям, кшатриям и брахманам) надлежало носить священный шнур «дважды рожденного», свитый из трех нитей и опоясывающий владельца через левое плечо, грудь и спину. Небогатым вайшьям дозволялось носить лишь шерстяную рубашку, поверх которой допускалась козлиная шкура, подпоясанная пеньковым поясом. Трость вайшьев изготовлялась из фигового дерева. Воинское сословие носило льняные рубашки, накидки из оленьих шкур, баньяновую трость; подпоясываться кшатриям надлежало тетивой лука. Также воины носили своеобразную прическу – кшатрийский узел, как правило, богато украшенный драгоценными камнями и жемчужными нитями. Жреческое одеяние составляли тонкая рубаха, шкура газели, пояс из сахарного тростника и бамбуковая трость.

Кухня, являясь неотъемлемой частью индийского традиционного наследия, отражает особенности религии Индостана. Несмотря на небогатую основу индийских блюд (пшеница, рис, бобовые, овощи), разнообразие достигается за счет смешения различных специй, используемых как для усиления вкуса, так и для консервации пищи, столь необходимой в условиях влажного климата, способствующего быстрой порче продуктов. Очень распространены кисломолочные блюда и напитки – гхи (топленое масло), панир (прессованный сыр высокой жирности), дахи (простокваша).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Книги похожие на "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История культуры повседневности. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.